Весь сайт
Поиск
+7 846 207-07-16
отдел работы со слушателями
simakina-gi@filarm.ru
возврат эл. билетов
Новости
22 октября программу «Немецкий романтизм» в рамках Абонемента №20 «Музыка и живопись» для вас, уважаемые слушатели, представят: Камерный оркестр «Volga Philharmonic» Самарской филармонии под управлением художественного руководителя и главного дирижера Казанского государственного камерного оркестра «La Primavera», заслуженного деятеля искусств РФ, народного артиста РТ Рустема Абязова. Лектор – методист научно-просветительского отдела Государственного Эрмитажа Виктория Снеговская. Солисты: Рустем Абязов (скрипка), Мария Максимова (альт, Казань), заслуженный артист республики Башкортостан Юрий Разборов (виолончель), заслуженная артистка РФ Людмила Камелина (орган). Концерт ведет лектор-музыковед Ирина Цыганова.
В преддверии концерта «Немецкий романтизм» в Самарской филармонии открылась новая выставка:
«Викторианская эпоха – прерафаэлиты»
Романтизм в каждой западноевропейской стране отличался национальным своеобразием, особым колоритом. Так, например, произведениям немецких романтиков свойственны яркие черты мистицизма. Художников привлекало все необычное, сверхъестественное, поэтому очень часто немецкие живописцы обращались к готическому искусству, таинственным средневековым легендам и сказаниям.
Тесно связано с романтизмом искусство назарейцев, немецких и австрийских художников-романтиков, образовавших в 1809 г. объединение «Союз Св. Луки». Искусство назарейцев возникло в трагическую эпоху, когда почти вся территория Германии была захвачена Наполеоном. Поэтому художники, входившие в объединение, стремились уйти от жестокой реальности в мир древних преданий и легенд. Назарейцы пытались возродить высокую духовность в искусстве, их идеалом был живописец-монах, проводивший свои дни в художественном творчестве, постах и молитвах, отсюда и название «назарейцы», которое происходит от немецкого слова nazarener — длинноволосые. Этот термин имел несколько ироническую окраску и был связан с названием длинноволосой прически («алла назарена»). В своем творчестве художники-романтики всегда стремились показать единство человека и природы, но угнетающее безмолвие окружающего мира всегда препятствует этому слиянию. В каждой композиции элементы пейзажа имеют конкретное значение: кладбище обозначает смерть, корабль — земной путь человека, гавань — вечный покой.
Через движение назарейцев с немецким романтизмом связаны прерафаэлиты (братство английских художников, основанное в 1848 году Уильямом Хантом, Джоном Эвереттом Милле и Данте Габриэлем Россетти), которые сосредоточились на эмоциях, фантазии и художественно созданных мирах, что соответствует принципам немецкого романтизма. Само слово «прерафаэлиты» свидетельствует об ориентации на искусство до Рафаэля — то есть в основном на итальянских живописцев XIV–XV веков.
Прерафаэлитов часто называют эстетистами, которые пишут исключительно ради «услады глаз». Как и назарейцы, они часто возвращались к сюжетам, почерпнутым из Библии или из древних священных текстов.
Настоящий художник должен мёрзнуть на берегу речки и мокнуть в лесу, но создать безупречный, ботанически точный пейзаж, считали прерафаэлиты. За 20 лет до импрессионистов они пошли мокнуть под дождями и сгорать на солнце, отдавались на съеденье комарам и на скорую руку сбивали хижинки для защиты от ветра. Они пошли на пленэр. Их картины приковывают взгляд яркими красками и необычными сказочными, либо мифологическими сюжетами, романтическим миропредставлением.
Атмосфера живописи прерафаэлитов полна переживаний, неясных, смутных настроений, тонких чувств и мимолётных впечатлений. Выражение вечно недостижимых и часто мистических Идей, образов Вечности и Красоты, становится целью и одновременно содержанием искусства, а символ является основным, а иногда и единственно возможным художественным средством. Прерафаэлитизм как художественное направление широко известен и популярен в Великобритании. Его также называют первым британским течением, достигшим мировой славы, однако, среди исследователей значение оценивается по-разному: от революции в искусстве до чистого новаторства в технике живописи. Существует мнение, что движение начиналось с попытки обновления живописи, имело в дальнейшем большое влияние на развитие литературы и всей английской культуры в целом. Несмотря на кажущуюся обращённость в прошлое, прерафаэлиты содействовали утверждению стиля модерн в изобразительном искусстве, более того, их считают предшественниками символистов.
На выставке представлены копии картин ярчайших прерафаэлистов викторианской эпохи: Данте Габриэль Россетти, Джона Уильяма Уотерхауса, Джона Бретта, Лоренса Альма-Тадема, Уильяма Холмана Ханта, Эдварда Роберта Хьюза.
Выставка предоставлена Международной общественной организацией «Центр духовной культуры» и продлится до 22 октября.