Необычный концерт прошёл в 30 марта в Самарской государственной филармонии: в рамках абонемента для младших школьников «Путешествие в сказку» академический симфонический оркестр филармонии под управлением заслуженного артиста РФ Георгия Клементьева и лектор-музыковед Ирина Цыганова представили программу, составленную из песен и сказок многонационального самарского края.
Текст:
Светлана Ишина
Звучали русские, татарские, башкирские, мордовские, чувашские, немецкие песни. Как непривычно было слышать их под аккомпанемент симфонического оркестра! И какие красивые девушки в ярких национальных костюмах выходили на сцену… Причём, если приглядеться (а юные меломаны народ внимательный), можно было заметить, что певицы, которые исполняли эти песни, на самом деле одни и те же. Просто время от времени, уходя за кулисы, они переодевались в другие костюмы, и создавалось впечатление, что девушек много и все – разных национальностей. Впрочем, большого секрета авторы программы из этого и не делали – в конце первого отделения объявили, что исполняли народные песни солистки филармонии лауреаты всероссийских и международных конкурсов Оксана Антонова (сопрано) и Ольга Пятникова (меццо-сопрано).
Они представили целую палитру песен народов Поволжья. Пели в самом деле хорошо, очень проникновенно и – достоверно. Было ощущение, что всякий раз выходила на сцену певица-башкирка, певица-чувашка, певица-немка и так далее. Всё от того, что готовя программу, и певицы, и лектор-музыковед тщательно изучили не только нотные тексты, но и обычаи, музыкальные традиции народов, живущих в Поволжье. Инструментовал народные песни сам дирижёр Г. Клементьев, а одна из немецких песен прозвучала в обработке великого композитора Йоганнеса Брамса, который, к слову сказать, с 24 лет и до конца жизни обрабатывал народные песни и пропагандировал их в качестве руководителя хоровой капеллы, не раз повторяя: «Народная песня – мой идеал».
Кроме песен звучали пословицы, поговорки разных народов. Ирина Цыганова знает, чем увлечь ребят: они с радостью вовлекаются в процесс разгадывания загадок, отвечают на вопросы ведущей, соглашаются с её суждением о том, что пословицы и поговорки у разных народов похожи и что народы, живущие в Поволжье, словно разные цветы, сплелись в один яркий венок, но венок этот хрупкий: выдернешь из него один цветок – остальные сами распадутся,– есть над чем задуматься…
Всё второе отделение посвятили сказкам писателя-фольклориста Игоря Муханова, известного в наших краях собирателя легенд и сказаний. Ребята слушали сказку про волшебный город Ладоград, который временами то появляется, то исчезает в районе села Подгоры. А в оркестре в это время звучала изумительной красоты музыка – Увертюра из «Князя Игоря» Бородина и фрагменты из его Симфонии № 2, отрывки из Первой симфонии Калинникова, Серенады для струнных Чайковского, «Сказки о Царе-Салтане» Римского-Корсакова…
Удивительно эмоционально, ярко читала ведущая сказку про Ладоград – буквально заворожила-заинтриговала ребят повествованием о городе, который выстроен не из камня, а из невесомых солнечных лучей: едва появится в облаках, тотчас и распадается на глазах у путешественника… Не дыша, слушали дети рассказчицу. А Ирина Сергеевна – яркий, самобытный мастер художественного слова – очень тонко чувствует настроение зала: в самые напряжённые, кульминационные моменты её интонации становятся ещё более интригующими, ещё более захватывающими. Для каждой части повествования она находит свой регистр, свой тембр, те самые «краски» повествования, которые берут слушателя – взрослого ли, ребёнка - за душу. Конечно, чувствуется, что Ирина не только лектор, но в первую очередь – прекрасный музыкант: пианистка, певица, участница нескольких вокальных ансамблей и даже лауреат международного конкурса вокалистов в г. Гориция, Италия. И в том, как она произносит слово, конечно, слышится её музыкальный дар. Её чрезвычайно красивый, в полном смысле слова вокальный тембр голоса охватывает большой диапазон - от нижних до верхних регистров. Она не просто выразительно и правдиво интонирует текст - она приближает всех нас, слушателей, к той духовной сути, которая стоит за словом! Именно оно, это внутреннее духовное проповедничество, может быть, главный человеческий и профессиональный дар Ирины Цыгановой. Именно этим она захватывает и потрясает аудиторию.
