+7 846 207-07-16 отдел работы со слушателями
simakina-gi@filarm.ru возврат эл. билетов
Весь сайт
Поиск
+7 846 207-07-16 отдел работы со слушателями
simakina-gi@filarm.ru возврат эл. билетов
+7 846 207-07-16 отдел работы со слушателями
simakina-gi@filarm.ru возврат эл. билетов
05 июня 2025

«Самарский оркестр – серьезный игрок на музыкальной карте РФ»: Денис Власенко — о преемственности поколений, гастролях и планах на юбилейный сезон


Авторы (2):
София БЕЛЕРОВА
Динара БИРЮКОВА

Художественный руководитель и главный дирижер Академического симфонического оркестра Самарской филармонии Денис Власенко рассказал о фестивалях, преемственности поколений, гастролях и планах на юбилейный сезон. Он дал большое интервью на радио «КП-Самара».

О преемственности поколений
- В Самаре стартует фестиваль Дениса Мацуева «Диалог поколений», где ваш оркестр – ключевой участник. В чем суть этого проекта?

- Это ежегодный фестиваль, направленный на поддержку молодых талантов – участников международных конкурсов. Концепция проста: именитые солисты выступают вместе с начинающими музыкантами. Такой подход помогает молодым артистам заявить о себе.

- Но зрители ведь идут в первую очередь на звезд, таких как Мацуев? Хорошо ли цеплять за имена?

- Наверное, в этом и есть главная задача похожих фестивалей – продвигать молодежь через известных исполнителей. Например, Екатерина Молчанова, уже знаменитая домристка, стала узнаваемой после выступлений с Юрием Башметом. Это естественный путь. Сам Мацуев когда-то был молодым лауреатом конкурса Чайковского, его поддерживал фонд «Новые имена» Иветты Вороновой. Задача фондов и имен - продвигать.

- Как обстоят дела с преемственностью поколений в вашем симфоническом оркестре?

- У нас есть костяк музыкантов с огромным опытом, но и молодежь постепенно вливается в процесс. Это правильный баланс: зрелые артисты задают уровень, а молодые привносят энергию и свежий взгляд. Оркестр не может состоять только из пожилых или только из начинающих. Хотя сейчас есть примеры молодых объединений, но они призваны для того, чтобы воспитывать плеяды музыкантов для следующего серьезно коллектива, как в детских футбольных школах.

О привлечении молодых талантов
- Важно ли воспитывать своих музыкантов, а не привлекать «легионеров» из-за рубежа? Для этого ведь нужна хорошая университетская и консерваторская база.

- Конечно. В консерваториях есть квоты для иностранцев, но основу должны составлять наши выпускники, которые должны здесь учиться и желательно, чтобы здесь они и продолжали работать. Собственно, так и появились в России гранты: дирижер Юрий Темирканов обратился к президенту с проблемой оттока талантливых ребят из-за маленьких зарплат, и вопрос начал решаться.

- Как сделать оркестр привлекательным для молодых специалистов?

- Ответ на поверхности — конечно финансовая составляющая. Музыканты не должны уходить в курьерство ради заработка. Но также важна творческая среда – место, где хочется работать.

О региональных оркестрах
- В чем секрет успешного сотрудничество между дирижером и оркестром?

- С моей стороны важен профессионализм и четкие задачи для выполнения, ну и конечно минимальные правила воспитания и общения. Люди в большинстве своем понятные и адекватные, с ними легко можно найти общий язык. Я человек эмоциональный, неравнодушно отношусь к процессу, к делу, поэтому несоответствие вызывает у меня эмоциональную реакцию, но, возможно, это уйдет с возрастом, а, может, все процессы будут окончательно налажены, все недопонимания будут закрыты. Мы работаем над успехом оркестра, уже приняли много важных позитивных изменений. В наших инициативах нас поддерживает и руководство филармонии.

- Какие главные задачи стоят перед симфоническим оркестром сейчас?

