Весь сайт
Поиск
+7 846 207-07-16
отдел работы со слушателями
simakina-gi@filarm.ru
возврат эл. билетов
Новости
В рамках V Международного фестиваля искусств "Шостакович. Над временем" состоялась самарская премьера одного из последних произведений Эдуарда Артемьева "Девять шагов к Преображению" для хора, солистов, оркестра, рок-группы и органа.
Руководитель Минин Хора Тимофей Гольдберг управлял почти 200 артистами на сцене. / Самарская филармония
Зал самарской филармонии, пожалуй, не помнит такого масштабного представления: и по числу исполнителей, и по набору инструментов, и по палитре голосов. Тысяча зрителей в зале, это если не считать приставных стульев и просто стоявших в проходах, и около 200 артистов на сцене. В рамках V Международного фестиваля искусств "Шостакович. Над временем" звучит одно из последних сочинений Эдуарда Артемьева "Девять шагов к Преображению" для хора, солистов, оркестра, рок-группы и органа. Вот это "Над временем" из титула фестиваля произведению подходит полностью, ибо речь в нем не только о Страшном суде и муках ада, на которые жизнь так нередко бывает похожа, но и о возрождении.
Главным проводником по лабиринтам неземной, а точнее, космической музыки Артемьева стал Московский государственный хор Минина (худрук и дирижер Тимофей Гольдберг). "На сцене российской давно не появлялось такой оратории, которая выражала бы эмоциональное состояние современного мятущегося человека", - отозвался о произведении Владимир Минин, к 90-летию которого и была написана эта месса.
"Отличительная черта хора - редкостная интонационная точность, строй. Я - человек, воспитанный в студиях, и меня это настолько испортило, что на концертах я слышу все неточности. Хор Минина держит строй невероятно!" - отмечал в свое время Эдуард Артемьев. Безупречно хор держит зал и сегодня. Кстати, на самарской премьере "Преображения" присутствовал сын Эдуарда Артемьева - композитор, продюсер, музыкант, издатель Артемий Эдуардович. А вот внучка композитора Екатерина Артемьева (сопрано) сама выступила в концерте солисткой. Кроме нее, вместе с Минин-хором в грандиозном концерте участвовал Академический симфонический оркестр самарской филармонии ( худруководитель и главный дирижер Денис Власенко), "Solaris" Самарского института культуры (руководитель - Елена Юнек), детский хор "Гармония" музыкальной школы N5 (руководитель - Екатерина Попова), солист театра "Градский Холл" Андрей Лефлер (тенор), солист Московской государственной филармонии Виталий Кись (гитара-соло), Алексей Заволокин (бас-гитара), Марианна Высоцкая (орган).
Тимофей Гольдберг, благодаря которому самарская премьера и состоялась, приехал в город на Волге за несколько дней до концерта, чтобы собрать все голоса в единое звучание. В эксклюзивном интервью "РГ" он сказал, что идея исполнить здесь это произведения Артемьева у него, совместно с самарской филармонией, возникла несколько лет назад. "На него обязательно пойдет самый разный зритель!" Расчет был верный, слушатели раскупили билеты на сентябрьский концерт еще в конце прошлого сезона.
- Самара - город-герой не только по своей истории, но и по смелости взяться за такое сложное произведение, далеко не все, даже города-миллионники, на это идут. Очень много сложностей и с подбором инструментов: кроме симфонического оркестра, еще орган, бас-гитара, синтезатор. Колокола искали до последнего, и выручил настоятель одного из местных храмов, - рассказывает Тимофей Гольдберг. - А произведение - это действительно на любого слушателя, ведь в нем, кроме классических песнопений, много рок-номеров.
"Девять шагов..." - мистический сплав трагедии и боли, одновременно получил и звучание сияющего солнца "до мажора" в финале, и оглушительную экспрессию звучания, которая, преодолевая земное притяжение смерти, перерастает в космическую тишину, прерываемую ангельским звучанием хора. Жизнь победила смерть! "Sanctus - Benedictus!" - славили все артисты на сцене.
Кстати
Интересна и судьба данного сочинения. Его хор Минина заказал Эдуарду Артемьева к юбилею своего основателя. Получив задание, композитор сказал, что у него уже есть несколько номеров для мессы, но есть один нюанс - это реквием, не смутит ли это юбиляра? Обладающий хорошим чувством юмора Владимир Николаевич Минин тогда ответил, что "в самый раз".