«Идя от музыки как эталона соединения содержания и формы, идя от любви к музыке, она раскрывает свой природный талант художественного чтения в создании замечательных музыкально-литературных композиций – самобытных и оригинальных по форме и жанру», - говорит о ней дирижёр.
И это, конечно, не случайность: до того, как прийти в филармонию, Ирина много лет вела в самарском пединституте свой авторский курс «Основы лекторского мастерства» для студентов фортепианной специализации. Как она сама говорит, ей хотелось научить людей, владеющих роялем, владеть на том же уровне и словом. Это была попытка воспитать настоящих музыкантов-просветителей, которые могли бы интересно рассказать о тех произведениях, которые исполняют, о композиторах, об эпохе…. Ведь известно, что пианисты часто испытывают затруднения, сталкиваясь с необходимостью разговора о музыке. И наоборот - люди, более или менее владеющие словом, как правило, как играть на инструменте не могут…
Особый колорит программе придали картины новокуйбышевского художника Владимира Конева – концерт сопровождался видеорядом, и, конечно, детям от этого было ещё интереснее! Да и как не заинтересоваться, если картины, которые ты видишь на большом экране над сценой,– словно про этот самый Ладоград!
- Когда, готовя эту программу, мы с Георгием Евгеньевичем просматривали альбом художника Владимира Конева, у нас действительно сложилось впечатление, что некоторые картины он писал словно специально для сказок Игоря Муханова – настолько они подходят к некоторым сюжетным линиям,– рассказывает Ирина Цыганова.– Так в одной программе сошлись произведения двух талантливейших волжан – писателя и художника. И два этих жанра – литературу и живопись – соединила замечательная музыка. Мне кажется, программа понравилась слушателям ещё и потому, что все мы – её создатели, вокалисты, музыканты оркестра – до самозабвения любим Волгу, её берега, Жигули… Это то, что близко сердцу каждого, кто живёт в Самаре! В первом отделении на экране демонстрировались чудные фотографии – волжские пейзажные просторы, конечно, это не может не трогать душу…
Г. Е. Клементьев, дирижёр академического симфонического оркестра Самарской филармонии, добавляет:
- Самарская земля богата не только песнями, фольклором разных народов, живущих в Поволжье, но и изумительной историей – духовной историей, которая поучительная для людей всех возрастов, в первую очередь, для детей. И я считаю, она, эта история, приходит к нам в виде лучших сказок, помогающих человеку, в том числе юному, возвыситься. Как пришла мысль показать в программе эти картины? Много лет назад, ещё в 90-е годы, я увидел на самарском телевидении передачу об этом художнике, Владимире Коневе. Узнал, что его картины почему-то редко выставляются в Самаре, но при этом его очень любят и ценят в Европе – в Венгрии, Чехии, Польше, Германии, Испании, Италии проходят его выставки, печатают его альбомы. И так сложилось, в одной из программ прошлого концертного сезона мы сотрудничали с детской художественной школой города Новокуйбышевска – ребята, юные художники, были участниками наших концертов: прямо во время звучания музыки, на сцене, на глазах зрителей они рисовали картины. Готовя ту программу, мы разговорились с директором художественной школы Натальей Владимировной Харитоновой – и вдруг выясняется, что Конев – один из первых выпускников этой школы! Так родилось наше сотрудничество – Владимир Иванович подарил нам альбом с репродукциями своих картин, они стали полноправными «участниками» программы «Жигулёвская сказка». В соединении с пейзажами, видами Волги, Самары, которые юные зрители видят на экране, народные песни, звучащие со сцены, народные костюмы, в которые одеты артисты, оказывают на публику воистину очищающее, возвышающее воздействие – по-моему, это самое ценное, что дают наши концерты.
Этот абонемент для младших школьников в филармонии постоянный. В нынешнем сезоне он включил в себя пять симфонических концертов: в сентябре ребята знакомились с симфоническим оркестром и его инструментами, слушали «звуки музыки мира», путешествуя за три моря вместе со знаменитым «Хожением» Афанасия Никитина (в старину говорили именно так – не «хождение», а «хожение»). Спустя два месяца оркестр представил программу «Детские игры» – школьники знакомились с шедеврами мировой музыкальной классики – сочинениями для детей Бизе, Дебюсси, Мусоргского, сказками английского писателя Дж.Р. Толкиена. Февральская программа – «Мамины сказки» – была составлена из произведений Чайковского, симфоническую программу замечательно дополнил танцевальный спектакль учащихся центральной детской хореографической школы г. Самары и их талантливого балетмейстера В. Пономаренко. Языком танца ребята «рассказали» своим сверстникам сказку, основу которой составил знаменитый «Детский альбом» (кто учился в музыкальной школе, конечно, помнит миниатюрные пьесы этого альбома с яркими, запоминающимися названиями).
