НАТАЛЬЯ ГЛУХОВА: «Задача - стать неотъемлемой частью жизни общества»
В начале нового, 69-го, концертного сезона и в преддверии фестиваля искусств «Самарская осень», который откроется 1 октября, эксклюзивное интервью «ВК» дала директор Самарской государственной филармонии, заслуженный работник культуры России Наталья Глухова.
Больше абонементов
- Нынешний сезон для вас предъюбилейный – в 2010 году Самарская филармония отметит 70-летие. Как вы готовитесь к этому событию и чего стоит ожидать самарским меломанам?
- Все эти годы филармония продолжает оставаться одной из ведущих концертных организаций страны, очагом музыкальной культуры губернии, влияющим на формирование культурной среды региона. К юбилейному, 70-му, концертному сезону уже сейчас мы готовим много сюрпризов для наших слушателей, но пока говорить об этом несколько преждевременно. Единственное, что я сейчас могу сделать, это приоткрыть один секрет: мы планируем серию из 70 концертов с участием собственных коллективов филармонии и выдающихся исполнителей современности.
- Тогда обратимся к начавшемуся сезону.
- На самом деле он открылся в начале сентября. У нас уже состоялись несколько концертных программ, в том числе абонементных…
- Среди абонементов есть новые, которые будут впервые представлены в сезоне 2009-2010?
- В нынешнем сезоне наш абонементный диапазон действительно расширился: мы предложили 25 абонементов для меломанов разных возрастов и вкусов, среди которых четыре новинки: это «Вечера хоровой музыки» с участием академического хора «Виват» Самарского госуниверситета, авторский цикл симфонических концертов молодого дирижера из Санкт-Петербурга Андрея Данилова «Вена – столица музыкальной Европы». В этом сезоне мы начали сотрудничество с областной библиотекой, где в недавно открытой галерее «Новое пространство» представляем два абонемента «Литературная гостиная» и «Детская страна».
Фестиваль без Инны Фельдман
- Скоро начнется фестиваль «Самарская осень-2009»…
- По традиции он откроется в Международный день музыки 1 октября. В этот вечер наши слушатели смогут познакомиться с творчеством восходящей звезды российской оперной сцены, солистки театра «Геликон-Опера» Марией Максаковой (сопрано). Она - преемница традиций прославленной актерской династии. Вместе с нашим симфоническим оркестром под управлением народного артиста России Михаила Щербакова она исполнит арии из опер Моцарта, Россини, Бизе, Сен-Санса.
5 октября в рамках юбилейных гастролей к 30-летию коллектива состоится концерт Московского камерного оркестра Musica Viva Александра Рудина при участии солистки Большого театра Анны Аглатовой. Новое поколение российской исполнительской школы представят арфист Александр Болдачев, виолончелист Евгений Румянцев и пианист Сергей Редькин в симфоническом концерте проекта «Река талантов». В программе «Помни обо мне» прозвучат любимые романсы в исполнении Ирины Крутовой. В рамках фестиваля будет представлен уникальный совместный проект «Блюз для примадонны» с участием самой стильной и элегантной оперной певицы России, обладательницы одного из красивейших сопрано Хиблы Герзмавы и джазового трио Даниила Крамера.
26 октября «Вечер русской музыки» представят «Форте-квартет» Самарской филармонии и солист театра оперы и балета Андрей Антонов.
- Но ведь «Самарская осень» - это не просто очередной музыкальный фестиваль…
- «Самарская осень» – это фестиваль искусств. Наряду с музыкальными программами представлен и театральный проект – спектакль «Арт» с участием трех народных артистов России: Игоря Костолевского, Михаила Филиппова и Михаила Янушкевича. Завершит фестиваль выступление Московского государственного академического хора под управлением Владимира Минина (28 и 29 октября). Гастроли этого коллектива в Самаре – всегда событие с большой буквы для любителей хорового искусства.
- Коснемся грустной темы: этим летом не стало Инны Фельдман. Кто заменит ее?
- Сейчас концерты ведет лектор-музыковед Ирина Цыганова. Но она одна, нагрузка на нее выпадет колоссальная, а профессионалов в этом деле единицы… А заменить Инну Марковну, думаю, невозможно. Такой необыкновенный это был человек, о котором можно говорить очень много. Пользуясь случаем, хочу выразить огромную признательность нашим слушателям, которые не остались в стороне и, когда она тяжело болела, оказали материальную помощь. Помогли и два крупных самарских банка… К сожалению, все усилия оказались тщетными.
Воспитательная стратегия
- Программа сезона, как всегда, насыщенная и разнообразная. А вообще существует какая-либо стратегия, вектор развития Самарской филармонии?
- Разумеется. В первую очередь, это развитие собственного кадрового творческого потенциала. Ведь то, что наши артисты имеют возможность сотрудничать с выдающимися солистами и дирижерами, – дорогого стоит. Это колоссальный опыт. Кроме того, мы постоянно расширяем географию нашей концертной деятельности, выступаем не только на собственной сцене, но и на различных площадках области. Я вспоминаю, как наш приглашенный дирижер камерного оркестра Лео Кремер из Германии был под впечатлением от поездки в Нефтегорск и Безенчук, от того, как публика принимает артистов филармонии в малых городах области.
- Есть что-то, о чем лично вы сожалеете? И что вы как директор самого главного музыкального храма губернии исполнить не в состоянии?
- Безумно сожалею, что городские власти до сих пор не реставрируют летнюю концертную площадку в Струковском саду. Куда мы только не обращались с этим вопросом! Ведь во все времена это была прекрасная традиция – давать летние симфонические концерты на пленэре. А сейчас эта эстрада находится в запустении. И никому это не нужно… Я не могу этого понять.
- В задачи филармонии входит воспитание слушателя?
- Мы – государственная филармония. И одна из важнейших наших стратегических задач – создание максимально широкого культурного пространства, так как культура – это основа нравственного состояния человека, его духовного здоровья и нации в целом. Мы стремимся к тому, чтобы вся наша деятельность стала неотъемлемой частью жизни общества. Прививать любовь к настоящей музыке и, прежде всего, детям – это наш приоритет. И вы знаете, на наших концертах зал почти всегда полон. Зрители ведь «голосуют ногами»: если им что-то не понравилось, они больше сюда не придут. А если их затронула музыка – приведут сюда в следующий раз детей, потом те – своих и так далее…
Андрей Цедрик