+7 846 207-07-16 отдел работы со слушателями
simakina-gi@filarm.ru возврат эл. билетов
Весь сайт
Поиск
+7 846 207-07-16 отдел работы со слушателями
simakina-gi@filarm.ru возврат эл. билетов
+7 846 207-07-16 отдел работы со слушателями
simakina-gi@filarm.ru возврат эл. билетов
20 ноября 2024

Самара - город-герой. Как завершился XI Транссибирский Арт-Фестиваль

Светлана Мелентьева

«Российская газета»

 

Заключительная осенняя сессия концертов XI сезона Транссиба (крупнейшего из российских арт-фестивалей), возглавляемого всемирно известным скрипачом, народным артистом России Вадимом Репиным, прошла в Самаре и - впервые в этом году - в Тольятти.

В Самаре, появившейся на карте музыкального фестивального маршрута 7 лет назад, публика ждала артистов XI Транссибирского Арт-Фестиваля: Концертный зал Самарской академической филармонии был переполнен в оба вечера - на традиционных камерном и симфоническом концертах. Так, 14 ноября изящную камерную программу из сочинений Моцарта, Допплера, Мартину и Дворжака представил художественный руководитель Фестиваля Вадим Репин вместе с давно полюбившимися самарской публике солистами: Александром Раммом (виолончель), Вадимом Руденко (фортепиано), а также Айком Тер-Оганнисяном (альт) и Максимом Рубцовым (флейта).

Особое впечатление произвели виртуозные "Вариации для виолончели и фортепиано на тему из оперы Дж.Россини "Моисей в Египте"" Богуслава Мартину, блестяще и страстно, при этом с четко выдержанным вкусом, исполненные тандемом Рамм-Руденко. Как и ре-мажорный квартет Моцарта для струнных и флейты, знаменитый своей очаровательной второй частью с лирическим флейтовым соло (напоминающим знаменитую тему из "Орфея и Эвридики" Глюка) под пиццикато-аккомпанемент струнных. Виртуозный, но, пожалуй, слишком восторженный (даже для этой моцартовской партитуры) Рубцов, маститый, чуткий и светлый Репин, академично сдержанный Тер-Оганесян и абсолютно органичный Рамм, для которого блестяще играть на виолончели, кажется, столь же естественно, как дышать - исполнили квартет в безукоризненным ансамбле.

Завершил концерт Второй фортепианный квартет Дворжака, вызвав горячие овации публики, в ответ на которые солисты "передарили" преподнесённые им букеты цветов, бросив их в зал, в руки слушательниц. Помнится, эта очаровательная традиция ("забросать публику букетиками") появилась на концертах на родине Вадима Репина, в Новосибирске - нетривиальная, добрая и трогательная, она наверняка останется в памяти самарских слушателей.

 

Фото: Юрий Стрелец

Хедлайнером финального концерта 17 ноября стал Вадим Репин: в сопровождении Симфонического оркестра Самарской филармонии под управлением Дениса Власенко скрипач блистательно исполнил Второй скрипичный концерт Прокофьева. Глубокий обволакивающий тембр уникальной скрипки Николо Амати, на которой в этот вечер играл скрипач, в диалогах с группой струнных и флейтой во второй части партитуры были особенно прекрасны. Стоит отметить и работу художника по свету: локальная подсветка в оркестре, художественный свет в пространстве сцены и на трубах органа создавали истинно фестивальную атмосферу - ощущение праздника музыки.

В завершении первого отделения прозвучала Концертная рапсодия "Цыганка" Мориса Равеля, который при написании этой фантазийной партитуры вдохновлялся легендарными виртуозными опусами - "24 Каприсами" Никколо Паганини и "Венгерскими рапсодиями" Ференца Листа. Это образное, бравурное сочинение зашкаливающей технической сложности, испещрённое флажолетами, виртуозными пассажами, полифоническими приемами и пиццикато - Репин исполнил со свойственным ему бескомпромиссным техническим совершенством и, одновременно, покоряющей душевной теплотой.

"В виртуозном репертуаре сложно найти произведение такого высочайшего класса написания, как партитура Равеля. Недаром это произведение так любимо и исполнителями, и слушателями. Это, действительно, один из бриллиантов нашего репертуара, с интересным смыслом и замечательными находками. С одной стороны, там невероятная свобода, с другой - все настолько логически и интересно выписано, что даже глядя в ноты, вдохновляешься новыми идеями, как можно ещё украсить это произведение. Ни разу не было в моей жизни, чтобы от количества повторов эта музыка "приедалась". Что касается Концерта Прокофьева - это один из великих концертов всего репертуара для нас, скрипачей, и один из моих любимейших", - поделился Репин с РГ в антракте.

Финальным аккордом фестиваля стала Девятая симфония Дмитрия Шостаковича, прозвучавшая во втором отделении концерта. Слушая её в тот вечер в Самарской филармонии, я думала о том, сколь тесно творческая судьба Шостаковича была связана с Самарой (в те годы - городом Куйбышевым, "запасной столицей" СССР): именно сюда композитор был эвакуирован осенью 1941 года вместе с труппой Большого театра; здесь была завершена работа над партитурой Седьмой симфонии (с легкой руки Анны Ахматовой получившей название "Ленинградская") - одним из величайших симфонических сочинений XX века; здесь же в марте 1942 года в Куйбышевском Театре оперы и балета состоялась историческая премьера Симфонии под управлением Самуила Самосуда в присутствии автора. Примечательно, что в премьере принимали участие и музыканты, тогда ещё совсем молодого, Симфонического оркестра Самарской филармонии (основан в 1940-м). Спустя годы коллектив стал первым исполнителем Двенадцатой симфонии Шостаковича. Этим же ноябрьским вечером музыканты, направляемые энергичным и уверенным дирижёрским жестом маэстро Дениса Власенко, вдохновенно исполнили драматичную Девятую симфонию, показав, что февральский триумф на московских гастролях Оркестра был не случайным. Исполнительский класс коллектива значительно вырос, что в сочетании с прекрасной концертной инфраструктурой города обещает большие перспективы для развития культурного потенциала всего региона.