+7 846 207-07-16 отдел работы со слушателями
simakina-gi@filarm.ru возврат эл. билетов
+7 846 207-07-16 отдел работы со слушателями
simakina-gi@filarm.ru возврат эл. билетов
+7 846 207-07-16 отдел работы со слушателями
simakina-gi@filarm.ru возврат эл. билетов
10 декабря 2025

Сверхзвуковой вечер

Статья Инги Майоровой, редактора портала «Музкарта»,

опубликована в декабре 2025 года в издании «Свежая газета. Культура»

 

К 100-летию со дня рождения Майи Плисецкой самарская филармония подготовила нетривиальный спектакль-реверанс великой танцовщице

Трудно уследить за множеством юбилейных концертов и триумфальных посвящений балерине, в которую влюблен мир. Кажется, что все, кто в нее влюблен, хотят с каждой круглой датой снова и снова крикнуть на весь свет о своем поклонении ее феноменальной, потусторонней магии притяжения. О ней Андрей Вознесенский сказал: «Искусство – всегда преодоление барьеров. Балет – преодоление барьера звука». И в самарском концерте «Майя» этот барьер был преодолен. И звук, и жест обратились в смысл.

Это была совместная работа талантливых людей, сумевших объединить свои усилия, знания, свое мастерство в единый сплав. Вдохновитель, автор идеи, концепции – главный дирижер Денис Власенко. Лектор-музыковед Ирина Цыганова придумала сценарий, подобрала тексты, выбрала отрывки из книг и писем героини. Ведущие солисты балета Большого театра имени Алишера Навои (Узбекистан) Ширин Власенко и Тимур Юнусов исполнили дуэтные отрывки из балетов и яркие сольные номера, камерный оркестр «VOLGA PHILHARMONIC» и заслуженный артист РФ, концертмейстер оркестра «Виртуозы Москвы» Алексей Лундин создали музыкальную канву, собравшую все элементы воедино.

На краю сцены - цветы. Как будто с натюрмортов Ренессанса. В глубине справа – оркестр, с ним высокий, пришедший из 19 века, скрипач в длинном сюртуке. Над сценой – экран с портретом Майи Плисецкой. Она смотрит в зал, задумавшись. Слева старинный столик с кружевной скатертью, к резной ножке прислонилась пара пуантов. У стола стоит в белоснежной газовой юбке в пол и классическом бархатном темном свитшоте благородная женская фигура. И в полутьме начинает звучать красивый низкий голос – кажется, что это сама Майя. Или ее дух. О себе. О «Лебедином озере». Рояль, за ним – Павел Назаров. На пюпитре лампа, как свеча. Адажио. Двойное соло: скрипка-виолончель. Одетта невесомая, полувоздушная, музыкальная. Принц очень сдержанный, точный, надежный, как скала.

Музыка звучит наикрасивейшая. Вивальди, Глазунов, Борис Чайковский, Адажиетто Малера, Размышление Массне, Элегия Рахманинова, Гершвин, Сарасате… Все произведения точно ложатся в историю, в слова. Невероятное соло Ширин с голубым шарфом, легато у скрипки - легато в движениях балерины, прыжки жете как вспышки сфорцандо. Искренность. Красота каждого па. Конечно, легендарный «Лебедь». Неожиданно трагичный с первой ноты, всплески воды от слабеющих крыльев, бьющихся за жизнь, но всё. Жизнь ушла. Юрий Разборов великолепен. И конечно, Щедрин, конечно, Кармен. Классные костюмы, верные высоченные поддержки. Страсть и власть. И яростный, мощный финал. После слайдов с фотографиями о жизни Майи – вдруг она оживает – это видео заключительной вариации гениального «Болеро» Равеля после ее слов «Я не сдалась!».

Жалко, если такая великолепная программа окажется показанной всего один раз. Она достойна показов в других городах, на других самарских и не только сценах.