Весь сайт
Поиск
+7 846 207-07-16
отдел работы со слушателями
simakina-gi@filarm.ru
возврат эл. билетов
Новости
Статья Инги Майоровой, редактора портала «Музкарта», опубликованная в издании
«Свежая газета. Культура» (№2, февраль 2025)
На зимних праздниках Самарская филармония, как Серебряное копытце, блеснула россыпью драгоценных камней. Оркестровая программа «Новогодний микс» под управлением Дениса Власенко стала настоящим бриллиантом. В ней выступили солисты, для которых Самара – родной город. Пианист Николай Фефилов, блестяще окончив Московскую консерваторию, много лет работает в филармонии. Сопрано Ксения Прошина, выпускница нашего института культуры, продолжила обучение в Италии и сегодня строит успешную карьеру в лучших театрах мира.
Джазовая сюита А. Цфасмана для рояля с оркестром открыла концерт золотистым свечением хрустального бокала с шампанским. Может, с легкой пенкой от сожжённой бумажки с заветным желанием. Продуманная динамика, искристость, летучесть пассажей рояля, точный и аккуратный аккомпанемент оркестра, вдруг светлая лёгкая печаль сожаления о несбывшемся – и… перпетуум мобиле, полет к небесам, к новым свершениям, к счастью!
Сюита из балета Чайковского «Щелкунчик» оказалась неузнаваемой. Вместо привычного шикарного дивертисмента – практически незнакомая музыка, вдруг разворот в триолях меди темы несчастья и угрозы, мощное крещендо, битва! Это был новый пересказ старой сказки, колдовство. Сказка и не сказка. Вселенское примирение в знаменитом вальсе. Победа добра в терциях из детского хора, хотя хора нет. Великое адажио: «Всё. Будет. Хорошо».
Казалось, что после такого диапазона и накала эмоций в первом отделении удивить публику во втором будет непросто. Но увертюра Штрауса к оперетте «Летучая мышь» мановением волшебной палочки дирижёра перенесла весь зал в новогоднюю Вену. Да-да, в ощущении это был именно тот самый Музикферайн! Вышла прекрасная Ксения Прошина и идеально, идеально спела и Вальс Джульетты, и вальс Мюзетты, и куплеты Адели, и арию Джудиты, и знаменитую «Карамболину». Оркестровые номера были подобраны со вкусом и точностью, так присущими художественному руководителю оркестра, безусловному герою этого вечера Денису Власенко. После концерта удалось поговорить с гостьей. Разговор получился немного философский, и Ксения открылась с неожиданной стороны.
Ксения Прошина: «Надо развиваться»
- Что такое красота?
- Первое, что приходит в голову – гармония. Разная. Она может быть и в «непричёсанных» моментах, её там тоже можно найти! В оперном искусстве тоже много красоты, особенная красота, которая меня привлекла много лет назад. И до сих пор я тянусь к ней.
- Для чего мы все живём на этой планете?
- Сейчас я прохожу интересный период моей жизни, переосмысливаю многое. И мне всё больше верится, что есть что-то после... И, возможно, мы должны жить, чтобы «там» наше существование было лучшей версией нас. Надо развиваться. И жить не для каких-то материальных благ, сиюминутных удовольствий. Я думаю, гораздо важнее не единолично существовать, а жить для других. Допустим, если ты солист, ты должен думать о тех, с кем ты работаешь рядом. О чем-то общем, созидательном.
- Зачем нам дана музыка?
- Я думаю, что это способ коммуницировать друг с другом, мы можем найти музыку даже в речи. Но если говорить именно про ноты - они могут передать очень четко эмоции и чувства. Музыка – это международный язык. К примеру, если мы прочитаем какое-то либретто, можем подумать: окей, очередная история любви, и сопрано, как всегда, умирает в конце. А с музыкой мы гораздо больше поймём и почувствуем. Музыка это настолько глубоко, например, немецкий композитор на один сюжет напишет свою музыку, а итальянцы на ту же историю сочинят совсем другое. То есть это всегда в первую очередь эмоции, чувства.
