+7 846 207-07-16 отдел работы со слушателями
simakina-gi@filarm.ru возврат эл. билетов
Весь сайт
Поиск
+7 846 207-07-16 отдел работы со слушателями
simakina-gi@filarm.ru возврат эл. билетов
+7 846 207-07-16 отдел работы со слушателями
simakina-gi@filarm.ru возврат эл. билетов
23 июля 2024

КЛАССИКА, ДЖАЗ И НЕМНОГО ЮМОРА

 

Статья Игоря Вощинина - 

члена Гильдии джазовых критиков,

члена Союза журналистов и Союза литераторов России, -

опубликована в издании «Свежая газета. Культура» (№11, июнь 2024)


Многожанровая академическая музыка, нередко вся именуемая классикой, и рядом с ней джаз - вовсе не есть два полюса. Правда, иногда значение термина «классика» произвольно сужается до границ музыки всего лишь одного жанра. Но ведь в какой-то части и эстрада, и рок, и джаз по своим биографическим и творческим признакам нередко вполне соответствуют титулу «классический», оставаясь при этом в собственных жанровых параметрах.

Главным при этом является высокий профессиональный уровень самой музыки в сочетании с мастерством её исполнения, когда основания именоваться классикой становятся подтвержденными вдвойне. Это удачное совпадение желаемого с возможным в июне оказалось очень даже убедительным в представленной на сцене Самарского академического театра оперы и балета программе «Классика встречает джаз». Вместе со своими музыкальными коллективами в концерте встретились два великолепных музыканта, два народных артиста России. Альтист Юрий Башмет приехал в Самару с камерным ансамблем «Солисты Москвы», а саксофонист Игорь Бутман вышел на сцену во главе Московского джазового оркестра. В одной концертной программе мэтры общими усилиями, хотя также демонстрируя при этом индивидуальное мастерство, успешно представили два замечательных музыкальных жанра – академическую музыку и джаз.

Имена Башмета и Бутмана хорошо знакомы самарским меломанам - они уже неоднократно выступали у нас в самых разных составах и с различными собственными программами. Вообще же оба музыканта с концертами объехали полмира, успев при этом получить признание и награды разных стран и титулы лучших в мире исполнителей на родных инструментах. В настоящее время они достойно представляют Россию и её искусство, подтверждая высокий уровень отечественного художественного творчества. Даже одни выше обозначенные факты определяют только что прошедший в Самаре концерт как уникальное художественное событие. Но его главные участники и сами по себе – творческие личности высокого ранга.

Юрий Башмет – один из крупнейших музыкантов современности, получивший всемирное признание как альтист, дирижер, а также активный общественный деятель. Ещё будучи студентом Московской консерватории он вошел в число лауреатов престижных международных конкурсов (1975 г. - Будапешт, 1976 г. – Мюнхен). Музыкант Башмет стал подлинным художественным открытием, одним из создателей отечественной школы альта и вывел свой инструмент на совершенно новый уровень. На его счету первый в исполнительской практике сольный концерт альта в Большом зале Московской консерватории, а позже повсеместные выступления со многими ведущими оркестрами мира. Специально для него сочинения писали многие известные композиторы.

