Филармонический джаз-оркестр Республики Татарстан с блеском представил в Самаре концертную программу памяти Каунта Бэйси
Текст:
Роман Арсенин
В августе этого года исполнится 110 лет со дня рождения легендарного пианиста и бэнд-лидера Каунта Бэйси. Одна из ключевых фигур в истории свинга, когда-то этот человек изменил представление многих людей о том, каким должен быть джаз. 4 марта в зале Самарской государственной филармонии состоялся концерт его памяти. Музыкальные композиции из репертуара оркестра Бэйси и другие джазовые стандарты представил в своей программе Филармонический джаз-оркестр Республики Татарстан.
Выступление открылось инструментальной темой «One o`clock jump» (в нашей стране больше известной как «Танцы после полуночи»), которая в свое время стала визитной карточкой оркестра Бэйси. Это классический свинг (от англ. «раскачивание» - стиль оркестрового джаза, ставший популярным в исполнении биг-бендов 30-40 гг. с характерной ритмической пульсацией, сочетанием секционной техники игры с сольной импровизацией, особым тембровым колоритом) с блюзовой основой. Каунт (англ. - граф, настоящее имя Уильям Джеймс) Бэйси один из немногих сумел объединить эти формы, сделав джаз логическим продолжением его предшественника — блюза. Традицию и мастерство биг-бэнда Бэйси блестяще продемонстрировал татарский филармонический джаз-оркестр.
Концерт продолжился не менее известной композицией из репертуара юбиляра, забойной и ритмически сложной «Sweet Georgia Brown» («Милая Джорджия Браун»). Исполнение этой вещи не оставило зрителю сомнений — джаз-бэнд под управлением Анатолия Василевского и пианиста Марата Николаева прекрасно слажен и состоит только из классных мастеров.
К слову, оркестр Бэйси всегда славился тем, что в нем не было второстепенных фигур. Каждый музыкант коллектива был выдающимся джазменом, виртуозом на своем инструменте. Именно поэтому Count Basie Orchestra в конце 30-х был признан лучшим биг-бендом эпохи свинга. Не случайно с ним работали лучшие вокалисты того времени: Джимми Рашинг, Билли Холидей, Элла Фицджеральд и другие. Впоследствии в их числе оказался и неподражаемый Джейми Дэвис. «Шоколадный баритон», как окрестили его земляки-американцы еще в 60-х. Один из лучших вокалистов современности, крунер (от англ. croon — мурлыкать), придерживающийся традиций джаза, блюза и соула. Он появился на сцене самарской филармонии под оглушительный грохот аплодисментов. Красивый тембр, необычайно точное интонирование и харизматичная манера исполнения певца покорили публику с первой песни — джазового стандарта «Pennies from heaven» («Неожиданная прибыль»). А магический соул «The look of love» («Взгляд любви») и «качевый» блюз «All right, Ok, You win» («Ладно, ты победил») показали разносторонний характер его таланта. Бурные овации из зала в адрес Дэвиса дополнились криками «браво». Так артист завершил свое первое отделение концерта.
Перед антрактом оркестр сыграл «Lil Darlin» - медленный свинг с прекрасным соло на трубе (заслуженный артист Республики Татарстан Роман Мударисов) и быструю композицию «Basie» памяти великого джазмена.
Второе отделение открылось еще одним джазовым стандартом в прочтении Каунта Бэйси «April in Paris» («Апрель в Париже»). Нежно прозвучали его «Secrets» («Секреты»), где соло на флейте исполнила единственная девушка из двадцати музыкантов джаз-оркестра Анна Кожевникова.
В контрасте с ней во всей красе показал себя барабанщик Эдуард Нуруллин. В самой быстрой композиции вечера «Wind machine» («Ветряная мельница») он выдал мощное соло.
Вскоре на сцене вновь появился главный солист вечера. Во втором отделении Джейми Дэвис исполнял лирику. Выступление украсили несколько песен из репертуара задушевного Нэт Кинг Коула и хит на все времена «Besame mucho» (разумеется, в джазовой обработке). Вокалист свободно играл голосом и потрясал слушателей богатыми импровизациями. На рояле его поддержал виртуоз Марат Николаев.
Перед уходом «шоколадный баритон» обратился к публике: «Времена, когда я работал с Каунтом Бейси, были прекрасными временами. Мы ездили по городам и дарили людям улыбки - точно такие же, какие сейчас я вижу на ваших лицах. Я обожаю свою работу - дарить окружающим джаз. И должен сказать, Самара просто создана для этого. Самара - лучший город для джаза! Spasibo, Samara! - крикнул он в конце по-русски. После чего в зале еще долго не стихали овации.
Впечатление от концерта трудно описать. И, пожалуй, лучше даже не пытаться. Достаточно вспомнить высказывание Довлатова, которое наиболее точно передает суть этой музыки: «Джаз — это стилистика жизни... Джазовый музыкант не исполнитель. Он — творец, созидающий на глазах у зрителей свое искусство — хрупкое, мгновенное, неуловимое, как тень падающих снежинок... Джаз — это восхитительный хаос, основу которого составляют доведенные до предела интуиция, вкус и чувство ансамбля... Джаз — это мы сами в лучшие наши часы...