+7 846 207-07-16 отдел работы со слушателями
simakina-gi@filarm.ru возврат эл. билетов
+7 846 207-07-16 отдел работы со слушателями
simakina-gi@filarm.ru возврат эл. билетов
+7 846 207-07-16 отдел работы со слушателями
simakina-gi@filarm.ru возврат эл. билетов
03 декабря 2025

Выставка «Скульптура – отражение эпохи» открылась в Хрустальном фойе

в преддверии концерта «Скульптура. XX век»

Скульптура занимает важное место в жизни людей, начиная с ранних эпох возникновения человечества. Спустя тысячи лет до наших времен дошли архитектурные памятники, и по сей день мы восторгаемся их красотой и величественностью. На смену наивно-целостной, пластически-обобщённой, но несколько скованной скульптуре Древнего мира приходит гибкая, основанная на точном знании анатомии скульптура классики, выдвинувшая таких крупных мастеров, как Мирон, Фидий, Поликлет, Скопас, Пракситель, Лисипп. 

Статуя – главная форма греческого искусства. Греческий историк Плутарх писал, что в Афинах больше статуй, чем живых людей. Античные статуи всегда были подчинены человеческим масштабам и пропорциям. Тем самым подчёркивалось антропоморфность греческой мифологии – античные боги были лишь чуть совершеннее людей, и им было не чуждо ничто человеческое. В тоже время отличительная черта греческого искусства – это идеализация. Греки не отделяли дух от тела, которые по их мнению находились в гармонии и представляли собой единое целое. Скульптура же Древнего Рима многое переняла из греческой, но в свою очередь выдвинула на первый план индивидуализацию, которая как способ художественного обобщения постепенно вытесняет идеализацию. На смену совершенным формам греческого изобразительного искусства приходит реализм натуры. Скульптура в Риме использовалась в основном для поддержания престижа военной власти.

А главной особенностью средневековой скульптуры стало то, что она стала частью архитектуры. Свободностоящая скульптура встречалась редко, потому что отражала чуждые христианству ценности, напоминая об языческих идолах, идолопоклонстве. Зато в архитектуре скульптура имела практически полную свободу.

В эпоху Возрождения искусство скульптуры переживает новый большой подъем. В скульптурных произведениях воплощаются гражданские идеалы молодого, только еще складывающегося буржуазного общества, находит свое выражение борьба за освобождение человеческой личности от гнета феодализма. Главная тема искусства Возрождения - образ человека. Через религиозные сюжеты, отражается идеал человека - гармоничный, сильный, в многообразии эмоций.

Отличительной особенностями скульптуры эпохи барокко являются – контрастная проработка объема с обилием глубоких впадин и подчеркнутых выпуклостей. Лучшим примером здесь являются работы Лоренцо Бернини, в которых детали вырезаны, проработаны, узорчаты, а объем словно бы стремится ворваться в окружающее пространство.

Классицизм возвращает искусство скульптуры в строго очерченные пространственные и канонические рамки, заключая ее в тщательно отполированной поверхности пластических форм и самодостаточности, предельной предметности образов.

Скульптура ХХ века отражает внедрение пространства в скульптуру. Они либо дематериализуются под давлением пространства (Джакометти), либо делают его частью себя. Отечественный скульптор Архипенко писал по этому поводу: «Традиционно считают, что скульптура начинается тогда, когда материал соприкасается с пространством, то есть пространство понимается как нечто вроде рамы вокруг массы. Я полагаю, что скульптура начинается тогда, когда пространство окружается материалом».

Выставка предоставлена Международной общественной организацией «Центр духовной культуры».