В Самарской филармонии прошел концерт-презентация «Пять великих скрипок». Публика услышала инструменты работы Амати, Гваданини, Вильома, Страдивари и Гварнери. На них Дмитрий Коган с Ириной Макаровой и оркестром Volga philharmonic исполнили шедевры классики.
Концерт проходил в рамках проекта «Пять великих скрипок», инициированного Фондом поддержки уникальных культурных проектов имени Когана, учрежденным екатеринбургским политиком, бизнесменом, меценатом Валерием Савельевым и заслуженным артистом России Дмитрием Коганом . Целью проекта является знакомство слушателя со звучанием уникальных инструментов работы старинных мастеров Амати, Гваданини, Вильома, Страдивари и Гварнери. Проект включает серию концертов. Они начались в городах Дальнего Востока, продолжились на Урале и Поволжье, а закончатся в Москве.
Выступление в Самаре сопровождал полный аншлаг. На концерт пришли и стар, и млад. Простые слушатели, ученики и выпускники музыкальных заведений нетерпеливо ерзали, ожидая музыкантов. Дмитрий Коган не стал испытывать терпение зала и своевременно вышел на сцену. Он был немногословен, вкратце поочередно представлял инструменты, бережно извлекал их из футляров и в полной тишине благоговейно играл на каждом по одному-два специально подобранных для скрипок произведения. В первом отделении звучали сочинения композиторов для скрипки и фортепиано, на котором играла Ирина Макарова.
Первой в руках Когана запела скрипка Амати. Вслушиваясь, публика сразу ощутила разницу между обычной скрипкой и работой виртуоза: мастерская игра позволила прочувствовать блестящее звучание инструмента и расслышать малейшие оттенки звучащего произведения. Потом на более темпераментном инструменте Гваданини 1764 года Коган исполнил скерцо Брамса. Особенно эмоционально прозвучала скрипка Вильома, на которой было сыграно «Размышление» Массне и Канцонетта Годара. На известном «золотым» тембром инструменте Страдивари Коган исполнил рапсодии Уильямса и Равеля. Красивым завершением первого отделения стала фантазия Фролова на тему оперы Гершвина «Порги и Бесс»: ее скрипач исполнил на славящейся «дьявольской» мощью звучания скрипке Гварнери. Читать полностью
Судя по громкости оваций и количеству поднесенных букетов, публика была в полном восторге от концерта. Правда, некоторые слушатели не ограничились стандартным выражением признательности и жаждали познакомиться с великими скрипками не только на слух, но и на ощупь. В конце первого отделения сотрудники филармонии и охраняющие скрипки секьюрити не смогли остановить выбежавшего на сцену маленького мальчика — он во что бы то ни стало хотел в прямом смысле прикоснуться к инструменту Гварнери. Дмитрию Когану пришлось проявить чудеса изворотливости, чтобы спасти скрипку от настойчивого ребенка, пока его от греха подальше не увели взрослые.
Во втором отделении подобных эксцессов не наблюдалось. Дмитрий Коган, теперь уже в сопровождении камерного оркестра Volga philharmonic, играл цикл Астора Пьяццоллы «Четыре времени года в Буэнос-Айресе». Сначала в «Лето» слушателей погрузила скрипка Амати. Его сменила тоска «Зимы», бережно переданная инструментом Страдивари. Расцвет «Весны» воспела скрипка Гварнери. И завершился цикл меланхолией «Осени» (Гваданини). Гранд-Танго же прозвучало на скрипке работы Вильома.
Однако цикл Пьяццоллы только больше распалил меломанию слушателей. Ненасытные ценители прекрасного не хотели отпускать скрипача, и он с радостью бисировал, исполнив напоследок Крейслера и Паганини.
Дмитрий Коган, скрипач, художественный руководитель Самарской филармонии:
- Мы провели большую работу по подготовке тура: специально готовили скрипки к выступлению, согласовывали график концертов, подбирали под каждую скрипку соответствующие произведения. Конечно, нелегко было привыкнуть к старинным скрипкам мастеров, сложно перестраиваться с одного инструмента на другой во время выступления, ведь у них совершенно разные души, разные технические характеристики. Например, у каждой скрипки своя мензура. Но я стараюсь найти общий язык со всеми инструментами.
Михаил Березницкий, музыкант, эксперт по струнным музыкальным инструментам:
- Для музыканта высокого уровня большая честь держать великие инструменты. Только он может раскрыть всю их прелесть на концерте. Чем инструменты выше по уровню, тем профессиональнее музыкант должен суметь сыграть на них, потому что у обычного исполнителя это не получится. Здесь необходимо тончайшее исполнительское искусство очень высокого класса. Я считаю, что Дмитрий Коган реализует замечательный, но и тяжелейший проект, позволяющий оценить слушателю великолепное звучание каждой скрипки.
Б. Годар «Канцонетта».
Исполняется на скрипке Жана-Батиста Вильома (1852 год)
И. Брамс «Скерцо».
Исполняется на скрипке Джованни Батиста Гваданини (1764 год)
И. Бенда «Grave».
Исполняется на скрипке Антонио и Иеронима Амати (1595 год)
А. Пьяццолла. «Времена года в Буэнос-Айресе. Лето». Исполняется на скрипке Антонио и Иеронима Амати (1595 год)
Запись онлайн-трансляции концерта «Пять великих скрипок» в Екатеринбургской филармонии, 10 ноября 2012 г.
В рамках проекта «Пять великих скрипок» состоялось 10 концертов для жителей городов Поволжья, Дальнего Востока и Урала. На каждом вечере Дмитрий Коган исполнял произведения классиков и современных композиторов на пяти великих инструментах общей стоимостью более 20 млн евро.
«Концерты проходили с невероятным успехом, залы были переполнены. В каждом городе меня вызывали на «бис» больше 10 раз. И, конечно, видя такое желание публики услышать игру на этих великих скрипках, я понял, что надо продолжить проект, а не завершать его. Поэтому мы решили, что весной 2013 году начнется вторая часть, в рамках которой мы дадим концерты и в других регионах страны», - сказал Дмитрий Коган.
По мнению заместителя министра культуры РФ Аллы Маниловой, этот проект - эксклюзивный. «Мы видим, как огромны в регионах страны диспропорции в культурной инфраструктуре и доступе к культуре. И министерство культуры сейчас старается сократить эти диспропорции», - отметила Манилова.
Завершающим аккордом первой части проекта станет концерт 1 декабря в Доме Пашкова в Москве, на котороме Дмитрий Коган сыграет на пяти великих скрипках для столичных любителей прекрасного. Вторая часть проекта пройдет с середины марта до конца апреля 2013 г.
Мы используем cookie.
Во время посещения сайта Самарской филармонии Вы соглашаетесь с тем, что мы
обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ.
Подробнее