Весь сайт
Поиск
+7 846 207-07-16
отдел работы со слушателями
simakina-gi@filarm.ru
возврат эл. билетов
Новости
Инга Майорова (редактор портала «Музкарта»),
опубликовано в издании «Свежая газета. Культура» (№9, май 2024)
Абонемент главного дирижёра Самарской филармонии Дениса Власенко поставил вопрос и дал ответ
Пятый, заключительный концерт симфонического абонемента с громким названием «Главный» состоялся 19 мая в уже привычно переполненном филармоническом зале. «Сезон перемен» сформировал пул преданных поклонников нового главного дирижера и художественного руководителя оркестра. Революция, о которой долго говорили меломаны, свершилась. Денис Власенко за год с хвостиком пребывания «на троне» выполнил все свои обещания. Обновил репертуар новой музыкой, привёз отличных солистов, показал коллектив в столице. Даже ушёл с основного места работы, из оперного театра Узбекистана. Как грезится самарским любителям музыки – чтобы сосредоточиться на Самаре. Программа была размашистой. Нечастый гость на нашей сцене Рихард Штраус – и любимый, почти выученный наизусть, Антонин Дворжак. Тут отступление. Г-н Штраус был безусловно гениальным создателем многих, как принято говорить, «хитов и шедевров». С ярко индивидуальным оркестровым письмом. Узнаваемым в своеобразной флюоресцентной окраске стилем. Но. По основной специальности он был пианистом (хотя отец-валторнист и дядя-скрипач безусловно расширили его представление о специфике других инструментов). И всё же оркестр он познавал за дирижерским пультом. С палочкой в руке. Как тромбонам с их капризными кулисами сыграть плавно скачок, Штраус не особенно волновался. Пусть занимаются! А вот Дворжак… Сидел десять лет в оркестре обычным альтистом-скрипачом, знал оркестровую «кухню» изнутри. Отлично умел писать партии всех групп так, чтобы их легко можно было без ущерба для общего дела упоённо прочесть с листа.
И эта разница авторских текстов сыграла если не злую шутку, то обнажила главную проблему нашего оркестра: его многолетний, как говорят спортсмены, детренаж. Это совсем не значит, что у нас плохие музыканты или слабые дирижёры. Это значит, что долгое время оркестр не «вылизывал» фразировку и штрихи. Не бросался на оркестровые трудности, как на амбразуру. Дружно. Предварительно вычистив все мелкие огрехи, чтобы их не было вовсе. Чтобы никогда не было. Не потому, что это рутинная работа, за которую платят деньги. А потому, что если ты сидишь в оркестре и выходишь во фраке на сцену к людям в зале, готовым трудиться, слушать, понимать, восхищаться – иначе нельзя. Нельзя допускать визгливый тембр струнных, нельзя приблизительно интонировать, нельзя киксовать, нельзя вступать вразнобой и не попадать в акценты. Итак, сначала был Штраус. Сюита из оперы «Кавалер розы» (жаль, что нигде не было информации, какая именно сюита, их, говорят, две, и не было перечислено, из каких сюита состояла частей) – невероятно живая, написанная густым маслом на добротном холсте в тяжелой золотой раме. Она прозвучала так неровно, то изумительно лучезарно, то с досадными промахами, что хотелось иногда вскочить и бросить в оркестр гранату. Но отдельные эпизоды, гобой и флейта – хорошо! Соло Ирины Смоляковой - прекрасно. Хорал с задержаниями, «подъезды» к раскручивающейся мелодии, как арка ниспадающие последовательности арфы и челесты, вальс с бубном, чудные секвенции, финальная парковая праздничная иллюминация с фейерверком - хороши. Серебряная роза должна была распуститься и ожить.
«Четыре последние песни» для сопрано с оркестром вытянула на себе солистка Мариинского театра Мария Баянкина. Во-первых, красавица. Во-вторых, в очень детально продуманном наряде стиля ар-нуво, к которому, несомненно, можно отнести и Рихарда-нашего-понимаешь-Штрауса. Отличное чувство длиннющей фразы, длиннющее свободное дыхание, общее ощущение красоты во всем. Оркестр подобрался, появился бархатный тембр у струнных, возникло звучание, похожее на орган. Соло скрипки (признанное одним из самых совершенных оркестровых скрипичных соло) Мария слушала так, будто это голос божества, льющийся с небес. Прощальное произведение Штрауса напомнило отход ко сну как успокоение. Укачивающие волны Стикса. Укачивающий голос Марии. Осторожные туманные валторны. Пиано певицы, которого не должно быть слышно и которое слышно, как далекое эхо в горах. И, наконец, диминуэндо духовых искупило их провал в начале концерта.
После антракта изменилось всё. Больше не хотелось кидать гранаты. Хотелось вскочить – и расцеловать каждого музыканта на сцене. Каждого. Это был другой оркестр. Тот, которого так давно ждали. Тот, что на протяжении всего сезона доказывал: он может быть таким. Конечно, симфонию Дворжака «Из Нового Света» наш оркестр играет давно и хорошо. Но чтобы понять, насколько хорошо она теперь прозвучала, прочищенная в самых потайных уголках, сияющая всем разнообразием тембров и динамики - достаточно найти в интернете запись двухлетней давности. Из всех групп самая значительная счастливая метаморфоза произошла с виолончелями и контрабасами. Как хочется верить, что это новое качество звучания теперь сохранится навсегда. Как это восхитительно, когда оркестр может спокойно опираться на могучую подушку басовой группы. Какую это придает глубину и объём общему звуку!
Нет смысла расписывать все красоты исполнения симфонии Дворжака, вполне достаточно сказать, что оно было практически эталонным. Над всем главенствовала музыка. Все артисты оркестра были на высоте. Интересный факт. Перед началом симфонии Ирина Цыганова, чутко помогавшая публике понять смыслы программы, попросила не аплодировать между частями. Так как в песнях Штрауса, увы, добросердечные слушатели восхищенными хлопками прерывали единство цикла. И вот на Дворжаке те же слушатели, восхищенные каждой кодой, с таким напряжением слушали тишину между частями, так эта тишина была наполнена немым восторгом сопричастности, что лучше этих моментов, наверное, и не услышишь сегодня в Самаре.
Серебряная роза, музыкальный символ счастья и любви, через тернии, но раскрылась и ожила в этот вечер. Денис Власенко преодолел ещё один рубеж своей творческой биографии. Он смог показать оркестру, каким оркестр может быть. Смог показать городу, каким может быть оркестр миллионника, претендующего на звание культурной столицы. Так что же ждёт Самарскую филармонию в новом сезоне? Пока объявлен примерно такой же абонемент, примерно такие же гастроли. Закрепление ступени успеха – это важно. Но в культурной ауре Самары и всего региона витает запрос на развитие стремления к космическим далям.
Раздвинуть рамки устоявшегося шаблона, разбить оранжерею серебряных, золотых, живых роз классического искусства – перемен просят по-прежнему наши сердца. Есть примеры других регионов в создании на базе филармонических оркестров - летучих отрядов брасс-ансамблей, струнных камерных команд, «удобряющих и вспахивающих» культурную жизнь малых городов и сёл. И люди получают добрые чувства, пробужденные лирой, и оркестранты оттачивают мастерство. Есть примеры городов, проводящих свои оркестровые мини-фестивали памяти своих выдающихся музыкантов. Как хотелось бы увидеть и услышать этот сад поющих серебряных роз. Завтра. Сегодня.