Весь сайт
Поиск
+7 846 207-07-16
отдел работы со слушателями
simakina-gi@filarm.ru
возврат эл. билетов
Новости
Инга Майорова
«Свежая газета. Культура» (№19, ноябрь 2024)
В начале ноября Самарская филармония приняла два масштабных международных проекта
3 ноября под тремя «знамёнами» одновременно, с нашим оркестром и дирижёром Михаилом Щербаковым выступили на сцене филармонии очень молодые солисты. Так уж совпали Ночь искусств, санкт-петербургский марафон «Река талантов» и ежегодный цикл концертов под брендом «Самарская осень». При всем нынешнем буйстве самых разных фестивалей среди них не так много мощных локомотивов. Многотонных составов, годами прокладывающих магистральные направления профессионального искусства в стране. Вот эти рельсы и дороги: сохранение традиций, укрепление школы, трамплин для начинающих талантов.
Почти двадцать лет назад в северной столице было создано государственное учреждение «Дом музыки» с одной целью: продвигать молодых музыкантов, открывая для них большие сцены, ведущих мастеров и отличные оркестры страны. С тех пор автором идеи Сергеем Ролдугиным и его сподвижниками организованы тысячи концертов и мастер-классов. Эта полноводная, сверкающая река вынесла на вершины профессии тысячи ребят. И вот Самара услышала скрипача Даниила Михайлова и пианистку Ольгу Лазуренко.
Художественный руководитель филармонии, народный артист России Михаил Щербаков хорошо знает проект, ведь именно он многие годы сотрудничества Самары с «Рекой талантов» был и остается наставником дебютантов: «Каждый год наша публика с восторгом встречает молодых артистов, которые имеют очень большие перспективы вырасти в выдающихся представителей российского искусства. В этом году приглашенные солисты превзошли все мои ожидания. Чувствовалась молодая энергия, глубокое проникновение в суть музыки, ее понимание и талантливое исполнение».
Студент Московской консерватории Даниил Михайлов исполнил Концерт №1 для скрипки с оркестром Шостаковича. Это была технически совершенная, свободная, абсолютно зрелая игра. Звук скрипки, в полном соответствии со смыслом, ранил пронзительной остротой переживания и страданием. Откуда такой молодой человек может знать эту боль, на грани инфаркта, когда, например, в пассакалии ожог так силён, что уже ничего не горит в груди, только пеплом покрывается жизнь... Откуда? Поразительное осмысление сложнейшей каденции, через осколки разбитой революционной песни - попытки не возродить себя из этого пепла, а хотя бы привстать на колени. Удары яростного деташе через все струны – герой мучительно поднимается с колен, и наконец поднимает голову. И зал взрывается в ответ.
Во втором отделении прозвучал противоположный по характеру Концерт №3 для фортепиано с оркестром Прокофьева. Ольга Лазуренко, тоже студентка прославленной МГК им. Чайковского, подхватила строки Бальмонта, прочитанные в качестве эпиграфа ведущей концерта Ириной Цыгановой. Хрупкая, миниатюрная девушка в элегантном брючном комбинезоне (очень подходящем к смелым прокофьевским выписанным глиссандо) представила свою, девичью версию произведения. Легко справившись со всеми техническими трудностями, она все-таки решила уменьшить дозировку специй, щедро всыпанных в текст автором. Порой казалось, что ее рукам не хватает пушистого котёнка, чтобы гладить его в паузах. Но и вот такой необычно мягкий Прокофьев получил общее одобрение публики.
Оба молодых музыканта продемонстрировали прекрасную подготовку, любовь к своему непростому ремеслу и определенно успешное концертное будущее, подтвержденное русской школой. Как сказал через несколько дней на показе документального фильма о себе и Транссибирском арт-фестивале Вадим Репин, «русская школа – это талантливые учителя». Концерт Ночи искусств полностью подтвердил этот тезис.
«Арт-Транссиб» на волжских берегах
Международному форуму классической музыки «Транссибирский арт-фестиваль» исполнилось 11 лет. Из них семь – участию Самарской филармонии в этом незаурядном событии. В текущем сезоне народный артист России скрипач Вадим Репин привез к нам камерную программу от «блистательной команды», как её совершенно справедливо назвала Ирина Цыганова. Бесспорные лидеры не только российского, но мирового исполнительского процесса «играючи сыграли» целый спектакль-антре о том, как же всё-таки прекрасна камерная музыка, незаслуженно задвинутая сегодня в филармонических концертных залах на задворки репертуарных планов.
Как, почему это произошло? Ведь еще в СССР филармониям ставились задачи популяризации классической музыки, и летучие отряды инструменталистов-оркестрантов давали мини-концерты в заводских и сельских клубах, в музыкальных школах. Рассказывали о композиторах, жанрах, истории создания вечных шедевров. А сейчас практически любой студент технического вуза или учащийся колледжа равнодушно пожмёт плечами на вопрос «Кто такой Свиридов?». В «нулевых» пришли в концертные залы новые менеджеры, задача им ставилась совершенно другая: продать как можно больше билетов. И воцарились на афишах развлекательные программы, антрепризы, потакание невзыскательному вкусу. И ушла из залов публика, ещё помнившая квартеты Шуберта, квинтеты Гайдна, Брамса, Танеева, секстеты, трио великих классиков...
