+7 846 207-07-16 отдел работы со слушателями
simakina-gi@filarm.ru возврат эл. билетов
+7 846 207-07-16 отдел работы со слушателями
simakina-gi@filarm.ru возврат эл. билетов
+7 846 207-07-16 отдел работы со слушателями
simakina-gi@filarm.ru возврат эл. билетов
09 декабря 2025

«Ах! Скоро ль, скоро ли я уувииижу теебяяя?»

Статья Инги Майоровой, редактора портала «Музкарта»,

опубликована в декабре 2025 года в издании «Свежая газета. Культура»

Хочется думать, что скоро. Скоро Самара увидит и услышит снова звезду мировой оперы Альбину Шагимуратову и ее питомцев – молодых певцов, лауреатов XXVII международного конкурса вокалистов имени Глинки.

Вместе с симфоническим оркестром Самарской филармонии под управлением Дениса Власенко юные артисты и их наставница (инициатор возрождения и художественный руководитель конкурса, между прочим) на нашей славной сцене исполнили арии из опер русских и зарубежных композиторов. Концерт проходил при поддержке Президентского фонда культурных инициатив. Это часть грандиозного премиального тура по семнадцати городам! Отличная возможность показаться всей стране, дирижерам, импресарио, публике.

Имена солистов - Екатерина Бегунович (сопрано), Иван Бородулин (контратенор), Иосиф Никитенко (тенор), Кирилл Попов (тенор) и Константин Федотов (бас).

Задника с символикой фестиваля «Самарская осень-2025» (в рамках которого проходил концерт) увы, не было. Впрочем, рамок оказалось несколько, тут и абонемент №1 «Главный», и упомянутый конкурс им. Глинки, и упомянутый фестиваль, не хватало еще каких-нибудь рамок, но уже было сложно придумать, каких именно. В рамках, так в рамках. Итак, Моцарт! Все мы помним, что «Солнце имя тебе, Моцарт!» - и Увертюра к опере «Свадьба Фигаро», подчинившись ясному ауфтакту Дениса Власенко, именно взошла как солнце. Засверкали сфорцандо - как искры в росе. Или блики на речной глади. Микро-фразировка. Дружность в нарастаниях и уходах динамики.

А вот вышел уверенно и Лепорелло (К. Федотов) с красной книжечкой, как Ёжик в «Смешариках». Статный, важный, начал серьезно пересчитывать всех любовниц своего ненасытного хозяина Дона Хуана, и стаккато в оркестре поддали ему темпа и шутливости. Очень крепкая дикция, дирижер помог в акцентах и дыхании. Фразу поддерживал настрой игры, артистизм естественный. Зал воодушевился! Появилось общее предчувствие необычно замечательного события.

 Россини. Речитатив и ария Танкреда (И. Бородулин). Речитатив глубокий, сосредоточенный, собранный, с небольшими прорывающимися нотами волнения. Колоратуры естественные и стильные. Чистота интонаций. Паузы осмысленные и говорящие. Вся бриллиантовая красота барокко. Контратеноров у нас маловато, слушать их не привыкли. Но Иван так спокоен и уверен, что невозможно ему не поверить сразу и навсегда. Приезжайте с сольником, Иван!

 Доницетти. Неморино (К. Попов). Арфа и фагот. Сдержанно, без рыданий. Больше акцент на слова. Затаенная горестность. Ураган овации. Оффенбах. Кукла Олимпия (Е. Бегунович). Ох и красотка, а какое невероятное платье! А поёт! Без подробностей аппарата. Выразительно, заразительно, легко. Забавно и очень технично. Пластика кукольных движений поставлена (придумана самой?) точно в ноты. Денис Власенко подыграл дирижерской палочкой как заводным ключом - с юмором, азартом. Фиоритуры добавлены усложненные, верха заоблачные. Зал замер, оркестр как под гипнозом. Умница, о боги, какая умница... Как не рухнул от аплодисментов потолок – не понятно.