Активная концертная деятельность альтиста началась в 1976 г., в том числе с отечественными и зарубежными гастролями с Московским камерным оркестром Рудольфа Баршая. Сам Баршай очень ценил коллегу и однажды, когда у Башмета возникли проблемы с документами для зарубежных гастролей, Баршай просто пригрозил отменой в них собственного участия. Все проблемы были сняты через день. Видимо Юрий Башмет в начале своей карьеры вообще вызывал немало вопросов у «впередкгбсмотрящих», поскольку его пытались исключить и из гастрольной группы Святослава Рихтера для выезда во Францию. Тогда страшно возмутился сам Рихтер: «Если Юрия не пропустят, я откажусь от гастролей и два года не буду давать концерты в Москве». Через пару дней Башмету выдали загранпаспорт. Причем, он сам тогда ещё учился в консерватории, бросать обучение, естественно, не планировал, и все возникшие у властей опасения были напрасными. В плане жанровых предпочтений Башмет, конечно, состоявшийся академист, хотя как-то искренне высказал сожаление, что не стал джазовым музыкантом. А позже и собственная организаторская деятельность музыканта в стране была довольно активной. В том числе практически именно он создал быстро ставшую очень престижной кафедру альта в Московской консерватории, а также провел Первый международный конкурс альтистов. Вскоре Юрий Башмет стал появляться с разными оркестрами и за дирижерским пультом , а в 1986 г. сам организовал камерный ансамбль «Солисты Москвы». Музыканты этого коллектива в 2008 г. завоевали очень солидную в области звукозаписи международную премию Грэмми. Ею было отмечено исполнение ансамблем цикла из 20 музыкальных миниатюр Сергея Прокофьева «Мимолетности». Первый состав «Солистов Москвы» в 1991 г. выехал на гастроли во Францию, но по окончанию концертов большая часть музыкантов осталась в Париже. Сам Башмет от руководства группой тогда отказался, вернулся в Москву, где в 1992-м собрал новый ансамбль из числа выпускников и аспирантов Московской консерватории, с которым и продолжил выступления. А в 2002 г. он создает Государственный симфонический оркестр «Новая Россия», художественным руководителем и главным дирижером которого работает до настоящих дней. Дебют оркестра состоялся на сцене Московской консерватории, а затем его успешные выступления прошли на сцене Пейель в Париже. А только что именно в Cамарской губернии мэтр открывал и очень престижную XIV Детскую музыкальную Академию СНГ. За годы активной творческой работы Юрий Башмет стал Героем Труда РФ, лауреатом Госпремии СССР (1980) и четырех Государственных премий РФ, а также кавалером ордена «За заслуги перед Отечеством» всех четырех степеней. Именно благодаря народному артисту России Юрию Башмету альт, будучи ранее вспомогательным в струнной группе симфонического оркестра, превратился в очень важный и яркий солирующий музыкальный инструмент. Впервые в мировой практике Башмет дал сольные концерты альта в крупных мировых столицах, где сотрудничал и с великими дирижерами. А специально для него известные композиторы написали более 50 концертов и концертных опусов для альта. Нужно, наверное, отметить и что музыкант выходит на сцену с уникальнейшим инструментом, изготовленным итальянским мастером Паоло Тесторе в 1758 году. Причем, на другом таком же инструменте играл всего лишь Вольфганг Амадей Моцарт.

Во всех видах искусств, в том числе и в музыке есть личности, которые формируют ситуацию в своем жанре. В некоторых случаях талант музыкантов-исполнителей дополняется их организаторскими способностями , что тогда и определяет безоговорочных лидеров. В джазе одним из таких уникумов является Игорь Бутман, являющийся кроме выступлений на сцене ректором Российской Джазовой Академии, а также возглавляющий оргкомитеты различных международных и российских музыкальных конкурсов, фестивалей и юбилейных празднеств.

В Самаре Игорь появился впервые в 1993 г., то есть уже более 30 лет назад. Концерт проходил в Доме ученых, и автору этих заметок довелось тогда на сцене впервые представлять самарским меломанам музыканта, приехавшего в компании ведущих американских джазменов. Это было ещё до окончательного возвращения Бутмана из США, где он, завершив в Бостоне обучение в легендарном колледже Беркли, несколько лет продолжал жить и работать в Нью-Йорке. А уже после окончательного возвращения Игоря в Москву он выходил на самарскую сцену большое количество раз с различными собственными ансамблями, а с 1998 г. - и с биг-бэндом. Всё дальнейшее утверждение Игоря Бутмана в роли несомненного сегодняшнего лидера отечественного джаза проходило в сотрудничестве практически со всеми ведущими российскими и многими зарубежными музыкантами и организаторами джазовой жизни. С Игорем мы тогда близко познакомились, стали друзьями, и я его приглашал в свою постоянную, более 20 лет выходящую авторскую радиопрограмму «Вот вам джаз». В её выпусках мы тогда в течение часа в живом эфире увлеченно беседовали о музыке, её проблемах и перспективах. Разговоры были о мировой музыке, хотя по собственным словам сам Игорь Самару считает одним из вполне сложившихся подлинных джазовых центров страны. Здесь по его мнению замечательный джазовый климат и полностью подготовленная аудитория слушателей, способная воспринимать весьма своеобразный музыкальный жанр, каковым является джаз. Сам музыкант с большим удовольствием приезжает сюда с концертами и в наши дни.