- Кадровые вопросы и гастроли. Репертуар у нас огромный, желающих выступить на площадках тоже множество, бывает, даже не хватает времени на молодых артистов. Наша площадка интересна для звезд категории А. Оркестр Самарской филармонии имеет в своем сезоне артистов такого уровня и количества, какого нет у большинства московских оркестров.

- А есть ли предвзятость к региональным оркестрам?

- Безусловно, ведущая пятерка московских оркестров, например Государственный оркестр имени Светланова, национальный оркестр Спивакова, имеют больше ресурсов и с ними тяжеловато бороться. Но мы стремимся быть лучшими в регионах и конкурировать с некоторыми столичными командами, при том что своими силами со своими выпускниками, как, например, оркестр Татарстана.

- Что нужно сделать, чтобы Самара стала местом притяжения для публики?

- Нужны яркие события, фестивали, премьеры. Например, сделать фестиваль Шостаковича уникальным, чтобы именно здесь были первые премьеры, которые будут оставаться в памяти Самары.

- В Самаре также часто звучат произведения, написанные современниками: Кузьмой Бодровым, Павлом Кармановым, Петром Дятловым. Это осознанная стратегия?

- Да, я с самого начала обозначил задачу поддержи молодых композиторов и исполнителей родом из Самары. Например, на закрытии сезона 29 июня будут участвовать самарские вокалисты Екатерина Лехина и Алексей Курсанов. В декабре у нас выступала Ксения Прошина. Сейчас огромную карьеру делает Лидия Фридман, с которой также нужно сделать какую-то программу у нас.

- А есть ли какой-то волжский акцент у нашего симфонического оркестра?

- Главное – нас узнают по звучанию, уж не знаю волжский это акцент или нет, но для меня это самый приятный комплимент.

- Как вы считаете, нужны ли новаторские подходы к выбору репертуара у оркестра?

- Сегодня серьезные коллективы должны играть современную хорошую музыку, но я отталкиваюсь и от уровня оркестра. Пока есть вещи, которые я брать не готов, это тоже стоит учитывать. А также традиции самого коллектива.

О гастролях и новом сезоне
- Симфонический оркестр начал ездить и в другие города, в прошлом году был Санкт-Петербург и Москва, в этом — Сочи и в планах Екатеринбург. Страна готова к нашему оркестру и готовы ли мы удивлять?

- Конечно. Мы уже удивляем. Самарский оркестр – новый серьезный игрок на музыкальной карте России. Для нас это большой стимул и большая честь. Гастроли вдохновляют коллектив, бодрят и освежают музыкантов. Мы готовы и к дальнейшим поездкам. Главное — понимать, когда и как это делать, ведь в филармонии скоро стартует юбилейный 85-й сезон, когда почти все даты расписаны.

- С такой нагрузкой присутствует ли профессиональное выгорание, и как с ним бороться?

- Да, конечно, выгорание есть. Но каждый концерт мы играем с полной отдачей, в ответ энергия публики заряжает нас. Но отдых тоже важен – летом оркестр уходит в отпуск.

- То есть вы чувствуете поддержку от посетителей?

- Публика всегда чувствует и понимает, как мы выкладываемся. В Самаре совершенно потрясающий зритель: люди встают после каждого концерта, аплодируют, горячо встречают, тепло отзываются, пишут отличные рецензии.

- Что ждать в новом сезоне?

Этот год будет юбилейный для нашей филармонии, поэтому программа будет особенной. К тому же в этом году празднуется 100-летие Майи Плисецкой. Мы готовим сюрприз к этому юбилею, красивое поздравление Майи Михайловны. Отметим и 100-летие Бориса Чайковского. Такая красивая компания ждет зрителей в предстоящем сезоне, поэтому мы будем рады всех видеть!

Читайте на WWW.SAMARA.KP.RU: https://www.samara.kp.ru/daily/27707/5097332/