+7 846 207-07-16 отдел работы со слушателями
simakina-gi@filarm.ru возврат эл. билетов
Весь сайт
Поиск
+7 846 207-07-16 отдел работы со слушателями
simakina-gi@filarm.ru возврат эл. билетов
+7 846 207-07-16 отдел работы со слушателями
simakina-gi@filarm.ru возврат эл. билетов
04 октября 2011

Открытие сезона в филармонии

Свой 71-й сезон Самарская филармония начала на самой высокой ноте. В программе открывшего сезон концерта были популярнейшие произведения русской классики. В этом – один из важных приоритетов творческой стратегии художественного руководителя и главного дирижера академического симфонического оркестра филармонии Михаила Щербакова, занимающего эту должность уже на протяжении двух десятилетий.

В первом отделении прозвучала Вторая – «Богатырская» симфония Александра Бородина, произведение исключительной эпической мощи и удали, исполненное глубоких лирических откровений. Симфония, и в особенности звучащая в самом начале поистине богатырская тема, воспринимаются как своеобразный музыкальный символ России, соотносящийся с визуальным рядом воспевающих ее сказочно-былинных полотен Виктора Васнецова. Вторая симфония, по масштабу и насыщенности оркестровки в чем-то, может быть, и уступающая некоторым симфоническим произведениям отечественных и зарубежных авторов – современников Бородина, требует, тем не менее, особой мощи и размаха оркестрового звучания. Этого не всегда удавалось достичь самарским музыкантам, особенно в заключительных, кульминационных эпизодах симфонии.

Подлинным героем вечера стал лауреат международных конкурсов Сергей Крылов, названный в свое время Мстиславом Ростроповичем в числе пяти лучших скрипачей мира.

Отец Крылова был известным скрипичным мастером, мать – пианисткой. Судьба Сергея сложилась необычно. Воспитанник Центральной музыкальной школы при Московской консерватории, в 1989 году он с семьей уехал в Италию, в Кремону - город, прославившийся на весь мир своими скрипичными мастерами. Вышло так, что семья Крыловых так и осталась жить в Италии. Юный музыкант занимался совершенствованием своего мастерства, стал обладателем первых премий на международных конкурсах имени А.Страдивари в Кремоне и имени Ф. Крейслера в Вене.

Европейская карьера Крылова сложилась блестяще. Он играл с лучшими оркестрами мира под руководством знаменитых дирижеров, в числе которых Владимир Ашкенази и Юрий Башмет, неоднократно выступал в ансамблях с такими прославленными исполнителями, как Максим Венгеров, Миша Майский, Ефим Бронфман. На родину он приехал спустя 18 лет после отъезда. Его первое выступление в России состоялось в Екатеринбурге.

В прошлом году Крылов впервые побывал в нашем городе. Он принял участие в VII Международном фестивале искусств «Самарская осень», вызвав восторг слушателей и подтвердив репутацию одного из самых выдающихся скрипачей современности своим исполнением Пятого концерта для скрипки с оркестром Никколо Паганини, который до него в России не исполнял никто.

Нынешний приезд выдающегося музыканта в Самару тоже стал культурным событием. 1 октября в сопровождении филармонического оркестра под управлением Михаила Щербакова Сергей Крылов исполнил скрипичный концерт П.Чайковского. Из уст музыканта довелось услышать любопытную историю о том, как запись его исполнения концерта с южнокорейским симфоническим оркестром в Сеуле случайно попалась Михаилу Плетневу. В этом не очень удачном, по мнению Сергея, исполнении Плетнева заинтересовала игра солиста. Маэстро разыскал Крылова, предложив выступить с его Национальным оркестром, что стало еще одним стимулом приезда Крылова в Россию.

Концерт для скрипки с оркестром Чайковского – одно из самых заигранных и находящихся на слуху буквально у каждого произведений, которое относится к разряду классических шлягеров. На недавнем Конкурсе Чайковского, где этот концерт являлся обязательным произведением третьего тура, его можно было услышать многократно иногда в старательной, а часто в очень качественной в техническом отношении интерпретации молодых музыкантов.

Однако эталонное звучание гениального произведения довелось услышать именно в этот вечер в исполнении Сергея Крылова. Кажется, впервые мне как слушателю стало понятно, почему авторитетный петербургский скрипач-виртуоз Ауэр, которому композитор первоначально посвятил этот концерт, счел его неисполняемым ввиду исключительной сложности и отказался от чести стать его первым исполнителем.

Как и в свой прошлый приезд в Самару, Крылов играл на инструменте, сделанном его отцом. У этой скрипки исключительно полетный, изумительный по благородству звук, буквально пронзающий пространство. Игра Крылова с первых тактов заставила зал замереть. Безукоризненными были не сопряженная с какими-либо внешними усилиями блестящая виртуозная техника музыканта, его мягкая, обволакивающая кантилена, живые и естественные, идущие от исконной сути произведения нюансы исполнения, и в особенности - тончайшее, подобное растворяющемуся в космосе облаку пианиссимо. Особо бережно и  в то же время осмысленно Крылов передал свойственные Чайковскому интимные, сокровенные переживания, которые у иных исполнителей подаются подчас с излишним «показушным» напором.

В ответ на овации зала на бис Крылов сыграл не пару милых популярных пустячков, а два сложнейшие каприса Паганини.

А 3 октября состоялся сольный концерт Сергея Крылова, программу которого составили каприсы Паганини и другие избранные виртуозные скрипичные сочинения композиторов-классиков.

По материалам статьи Валерия ИВАНОВА
Источник
Фото Игоря КАЗАНОВСКОГО