- У Вас есть музыкальные пристрастия?
- Есть репертуар, который нужно выучить, потому что скоро контракт. Есть репертуар, который я пою, потому что хочется петь. Есть роли мечты. То, что просто хочется попеть – зачастую даже не для моего голоса. Например, «Манон Леско» Пуччини. Я беру ноты четвертого акта, ставлю на пульт, и понимаю, что я могу это петь! Но это не для моего голоса, я никогда это не спою на сцене, разве что лет через двадцать. Из того, что я могу спеть – партия мечты это Манон, но Жюля Массне. Это такая опера! Её либо обожают, либо на нее не ходят. Потому что она очень длинная, на французском языке, к ней надо быть подготовленным. Но сама история, развитие персонажа – это роль мечты, по-другому не скажешь.
Из сбывшихся мечт - уже исполненные любимые Джульетта и Джильда, предстоящая в скором времени Виолетта. Из русской оперы я спела Шемаханскую Царицу, о которой не осмеливалась даже думать, а роль мечты – это Снегурочка. Я с ней заканчивала институт, но на большой сцене ещё не пела. Хотелось бы, конечно, спеть и Марфу. Посмотрим, может, всё сложится, всё удастся.
- О чем мечтаете помимо музыки в новом, следующем году?
- В какой-то момент мечты перестали быть личными, теперь у меня мечта для всех.
- Квинтэссенция образа Самары?
- Конечно, Волга. Это источник силы. Обязательно купаюсь в Волге, когда приезжаю.
- Сейчас в Самаре много обсуждают миниатюрных Шишиг-летунов…
- Не слышала. Но это классно, что уделяется внимание региональному туризму и что-то для этого делается, пусть даже такие фигурки. Жалко, что такой активности раньше было мало. А фигурки – это же прежде всего, как я думаю, техническая необходимость, указатели туристического маршрута. Если это мило, почему бы нет?
- Есть что-то из музыки, от чего схватывает сердце?
- У меня целый плейлист. Но сейчас пришло в голову – музыка из «Сибирского цирюльника» Артемьева, по-моему, называется «Тема дружбы». Этот фильм я пересматриваю в поездках, в нём вся музыка хороша, но эта тема мне кажется особенно про нас, про русскую душу.
- Многие гении музыки были не признаны или не оценены по достоинству современниками. Как это – жить, понимая свою гениальность и быть непонятым?
- Мне кажется, что настоящий творец не успевает задумываться: ой, я гений, а меня не ценят - он находится в постоянном поиске, в сомнениях. Понятно, что он чувствует внутри, что отличен от других, что в нем есть эта искра, которую необходимо поджечь… Когда начинаешь считать, что ты одаренный и тебя не ценят — это конец. Конец всем песням. Это значит, что вы не есть по-настоящему гениальный композитор или исполнитель. Поэтому не удивительно, что гений получает признание либо после смерти, либо в лучшем случае на закате карьеры. Быть гением – это не сладкая жизнь, это тяжело, ответственно и мучительно.
- Можете ли Вы сказать, что встречали если не гениев, то тех, кто поразил своим талантом?
- О, да. Леонардо Гарсиа Аларкон, аргентинский дирижер, мастер в стиле барокко. У него свой оркестр барочной музыки. Мне раньше барокко не очень нравилось, но я попала в Париже на его исполнение оперы Рамо «Галантные Индии» – и это была фантастика! Постановка современная, но очень уважительная к музыке. И молодежь была в восторге. Я влюбилась по уши и в него, и в барокко. Потом я с ним работала! Ставили «Необитаемый остров» Гайдна. К сожалению, до спектаклей дело не дошло, ковид. Но Аларкон для меня – настоящий гений современности. И конечно, Аларкон не единственный - я встречаю и других прекрасных дирижёров и певцов. Все разные, все интересные, такой опыт даёт очень много. Мы собираемся вместе на проект из разных концов света на два-три месяца. Нет долгих притирок, все сразу включены в общее дело - и в этом тоже в людях открывается если не гениальность, то что-то особенное. Это большая удача, поработать в такой атмосфере.