Массне. Вертер (Иосиф Никитенко). Голос. Шелковый. И надрыв его не портит. И кульминационный срыв на крик не портит. Завершение первого отделения - дуэт Дон Жуана и Церлины. Ручку дай, ангел милый! Федотов и Бегунович. Арка солнечной музыки. От Моцарта к Моцарту. Солнце заходит, оставляя тепло. И выходит она. Королева. Альбина Шагимуратова. Доницетти, Лючия ди Ламмермур. В громе приветственных аплодисментов – не только восторг зрелым, совершенным вокалом. Признание успеха молодых, справедливости конкурса. Супер-мастерство: каждая нота «впета» и осмысленна, филировка звука высшего качества. Оркестр дарит богатство красок, ферматы, в которых останавливается время. Ни одного звука мимо тона и чувства. Невероятное впечатление.

Во втором отделении звучали в основном русские арии. Началось увертюрой к опере Римского-Корсакова «Царская невеста». Помчался с места в стремительный карьер лошадиный бег опричников, полетный и в то же время вгрызающийся в лихую жизнь. Побочная любовная тема взлетела, как будто задыхаясь от счастья, в кульминации точность штрихов контрабасов небывалая. Так и захотелось, чтобы немедленно открылся занавес - и началась прекрасная, гениальная опера. Постлюдия - тема Марфы тоже солнце - и оно одно на всех, мир один на всех.

Патока, сладость Песни Шемаханской царицы от Екатерины Бегунович - третий, полярный от глупой куклы и скромной моцартовской простушки образ. Коварство и притворство хвастуна хана Кончака – Константина Федотова, но и своеобразная его искренность, бесконечно мощная нижняя нота «фа». Актерская убедительность молодых ребят и великолепной Альбины невольно заставили подумать, что опера должна быть именно такой, полной страстей и жизни, чтобы её хотелось слушать и смотреть, как детектив. Или любовный роман. Вот княжич Владимир - Кирилл Попов. Сладкий голос. Низковато, но верха крепкие. В оркестре - ночной свет луны, тени и тишина. Вопрошает, скоро ль увидит свою милую.

Глинка, романс Ратмира, снова редкий тембр, Иван Бородулин. Бархатное покачивание у виолончелей. Длиннющие ноты с запасом. Вот такой Ратмир и был, тонкий, гибкий, с железным характером. Утраченная младость, многозначность образа. Прихотливые гармонии выпеваются вместе с оркестром идеально. Как принято на востоке, а иначе секир башка. Ленский – Иосиф Никитенко. Внутренняя неспокойность от страха тяжелого предчувствия. Скрытые, еле сдерживаемые слезы. Он заранее знает, что погибнет, сожалеет о том, что сам себя закопал. Оркестр это чувствует и сочувствует ему всей душой. Дыхание смерти в последних нотах.

Наконец Верди. Третий акт, Альбина Шагимуратова и Кирилл Попов спели прощальный дуэт Виолетты и Альфреда. Рука Виолетты повисла, из нее уже стекла по капле жизнь. На фермате зал не выдержал, взорвался грешными аплодисментами, но Альбина собрала волю в кулак и преодолела взрыв преждевременного восторга. Ходите в оперу, друзья, тогда будете знать, где надо аплодировать. Ну и бис. Как без него? Неаполитанская песня «Не забывай». Голос главной героини вечера свеж как роза, как будто только что она не умирала навсегда. Оркестр красив неумолимо. Проигрышем осталась великолепная певица довольна - и на соло валторны удовлетворенно кивнула. Вот так и играйте. Всегда. Второй и окончательный бис стандартный – Заздравная из «Травиаты». Ну куда без нее, если она вот такая – всем подходит. Но и тут никакой пошлости, никаких переборов, бутылок и бокалов, вкус и благородство во всем.

Приезжайте, ребята. Мы будем вас ждать.