Волжский фестиваль духовной музыки проходит в Самарской области уже в третий раз. В день открытия в зале театра оперы и балета прозвучал «Реквием» Моцарта в исполнении оркестра Volga Philharmonic, Магнитогорской государственной академической хоровой капеллы и солистов Самарской оперы.
Aвтор:
Татьяна БОГОМОЛОВА
Торжественное открытие
Волжский фестиваль духовной музыки, прошедший впервые в 2012 году, вызвал тогда много толков, высказаны были различные мнения, и не все они оказались восторженными. Единственным произведением, исполнявшимся на фестивальных концертах, стала оратория «Страсти по Матфею» современного композитора, богослова, церковного историка, митрополита Волоколамского Илариона (Алфеева), явившегося и инициатором проведения самого фестиваля. Репертуар следующего заметно расширился, именно в Самаре состоялось премьерное исполнение «Stabat Mater» и «Песни Восхождения» митрополита, прозвучало известнейшее произведение Перголези - кантата «Stabat Mater», Пятая симфония Чайковского. После ухода с поста художественного руководителя Самарской филармонии Дмитрия Когана многие обеспокоились судьбой третьего фестиваля духовной музыки.
Но фестиваль традиционно открылся в дни великого поста, и Дмитрий Коган за несколько минут до официального начала сказал, что надеется - продолжение будет.
«Аншлаги, которые собирают фестивальные концерты, свидетельствуют о его востребованности», - отметил музыкант.
Самым же главным событием, которого ждала музыкальная общественность, стало исполнение «Реквиема» Моцарта для солистов, смешанного хора и оркестра.
Произведение монументальное, трагическое, умиротворяющее и просветляющее одновременно. К тому же овеянное мистической славой. Заказанный «черным человеком» «Реквием» стал последним произведением Моцарта. Из 14 задуманных номеров было закончено только девять. Многое было оставлено в черновых набросках, выписано с сокращениями, и завершал сочинение Моцарта его любимый ученик Зюсмайр. В день открытия фестиваля траурная месса, повествующая о мироздании, земной жизни, смерти и вечном свете, прозвучала в исполнении камерного оркестра самарской филармонии Volga Philharmonic под управлением Дмитрия Когана, солистов Самарского академического театра оперы и балета Ирины Янцевой, Анатолия Невдаха, Юлии Марковой, Андрея Антонова и Магнитогорской государственной академической хоровой капеллы. 15 апреля «Реквием» Моцарта с теми же исполнителями прозвучал в тольяттинской филармонии.
Открытие фестиваля вновь не обошлось без критики. Рядовые слушатели, далекие от сакральных знаний, благодарно аплодируют, встав со своих мест. Впрочем, восторгов публики не разделили многие музыканты и критики.
Гости фестиваля
Говоря о нынешнем фестивале, хочется отметить богатую программу, а также новые имена и коллективы. Во-первых, это уже выступившая на открытии Магнитогорская хоровая капелла — прославленный хор с богатой историей, получивший международное признание, регулярно выступающий на лучших филармонических площадках Европы. В репертуаре капеллы - более двух тысяч произведений русской и зарубежной классической музыки, а в составе участников в том числе артисты и солисты Магнитогорского оперного театра.
«Реквием» Моцарта, - рассказала художественный руководитель капеллы Надежда Иванова, - присутствует в репертуаре коллектива уже более тридцати лет. Неоднократно мы его исполняли с лучшими дирижерами, как российскими, так и зарубежными. Примерно 12 лет назад «Реквием» был исполнен и на самарской сцене».
Что касается гостей фестиваля, то в пятницу, 19 апреля, в зале Самарской филармонии в концерте «Ave Maria» примет участие солист Большого театра России контртенор Владимир Магомадов — победитель телевизионного конкурса вокалистов «Большая опера» на телеканале «Культура». В концерте «Ave Maria» прозвучат музыкальные произведения Каччини, Шуберта, написанные на текст молитвы «Ave Maria», а также арии альта из Кантаты «Глория» Вивальди, ария «Виктория, душа моя» композитора Кариссими. Во втором отделении публика услышит Девять фуг для струнного оркестра «Christus Redemptor» митрополита Иллариона. «Christus Redemptor» на самом деле, как пояснил композитор в одном из интервью, является переложением для струнного квартета и струнного оркестра девяти фуг из написанных ранее произведений, в том числе из «Рождественской оратории» и «Страстей по Матфею».
Еще одним участником нынешнего фестиваля станет Московский ансамбль духовной музыки «Благовест», который выступит 23 апреля с концертом «Духовная музыка. Пасхальные песнопения». В концерте прозвучит православная духовная музыка, произведения Бортнянского, Чеснокова, Вискова, а также сочинения западноевропейских композиторов.
Надежда Иванова, художественный руководитель и главный дирижер Магнитогорской государственной академической Хоровой капеллы имени Эйдинова:
- В репертуаре Хоровой капеллы более двух тысяч произведений как русской, так и зарубежной классической музыки. Коллектив исполнял пятую симфонию Чайковского в переложении для хора, «Страсти по Матфею» Баха. Буквально неделю назад мы пели «Реквием» Верди. «Реквием» Моцарта, в отличие от вердиевского, наполнен глубоко личными переживаниями, его отличает более прозрачная фактура. И Моцарт, хотя кажется, что проще написан, гораздо сложнее для исполнения и является камнем преткновения для многих хоровых коллективов.
Дмитрий Коган, художественный руководитель III Волжского фестиваля духовной музыки, заслуженный артист РФ:
- Уже стало доброй традицией, что в Великий пост, а в этом году и в страстную неделю, проходит фестиваль духовной музыки, и я очень надеюсь, что она будет продолжаться и дальше. Пост — это время, когда можно проанализировать свои поступки, очиститься, стать лучше. И влияние духовной музыки в этом трудно переоценить. В этом году на фестивале представлен новый репертуар и новые коллективы, например Магнитогорская хоровая капелла, московский ансамбль духовной музыки «Благовест». Каждый слушатель, я уверен, найдет что-то свое.