+7 846 207-07-16 отдел работы со слушателями
simakina-gi@filarm.ru возврат эл. билетов
Весь сайт
Поиск
+7 846 207-07-16 отдел работы со слушателями
simakina-gi@filarm.ru возврат эл. билетов
+7 846 207-07-16 отдел работы со слушателями
simakina-gi@filarm.ru возврат эл. билетов

Александр Внуков: «Музыка это прежде всего партнер»

Александр Внуков - чтец, мастер художественного слова Самарской государственной филармонии. Его отличает глубокое знание законов сцены, безупречное владение актерскими навыками, богатство красок интонационной палитры. Артист рассказал о своих учителях, о пути от драматического артиста к мастеру художественного слова и о литературных источниках своего творчества.

Текст: Маргарита Прасковьина, «Самарская газета»

«Сашка, я из тебя сделаю артиста!»

- Родился я в Воронежской области, в совхозе «Большевик». Когда меня крестили, батюшка дал мне причастие, я один хлебец проглотил и потянулся за вторым. И священник сказал: «О, это настоящий большевик растет».

Мы переехали в Куйбышев, когда я был маленьким. С детства я хорошо читал стихи, обладал звонким голосом. У меня была очень хорошая учительница литературы - она давала мне читать книги, которых не было в программе, поощряла мое участие в самодеятельности, и таким образом у меня сформировалась тяга к искусству.

Когда встал вопрос о высшем образовании, собрался ехать в Москву, но из газеты узнал, что в Куйбышеве на базе ГИТИСа создается филиал музыкального училища с театральным отделением. Финансирование и программа московские, а педагоги - наши. Я прошел конкурс - 25 человек на место!

Руководителем курса у нас был Петр Львович Монастырский. Это человек-легенда. Он был одним из крупнейших режиссеров в Союзе. Михаил Гаврилович Лазарев преподавал нам сценическую речь, Ольгерд Тарасов - движение и фехтование, Лев Адольфович Финк - историю зарубежного театра и зарубежной литературы, а его дочь Эдда Львовна Финк - русского театра и литературы.

Дипломные спектакли мы делали вместе с Сергеем Ивановичем Пономаревым. Именно его я считаю своим основным учителем, гуру. Он сделал из меня артиста. Своим талантом, примером. В чеховском «Иванове» я играл доктора Львова, а в водевиле «Беда от нежного сердца» - 70-летнего генерала. Я был застенчивым, стеснительным человеком, и Сергей Иванович сказал мне: «Сашка, я из тебя сделаю артиста!» Он показал мне, как надо входить в роль, раскрепостил меня. На сдаче дипломных спектаклей Петр Львович и Вера Александровна Ершова, которая была председателем комиссии, даже не узнали меня.

Города и роли

- Потом приехали «купцы», как мы их называем, - режиссеры из разных театров. Я получил приглашения в Орел, Оренбург и Орск. Предпочел Оренбургский областной театр, где проработал 12 лет.

У меня сложилось амплуа «социальный герой», но играл и комедийные роли, и сказочных персонажей.

Больше всего, конечно, запомнилась первая роль, главная - Саши Шумова в постановке по пьесе «Наследство». Был такой драматург Анатолий Софронов, который был популярен в советское время, по его пьесе «Стряпуха» сняли известный фильм.
В спектакле «Капитанская дочка» я играл Швабрина, потом там же - Гринева.

В театре Махачкалы, куда я со временем перешел, мне довелось сыграть Глумова в «На всякого мудреца довольно простоты» по Островскому. Режиссер Куйбышевского театра оперы и балета Александр Тумилович поставил в Махачкале пьесу «Мораль пани Дульской», в этом спектакле я исполнил роль Збышко - избалованного, развращенного молодого человека.

Год работал в нашем ТЮЗе. А потом Галя Канунникова, с которой мы работали в Оренбурге, позвала меня в филармонию. Я сомневался, но она меня убедила тем, что здесь можно самому подбирать литературный материал. Это меня подкупило - ведь в театре роли распределяет режиссер и свобода ограничена. «Поработай немножко», - сказала мне Галя. И вот это «немножко» длится уже почти 30 лет.

