+7 846 207-07-16 отдел работы со слушателями
simakina-gi@filarm.ru возврат эл. билетов
Весь сайт
Поиск
+7 846 207-07-16 отдел работы со слушателями
simakina-gi@filarm.ru возврат эл. билетов
+7 846 207-07-16 отдел работы со слушателями
simakina-gi@filarm.ru возврат эл. билетов
24 апреля 2025

Про фьюжн в классике, Ванессу Мэй и бросок виолончелью в публику

Статья Инги Майоровой, редактора портала «Музкарта»,

опубликованная в издании «Свежая газета. Культура» (№4 (291), апрель 2025)

Перспективный Иван Бессонов и стремительный Денис Шаповалов выступили с самарским оркестром

***

Программа третьего концерта молодёжного абонемента филармонии была молодёжной несколько условно. Таривердиев и Чайковский соседствовали в ней смело, между этими композиторами - фаворитами публики возраста 50+ предстояла нешуточная борьба за молодого слушателя. Ставка была на возможную узнаваемость музыки по клипам из тик-тока и, как принято говорить, её доступность и простоту. Но главным козырем молодёжности был столичный солист.

Иван Бессонов абсолютно успешен, несмотря на юный возраст. Благодаря массированной многолетней рекламе в СМИ, прекрасной школе, а также умопомрачительно привлекательной внешности (высоченный кудрявый блондин, Лель!) его действительно знает молодёжь. Но «золотого мальчика» приберегли на финал. А в начале над сценой на фоне нашего органа парил большой потрет Микаэла Таривердиева за своим органом. И в первом отделении звучала его киномузыка.

Слайд-шоу из кадров фильмов помогло лёгкому дыханию, аристократизму и честности треков Таривердиева в чудесном исполнении оркестра под управлением Владимира Добровольского. Блистал, иначе не скажешь, в фортепианных соло наш Вячеслав Шевердин. Он играл очень точно, тепло и душевно. Благородным звуком, от которого порой наворачивались непрошенные слёзы.

Второе отделение. Уже не киномузыка. Хитовый Первый концерт Чайковского, уж сколько раз игранный-переигранный в нашей филармонии, уже почти разлюли-малина. А вот поди ж ты! Если можно применительно к концерту классической музыки вспомнить многоликий стиль фьюжн, что означает сплав неожиданных компонентов, то это был именно он. Иван Бессонов не стремился наворотить новенького, сразить оригинальностью, а просто был собой в этой гениальной музыке. И был интересен в каждой своей идее. Неожиданно многокомпонентен. Мальчик вырос, стал мыслителем.

Начало - вход в рассказ, в русский роман. Не традиционное ликование, а боль, нервная, как в гриппе с высоченной температурой. В лирических эпизодах — непривычная горестность. Никакого прямого света, никакого мёда и яблок. Только страдание и муки. Каденция жёсткая и неумолимая, и звук жёсткий. Уф! Едва переведён дух – вторая часть, очень медленная, как будто во сне. То ли королевство спящей красавицы, то ли царство мёртвых. Но мелкая техника звенит колечками старинной серебряной кольчуги.

И как набат – финал. Вставайте, люди русские, да скроется тьма. Оркестр подхватывает волну, знаменитая побочная тема — образ светлого будущего, ради которого надо умереть. С песней про дубинушку. После бешеных оваций, в которых неистово вопили и 50+, и молодёжь тик-тока - неожиданный бис. Скрябин. Вальс. Нежно, полётно и огненно, но совсем иначе, чем яростный Чайковский. Тонко-прихотливо-чудесно. Вся палитра фортепианного звука — это мир, в котором царит только музыка.

Снова неожиданный компонент (фьюжн, господа!) – второй бис, парафраз на темы из фильма «Ирония судьбы» авторства самого Ивана Бессонова. Смысловая арка, оммаж, приношение Таривердиеву. Время вспять. Паузы на ферматах, в которых слышно, как бьются сердца. Невероятный юмор и любовь. Думайте сами, решайте сами — в пассажах жизни головокружительных… Что иметь, а чего не иметь… Как же талантлив этот парень. Как же он хорош.

***

Концерт главного оркестрового абонемента в последние дни марта стал генеральным прогоном к новым событийным гастролям. После триумфа в Москве и Санкт-Петербурге наш боевитый теперь коллектив собирался взять одну из ключевых вершин всех культурных застрельщиков — знаменитый университет «Сириус» в Сочи. Ответственности происходящему на сцене добавляла прямая трансляция в Жигулёвск, на экране культурного центра. И хотя в Жигулевске смотрели концерт всего 13 человек, зал в Самаре был уж полон, так полон.

Денис Власенко пригласил в программу виолончелиста Дениса Шаповалова, уникального артиста, сочетающего в себе лучшие качества классического музыканта экстра-класса и… экспансивного шоумена, умеющего заразить публику до последнего ряда балкона не только раскованностью а-ля Найджел Кеннеди, или Ванесса Мэй, но истинным святым огнем искусства, вложенным в исполнение, в каждый звук, в каждый штрих.

Сначала было немного странно видеть, как солист помогает дирижеру буквально всем собой. Поворачиваясь к музыкантам оркестра, то с вдохновляющей, то с ободрительной ажитацией, проживая мимикой детально все фигурации соло флейт и гобоя. Зная концерт Дворжака до мельчайшего знака партитуры, Шаповалов будто старался донести эту каждую ноту и до публики, и до оркестра, будто переступал чужую границу. Но дирижёр стоически «поделился своим подиумом», просто идеально выстроил почти ураганное взаимодействие. Поддержал тезис: «Если я горю, никто не имеет права не гореть вместе со мной». Никто. И смычок, как меч джедая. И дирижёрская палочка, как жезл судьбы.

Бис — снова авторская пьеса солиста, про итальянские колокола, звонящие в каждом маленьком городке каждый вечер. Демонстрация сумасшедшей исполнительской техники. Отвечая на восторг публики, Шаповалов притворился, что бросил виолончель в зал: дарю! Отдаю вам самое дорогое! Зал ахнул. И правда. Отдал. Самое дорогое. Счастье слушать музыку.

Далее Денис Власенко и его смелое войско сыграли во втором отделении Пятую симфонию Чайковского. В которой сталкиваются добро и зло — и неизвестно, кто побеждает. В которой такие инструментальные соло, что мама дорогая. В которой нужно или взлететь всем залом – или вообще за неё не браться. Зал взлетел.

Сейчас, в эпоху абсолютного шарлатанства и ушлой халтуризации, как говорит один из ведущих музыкальных критиков, в эпоху засилья странных исполнителей без фундаментального музыкального образования, собирающих полные залы филармоний, всего лишь надевая странные шапочки, рисуя песком или зажигая сотню электрических свечек, - держать оборону непросто. Работать честно непросто. Самарские артисты в «Сириусе» — это защита чести всей области, оборона настоящего искусства.