Не менее интересным стало и общение с нашим главным дирижёром. Разговор о художественных материях, конечно, перешёл в сферу рабочих процессов и проблем. И это тоже было очень интересно.
Денис Власенко: «Стараться подниматься над повседневной жизнью»
- Денис Георгиевич, а что для вас значит красота?
- Вы знаете, я не очень верю, что красота спасет мир. Ни красота, ни религия его не спасают. Красота, как мне кажется, если не впадать в банальности и постараться быть кратким, — это некое возвышение над обыденностью, то, что заставляет нас легче преодолевать трудности и рутину повседневности. Именно поэтому мы нуждаемся в красоте. В красоте слов, внешней красоте, красоте душ, людей, искусства! Для кого-то красота – это чисто внешний момент. Для кого-то - очень глубокий и даже сакральный смысл. Поэтому нам и дано искусство - как высшая степень красоты! Есть жизнь бытовая, потребительская, материальная - и есть та самая душа, или тот самый разум, начало внутри каждого из нас, которое нуждается в других материях. Измерениях. Которые мы может быть чувствуем, но не знаем, как их озвучить, нащупать - поэтому, наверное, и придумано искусство.
- Для чего мы, музыканты, живем на этой планете?
- Если говорить с эгоистической точки зрения, люди живут для удовольствия, как мне кажется. А музыканты живут, чтобы не только получать удовольствие, но и делать эту жизнь ярче для других. Именно поэтому я убежден, что и в профессии нужно получать колоссальное удовольствие. Когда люди становятся заложниками ремесла, это неправильно, они теряют ощущение любви, счастья. Точно так же, как в обычных отношениях. Важна осмысленность прожитых дней, лет. Мне кажется, это вообще самое главное, о чем можно судить – в правильном ли ты направлении двигаешься, в том ли ты месте, с теми ли ты людьми. И если это не так, то что делать дальше.
- Какие произведения вызывают у Вас экстаз, когда Вы ими дирижируете?
- Тут довольно все просто. Потому что есть композиторы, которые отсылают к серьезным душевным переживаниям, и это хрестоматийные имена, Чайковский, Брамс, Рахманинов… Ровно по этому ощущению они и есть гении, которые трогают душу любого человека. Но, собственно говоря, музыка эволюционировала именно так - сначала она была сакральной и посвященной Богу, а потом стала индивидуальной, романтичной, посвященной внутренним переживаниям конкретного героя-автора. Могу сказать, что я очень люблю и чувствую, как мне кажется, Вагнера, которого пока не играли здесь в Самаре. Но я надеюсь, мы его скоро исполним. Он, конечно, более сложный, можно сказать, многослойный и сложносочиненный. Глыба!
- Насколько важно творцу, человеку, который что-то создает, признание тех, для кого он это делает?
- Если разбирать слово «гений» - что это такое? Что такое гениальность? Кто есть гений? А кто просто талантливый человек? Является ли, например, Брамс гением? Или Мендельсон? На этот вопрос нет однозначного ответа. Мне кажется, что гений – это человек, который в какой-то момент, в каком-то произведении сумел подняться над обыденностью, над временем – и сделать так, чтобы все тоже рядом с ним поднялись и главное - не были после этого уже прежними. Он их захватил этим. В этом, наверное, и состоит ГЕНИЙ.
- А как с гениальностью у дирижёров?
- Я, памятуя знаменитую смешную фразу Геннадия Рождественского о том, что вундеркиндов нет только среди гинекологов и дирижёров, вспоминаю, как он рассказывал и о своих феноменальных впечатлениях о встрече с Вилли Ферреро, который мальчиком дирижировал Болеро Равеля. И одаренность дирижерская заключается, наверное, в том, что какой-то невероятной энергией, магией, конечно, через композитора, через музыкантов – дирижёр делает так, что все, кто находится в зале и на сцене, поднимаются над обыденностью, над временем. За это мы и ценим живое исполнение на концерте или в театре.