Камерный концерт Транссибирского фестиваля включил в себя дивное разнообразие наименований. Трогательное Анданте Моцарта для флейты и фортепиано, виртуозные Вариации Мартину для виолончели и фортепиано, невесомый квартет (а по сути концерт) Моцарта для флейты, скрипки, альта и виолончели, «нежнее нежного» Ноктюрн Допплера для флейты, скрипки, виолончели, фортепиано... Для любого музыканта сами названия с перечислениями инструментов – уже глоток колдовской амброзии, обещающий рай на земле. Самый любимый предмет в консерваториях и училищах – камерный ансамбль. Это беседа посвященных, беседа высоким языком на высокие темы. Беседа, в которой важен каждый. Беседа, в которую приглашается целый зал единомышленников.
Конечно, сильные ансамблисты – залог сильного впечатления. Репин и друзья – компания мощи необычайной. Лауреаты серьезнейших конкурсов, солисты ведущих оркестров, успешные концертирующие солисты, один перечень их достижений и наград тянет на монографию. Вадим Руденко (фортепиано), Александр Рамм (виолончель), Максим Рубцов (флейта), Айк Тер-Оганесян (альт). Молодые слушатели, обмениваясь впечатлениями в антракте, удачно сравнили их с «людьми Икс»: каждый уникален, мастеровит, умеет работать в команде, и хочет спасти Вселенную.
Меломаны постарше вспомнили ювелирные работы династии Фаберже, тонкие детали рукотворных кружев, сочетающихся в общем совершенстве. Завершил концерт, как драгоценный камень редкой огранки, венчающий корону, Второй фортепианный квартет Дворжака. Серьезный, глубокий образец жанра, последний раз звучавший в нашей филармонии… хорошо, если десять лет назад (когда ещё был жив наш отличный «Форте-квартет»). За увлекательным «разговором» музыкантов было очень интересно следить, вторая часть превратилась в целый роман, а финал был лихим, как сами артисты.
На следующий день состоялось новое для Самары «транссибирское» событие - показ документального фильма режиссёра Татьяны Колосовой «Транссибирский Арт-Фестиваль. 10 лет вместе». С большого экрана кинотеатра «Художественный» главные создатели форума Вадим Репин и Олег Белый (директор фестиваля) рассказали историю его «лепки» от зарождения идеи сделать из родного Новосибирска музыкальную столицу - до феноменального академического мега-проекта. Своими впечатлениями для фильма на камеру поделились выдающиеся гости и участники фестиваля: Владимир Спиваков, Захар Брон, Юрий Башмет, Светлана Захарова, Евгений Миронов, другие прекрасные артисты.
Видеоряд из интервью, концертов, закулисных историй, плюс много музыки – вот рецепт, заставляющий смотреть фильм с неослабевающим интересом. Средствами кино передавались такие моменты как эмоции артистов за кулисами перед выходом на сцену к оркестру, к огромному полному залу: физически ощущалось, что такое «собрать» себя в огненный комок, шаровую молнию, которая сейчас взорвется и озарит светом каждого человека на сцене и в публике. После показа многочисленные зрители задавали вопросы основателям и фестиваля, и фильма - уже вживую.
Концертная программа всего Транссибирского арт-фестиваля завершилась двумя большими рециталами в Тольятти и Самаре. Солировал главный герой Вадим Репин. Вместе с мировой звездой абсолютно на равных, без всяких скидок на провинциальность выступил оркестр самарской филармонии. Дирижировал Вторым скрипичным концертом Прокофьева, «Цыганкой» Равеля и Девятой симфонией Шостаковича Денис Власенко. Оба вечера сопровождались аншлагами и единодушным восторгом публики. В концерте Прокофьева можно было услышать и даже увидеть картинки искрящейся сибирской зимы, ностальгии по детству. Они сменялись образом широкого полета лебяжьего клина над вечной тайгой, упругой тарантеллой с щелчками кастаньет…
Симфония Шостаковича распахнула каталог оркестровых красот. Тут и томительное соло фагота, и яркие переплетенные в причудливой вязи проведения тем у флейт, гобоя, кларнетов, тромбона, валторн, первой скрипки – не перечислить всех. Оркестранты, ведомые властным дирижерским жестом, цепко видели и слышали цель, и единым броском её накрыли без малейшего шанса ускользнуть. Взрывной антракт к шестой картине третьего действия оперы Шостаковича «Катерина Измайлова» на бис - вызвал всеобщий экстаз. И тысяча слушателей уходили домой с твердым решением прийти на этот оркестр снова и снова.
Марк Коган, дирижёр, заслуженный артист Самарской области, лауреат премии Правительства РФ: «Вадим Репин творит чудеса, поддерживает музыкантов. Концерт Прокофьева — это серьезное событие, как и симфония Шостаковича. Фестиваль очень высокого уровня и конкурентоспособности, с идеей, которая не надоедает. Моя мечта, чтобы в Самаре были такие же грандиозные музыкальные свершения, как в Новосибирске».
Вадим Репин: «Ничего бы у меня не получилось, если бы не команда, люди, на которых держится всё «между нот». Если бы не поддержка друзей и родных, мамы, которая в детстве привела меня, «куда надо». И мы благодарны самарской филармонии, самарской публике. Радостно видеть, как оркестр Дениса Власенко с каждым годом становится интересней. Наш фестиваль — это дерево, которое растет, крепнет и развивается. Мы чувствуем, что нам здесь рады. Потрясающая атмосфера в зале. Самара – наш важный сателлит, и мы будем смотреть, искать возможность привозить больше концертов. Потому что в мире должно быть больше музыки».