И вот, наконец, дошёл черёд до программы, посвящённой музыке родного края. Какие они, мелодии волжан? Какие песни поют на Волге, какие сказы рассказывают? На эти вопросы попытались ответить авторы программы.
Театрализованные концерты дирижёра Георгия Евгеньевича Клементьева уже много лет любимы и востребованы самарской публикой. На его программах выросло не одно поколение меломанов. Программы, подобные тем, что входят в абонемент «Путешествие в сказку», являют собой синтез различных видов искусств: музыки, литературы, живописи, архитектуры, кино… Особенностью этих программ всегда было и остаётся стремление дирижёра привести слушателей к пониманию добра, красоты, значимости духовных основ нашего бытия.
Духовные традиции русской музыки красной нитью пронизывают и другие программы дирижёра Клементьева, а их за двадцать с лишним лет творческой деятельности было много! «Великий подвижник Земли русской Сергий Радонежский», «Княгиня Ольга», «Русь колокольная», «Отчалившая Русь», «Серафим Саровский», «Неупиваемая чаша», «Живые источники России», «Живые источники земли самарской» – и это только часть, то, что составило цикл видео-симфонических программ «Русский проект», который несколько лет назад был отмечен Губернской премией в области культуры и искусства. Были и другие, не менее интересные концерты – «Аленький цветочек», «Бал в старой Самаре», «Самарские композиторы-дети» и вот теперь – «Жигулевская сказка», программа, интересная и детям, и взрослым, всем, кого привлекает многонациональная культура нашего богатого талантами края.
– На первый взгляд, в этих программах ничего особенного, но они чем-то незримым притягивают слушателей,– продолжает Георгий Клементьев.– В 1994 году мы выпустили первую духовную программу – музыкально-литературную композицию «Великий печальник Земли Русской» о преподобном Сергии Радонежском. Затем были программы «История Христа, рассказанная музами», «Мир дохристианский. Псалмы Царя Давида», «Богородице, Дево, радуйся», «Преподобный Серафим Саровский». Когда в филармонии появился электронный видеопроектор, возник «Русский проект». В «Неупиваемой чаше» воплотилась одна из важнейших идей православия – идея христианской любви. В «Живых источниках России» мы говорили о богоносном русском народе, который, будучи истерзан войной, разрухой, возрождается, потому что в нём не иссякла вера. Программа «Живые источники земли Самарской» была самой сложной: мы взяли благословение на её создание у архиепископа Самарского и Сызранского Сергия, собирая материал, объехали многие святые места Самарской области. Получилась трогательная, проникновенная программа. Я считаю, что это лучший памятник Самаре и Самарской земле, который был когда-либо сделан. У нас с вами на этой земле одна привилегия – жить и вторая – страдать. Страдание нам на роду написано, и в этом смысле Самара – проекция всей земли русской. Нам удалось найти музыку, которая удивительно точно соответствует теме. Роль музыки в этом проекте велика: музыка безгранична, она помогает пережить катарсис, поднимает дух человека.
Трудно не согласиться с этими словами! По сути, Самарская филармония выполняет государственный заказ, создавая духовно-просветительские, воспитательные программы о прекрасной многонациональной земле, на которой мы живём. И, вне всякого сомнения, эти программы вызывают отклик у детей. Как это ни удивительно, но наши дети очень тонко чувствуют музыку, кроме того – знают свою историю, свои корни. Даже по тому, как внимательно слушали ребята «Жигулёвскую сказку», как отвечали на довольно трудные вопросы лектора-музыковеда (причём трудной именно в части национальных культур – чтобы ответить на них, надо многое знать), можно было догадаться, что среди зрителей много тех, кто по-настоящему знает и чтит традиции своего народа.
И это замечательно, потому что такие качества, как патриотизм и любовь к малой родине, формируются именно в раннем возрасте, в том числе – благодаря вот таким по-настоящему просветительским и по-настоящему увлекательным программам, как «Жигулёвская сказка».