- Когда Вы поняли, что дирижирование – это Ваше?
- В этой профессии много ремесла - гениальность стоит где-то на последнем месте. Есть, конечно, дирижёры, которые мнят себя великими «полководцами», и пытаются создать вокруг себя ореол чего-то невероятного. Но дирижёр в первую очередь – это медиум, проводник, который соединяет в себе все компоненты, проводит через себя замысел композитора, через музыкантов, через свое нутро – в зал. И должно совпасть много факторов, чтобы получить тот самый эффект. Конечно, один в поле не воин - я не могу делать без оркестра то, что задумано композитором в нотах. Это очень сложная командная игра. Когда я понял, что это моё? Знаете, оно как-то само вырисовывалось. Когда я учился в хоровом училище имени Свешникова, мне было интересно и вокалом заниматься, что сейчас очень пригождается, когда аккомпанирую вокалистам. И всё не зря. Когда мы оглядываемся на свою жизнь, задаёмся вопросом, почему мне встретилось вот именно это? Почему этот человек появился в нашей жизни? Этот город? Наверное, для чего-то это нужно, не всегда мы сразу это понимаем, эти знаки. Но со временем становится понятно, для чего. И главное - разгадать, увидеть, услышать, почувствовать свое будущее.
- Как Вы видите наш самарский оркестр в перспективе?
- Я постоянно общаюсь с министерством культуры и администрацией филармонии, говорю о проблемах, которые требуют решения. Показываю пальцем на соседние города, Казань, Уфу, Нижний Новгород. Я понимаю, что Казань и Уфа – столицы с консерваториями, Нижний – Новгород тоже консерваторский город, что является самым важным фактором для развития и пополнения молодых кадров. У нас, к сожалению, сегодня есть недоукомлектованность. И эта проблема остро встанет уже лет через пять. Встанет так, что я не знаю, как из этого будет выбираться оркестр. Нам остро нужна реальная помощь и поддержка, как например, был поддержан в свое время оркестр в Казани, которому были закуплены новые инструменты на много миллионов. Я уже не говорю про то, сколько у них гастролей, сколько записано дисков и как их поддерживает руководство региона.
А ведь у Самары огромный культурный потенциал, большая история и ресурс. Прекрасный огромный город, сюда приезжает много туристов, очень необычная филармония, красивый оперный театр. Музыкальную жизнь можно так насытить, сделать столько интересных событий, с большим выбором репертуара. А мы, к сожалению, крутимся вокруг одного и того же. Нужно привлекать новую публику, работать с ней, коммуницировать с ней на современном и понятном языке. Это большая и очень важная работа. Необходимо думать наперёд.
- Что для Вас Новый год?
- Конечно же, это семейный праздник. Чтобы все были вместе, смех детей, взрослых, гостей. Наверное, этого достаточно для нового года.
- Кстати, о «Щелкунчике». Впервые прозвучала такая версия сюиты, неожиданно.
— Это так называемая неофициальная версия – «сюита Мравинского». В отличие от известной сюиты с хитами и танцами — это почти симфоническая картина. Хотя там звучат известные номера, и знаменитое па-де-де, и финальный вальс… Но то, что там включена сама битва, делает эту подборку более насыщенной театральными красками, драматизмом, позволяет уйти от повтора программы по сравнению с прошлым новым годом. Мы постарались обновить и звучание привычных, традиционных номеров Штрауса.
- Что Вы пожелаете слушателям филармонии в новом году?
- Хочется, чтобы в нашей сегодня непростой жизни люди старались сохранять ощущение счастья. В каждом дне, в каждой прожитой минуте. Это очень важно. Сохранить здоровье как физическое, так и психическое. Самое главное – оставаться людьми, жить своей жизнью, насыщать её той самой красотой. Стараться подниматься над повседневной жизнью с ее обязанностями и проблемами. Желаю всем не погружаться полностью в окружающий «инфошум». Всех ждём на наших концертах, где будет звучать разная музыка. И веселая, и серьёзная, но в любом случае - она окрыляет и вдохновляет. В этом и состоит красота жизни.