7 мая вся музыкальная общественность отмечает 180 лет со дня рождения немецкого композитора и пианиста Иоганнеса Брамса. Предлагаем всем желающим принять участие в новой викторине, посвященной творчеству этого композитора.

Итак...
- Чем знаменит «геттингенский» период жизни и творчества И. Брамса?
- Что проповедовал И. Брамс в содержательной части своего творчества?
- Назовите любимую тональность Брамса.
- В каком жанре Брамс начал писать свои первые фортепианные миниатюры?
- В чём особенность «Немецкого реквиема» Брамса и чем он отличается от аналогичных образцов его предшественников?
- Что послужило толчком к написанию «Вальсов любви» и чей мотив цитирует И. Брамс в одном из этих вальсов?
- Известно, что Брамс так и не написал ни одной оперы. Однако есть среди его сочинений одно, очень близко подходящее к этому определению. Как оно называется?
- Какое из сочинений И. Брамса можно назвать автобиографичным?
- «…Бывает так со всяким начинаньем:
Коль необуздан ум твой – будет тщетно
Стремление к высотам совершенства.
Их достигаешь сил всех сочетаньем;
Лишь в чувстве меры мастерство приметно,
И лишь закон свободе даст главенство».
Кому принадлежат эти строки и какое отношение они имеют к Брамсу?
- Какую из симфоний И. Брамса называли «венской идиллией»?
- Доктором каких наук был И. Брамс и какое сочинение связано с присуждением ему этой степени?
- На протяжении жизни Брамс время от времени возвращался к мысли о написании оперы и вёл переговоры о либретто. Какие сюжеты интересовали композитора?
- Критики сравнивали эти два сочинения Брамса с соотношением «юноши и зрелого мужа». О чём идёт речь?
- Чего не любил И. Брамс?
Правильные ответы присылайте на адрес
j-belui@mail.ru с пометкой «Викторина». Желаем удачи!
UPD: по просьбам участников публикуем правильные ответы...
1. Создание многочисленных песен и песенных циклов – ор.№№ 19, 20, 32 (стихи А.Платена и Г.Ф.Даумера, темы любви и страданий); знакомство со знаменитым певцом Штокгаузеном и гастроли с ним.
2. «Спокойствие в горе и радости»
3. Соль минор
4. Вальс
5. Почти полное отсутствие молитв в тексте; Реквием больше походит на проповедь
6. Проживание в Вене, прогулки по паркам, где звучала музыка И.Штрауса. Цитирует фрагмент его вальса «На прекрасном голубом Дунае»
7. Кантата «Ринальдо» для тенора, мужского хора и симфонического оркестра на сл.И.В.Гёте(сюжет заимствован из «Освобождённого Иерусалима» Торквато Тассо)
8. Фортепианный квартет, ор.60 – «вертеровский»
9. И.В.Гёте. В этих строчках отражён жизненный девиз композитора и его творческое кредо
10. Вторую симфонию
11. Почётный Доктор философских наук университета в Бреслау (1879 г.). В знак благодарности Брамс написал для университета Увертюру на темы студенческих песен под названием «Академическая», а в пару к ней – «Трагическую»
12. «Король-олень» и «Секрет»
13. Т. Бильрот говорил так о Первом и Втором скрипичном концертах. Это не просто меткое сравнение, но и тонкое ощущение автобиографичности обоих сочинений
14. Дальних поездок в иноязычные страны (не знал языков), длительных морских путешествий (укачивало) и педагогические занятия с учениками (не было призвания)