Сегодня Игорь Бутман вне сомнения российский джазмен №1. Он уже неоднократно представлял страну на всевозможных международных культурных форумах, а также выступал в Кремле перед президентом Владимиром Путинным и его высокими гостями. Среди них был, кстати, и американский президент Билл Клинтон, в прошлом сам джазовый саксофонист. После первой встречи с Бутманом он назвал его лучшим из известных ему мировых тенор-саксофонистов. А китайский лидер Цзян Цзэминь на собственном дне рождения под аккомпанемент Бутмана на китайском языке увлеченно пел свою любимую песню композитора Носова «Далеко-далеко, где кочуют туманы». Дальнейшее перечисление всех важных событий, высоких представительств, а также титулов, званий и почетных должностей Игоря Бутмана заняло бы много места. Сегодня лишь напомню, что он только что в Самаре вновь встретился с выдающимся альтистом Юрием Башметом, с которым Игоря много лет связывают творческие контакты и просто личная дружба. Оба музыканта, несмотря на то, что постоянно работают в разных музыкальных жанрах, великолепно понимают друг друга на сцене, прекрасно чувствуют исполнительский стиль партнера. Их высочайший уровень профессионализма безукоризнен, а мастерское владение собственными инструментами создает удивительный дух замечательной музыкальной свободы при теснейшем творческом единении. По словам самого Бутмана, их сотрудничество с Башметом вызывает как бы творческий зуд, который неизбежно возникает при встречах музыкантов. Ведь сам струнный альтист Башмет по природе - прекрасный импровизатор с огромной тягой к экспериментированию. А Игорь Бутман преклоняется перед творчеством выдающихся академических классиков и убежден в необходимости его глубокого изучения. И это при том, что процесс импровизации лежит в основе собственной музыки джазового саксофониста Бутмана. А в творчестве обоих музыкантов единым вообще следует признать совершенно удивительный полет их творческой фантазии.

Уникальность прошедшего концерта подчеркивалось и самой обстановкой в зрительном зале. Впервые в Самаре на сцене одновременно можно было увидеть сразу два ансамбля, представляющих различные музыкальные жанры.

В программе были главным образом известные композиции, как шедевры академической классики, так и джазовые хиты. Ансамбль Башмета начал с «Прогулки» Мусоргского, затем вспомнил моцартовскую «Маленькую ночную серенаду», за которой последовали «Времена года» Чайковского, «Вокализ» Рахманинова и другие действительно бессмертные опусы великих авторов. А в исполнении биг-бэнда Бутмана был свинг от 30-50-х годов до наших дней, хотя и в современных аранжировках. Причем, в некоторых номерах программы подлинный джаз присутствовал в прекрасном обрамлении струнной группы ансамбля Башмета.

По ходу концерта Юрий Башмет с любимым альтом в руках сидел в скрипичной группе своего ансамбля, где ему довелось одновременно выполнять и роль дирижера. Игорь Бутман же весь концерт энергично перемещался по авансцене с сопрановым саксофоном, демонстрируя на нем свои виртуозные соло. В ряде номеров в джазовой части программы несколько сольных фортепианных эпизодов, сменяющихся собственным вокалом, прозвучало в исполнении пианиста Олега Аккуратова. Он намного моложе своих коллег, хотя его талант достоин высокой оценки, и это безоговорочно признают и его соратники. Причем, это их подлинная, профессиональная и вполне обоснованная оценка без каких-либо скидок и снисхождений.

Ну, а вся программа концерта была выстроена с долей доброго настроения и юмора, особенно когда в диалог вступали отличающиеся по стилистике и манере исполнения музыканты обоих ансамблей. В финале бурю восторга в зале вызвала ультраоригинальная аранжировка бессмертного шлягера «Bay mir bistu sheyn». Легендарный опус был преподнесен в форме музыкальной шутки с чередованием трогательно нежных скрипичных фрагментов с барабанными брейками, напористыми «тутти» труб и саксофонов, и с пением Олега Аккуратова. Причем, в вокале звучала одна из версий текста хита про шхуну «Жаннету» в Кейптаунском порту. А музыка была дополнена постоянно тренькающим фа диез, «исполняемом» на клавиатуре рояля случайной, приглашенной из зала зрительницей. Одним словом, финальная часть программы была выстроена в веселом настрое: талантливые исполнители смогли талантливо и развлечь зрителей, создав им на выходе из зала прекрасное настроение.