Художественное чтение - в чем «фокус»?

- Порой художественное чтение сложнее, чем моноспектакль на сцене драматического театра. В моей профессии важно быстрое переключение с одного образа на другой.

Благодаря тому, что я сам выбираю материал, работаю над ним, я чувствую, что не сползаю в профессиональном плане.
Не все вокалисты имеют драматический талант, их задача - петь. Но я всегда двумя руками проголосую за драматического артиста, который поет, чем за исполнителя, прекрасно владеющего голосом, но застывшего и безэмоционального. Пугачева была актрисой, каждая ее песня - спектакль, рассказанная история. Училась она у другой певицы, которая обладала этим даром, - у Шульженко. Оперные певицы Образцова, Синявская, Вишневская обладали даром перевоплощения, даром драматических артистов.

Музыка в наших постановках - это ни в коем случае не фон и не декорация. Это прежде всего партнер. Если она удачно подобрана и хорошо играет оркестр, это очень помогает. Когда берешь литературный материал, который тебя захватывает, ты в нем купаешься, и в этот процесс включается музыка, она дает такой заряд, что задыхаешься от полноты чувств. Не можешь говорить, слезы тебя душат, и чувствуешь, что зритель в этот момент не дышит.

Шмелев, Шекспир, Диккенс и другие...

- Я очень благодарен дирижеру Георгию Клементьеву, с которым мы часто делаем программы. Он всегда прислушивается к артистам - какая музыка им нужна, на какой фразе она должна звучать громче или тише. Когда оркестр начинает играть на повышенных там, где этого не нужно, артист начинает форсировать и разрушается созданная им геометрия роли. Когда дирижирует Клементьев, этого не происходит, он чувствует артиста и литературный материал. Вместе с ним мы сделали программы «Неупиваемая чаша» по прозе Шмелева и шекспировского «Гамлета». Я, наверное, единственный артист в Самаре, который сыграл в этой пьесе все роли. Правда, много лет назад с моноспектаклем «Гамлет» в нашей Драме выступал артист театра Товстоногова Владимир Рецептер.

У меня нет предпочтений в литературе по странам или периодам. Главное - чтобы во время чтения меня произведение захватывало. Вот, например, «Рождественская песнь» Диккенса - очень трудный для чтения и запоминания текст. Я предложил ее нашему режиссеру Сергею Николаевичу Куранову, он согласился попробовать. Полгода я над ней работал - много раз перечитывал, писал сценарий, сокращал, учил, репетировал. И все это для того, чтобы показать ее один раз в год... Это, конечно, очень обидно.

Сейчас ситуация со зрителем филармонии меняется в лучшую сторону. Очень популярны абонементы, в том числе литературные программы. Зачастую их покупают из-за известных приезжих артистов, но после посещения наших выступлений, говорят: «Знаете, а вы не хуже!»

Справка:
Александр Внуков работает в Самарской филармонии с 1987 года. Большие литературно-музыкальные спектакли с участием чтецов, симфонического оркестра, хора, фольклорного ансамбля, ансамбля колоколов, наполненные темой глубинного патриотизма, вызывают живой отклик зрительской аудитории, были отмечены Губернской премией. Вот некоторые из литературно-музыкальных спектаклей и концертных программ артиста: «Печальный демон - дух изгнанья» (программа с органом), «Исповедь поэта» М. Лермонтов (программа с симфоническим оркестром), «Совесть, благородство и достоинство» Б. Окуджава, «Собрание моих заблуждений» Р. Рождественский, «Айболит» (спектакль для детей), «Неупиваемая чаша» (программа с симфоническим оркестром), «Василий Теркин» А. Твардовский, «Путешествие Нильса с дикими гусями» (спектакль для детей), «Как Кощей на Василисе женился» (спектакль для детей), «Денис Давыдов. Воин и поэт».

В 2014 году в честь юбилея Лермонтова Внуков представил публике, совместно с органисткой Самарской филармонии Людмилой Камелиной и симфоническим оркестром, два моноспектакля из произведений великого русского поэта. Александр Внуков проводит около 200 концертов и спектаклей в год перед самой разнообразной публикой - от ветеранов до маленьких детей.