Хоровые откровения от Владимира Минина
В Самарской филармонии завершился традиционный фестиваль искусств.
Апофеозом фестиваля стали концерты Московского академического камерного хора. Основатель, неизменный художественный руководитель и главный дирижер коллектива - выдающийся музыкант народный артист СССР Владимир Минин, отметивший в нынешнем году свое 80-летие.
За свою 37-летнюю историю хор Минина неоднократно выступал в Куйбышеве-Самаре, исполнив десятки масштабных и камерных произведений, по существу – целую антологию духовной и светской хоровой музыки. В нашем городе этот коллектив всегда пользовался особой любовью, здесь у него большое число почитателей.
Хор Минина привлекает не только высокой певческой культурой и безупречным вкусом, но и обширным репертуаром, свидетельствующим о редкостном творческом диапазоне коллектива. В свое время именно Московский камерный хор одним из первых начал возвращать широкой слушательской аудитории шедевры русской хоровой музыки XVI-XVII веков, культовые церковные сочинения П.Чеснокова, А.Гречанинова, А.Струмского, П.Чайковского, С.Танеева, С.Рахманинова, которые долгие десятилетия являлись «не рекомендованными к исполнению». Все это, а также программы из хоровых произведений Г.Свиридова и В.Гаврилина, с творчеством которых связаны яркие страницы биографии коллектива, в разные годы звучало в исполнении хора Минина в нашем городе.
В свой нынешний приезд коллектив представил особенно разнообразную программу. В первом концерте прозвучала русская и зарубежная духовная музыка. Концерт открыли фрагменты из «Всенощного бдения» С.Рахманинова. Своеобразным стихотворным эпиграфом к этому сочинению, потребовавшему от слушателей особой сосредоточенности и высокого душевного настроя, стал развернутый фрагмент «Благословляю вас, леса…» из поэмы А.Толстого «Иоанн Дамаскин».
«Всенощное бдение» - из тех сочинений, в которых, по словам Владимира Минина, «строго регламентированы исполнительские каноны и нет возможности «дышать» так вольно, как тебе бы хотелось». Его исполнение в светском концерте - нелегкое испытание не только для хора, но и для слушателей. Здесь особенно важна изначальная трепетная атмосфера сопереживания аудитории звучащим песнопениям, а этого на сей раз оказалось не так-то просто достичь в самом начале концертной программы.
Эмоциональной разрядкой для слушателей стало исполненное вслед за рахманиновским «Всенощным бдением» сочинения Моцарта для сопрано и камерного оркестра, одним из фрагментов которого является популярная «Аллилуйа». Солистка Евгения Сорокина порадовала свободным звучанием красивого по тембру подвижного голоса.
Исполненная во втором отделении Месса №2 Шуберта окончательно покорила слушателей. Это католическое духовное сочинение, не столь отрешенное и аскетичное по своему характеру, как рахманиновское, и к тому же исполненное в сопровождении оркестра, как бы вернуло слушателей к радостям земного бытия.
В программе второго концерта была русская музыка разных эпох и стилей. В исполнении мужской части хора прозвучали анонимы – безымянные духовные песнопения XVI и XVII веков. Премьерой для самарских слушателей стали три старинные песни Курской губернии Георгия Свиридова, которые не вошли в ставший классикой репертуара Московского камерного хора свиридовский цикл «Курские песни». Каждая из этих старинных песен: «Ходит девка около Дунаю», «Соловей кукушечку сподговаривал» и «Три мыла» на свой манер погружает слушателей в мир исконных крестьянских напевов, звучание которых, благодаря «вмешательству» выдающегося композитора, обрело особую - вневременную значимость.
Кульминацией программы стала оратория Сергея Прокофьева «Иван Грозный» для чтеца, хора и оркестра. Эту музыку композитор писал для одноименного фильма С.Эйзенштейна, который так и не был окончен. В концерте прокофьевская музыка прозвучала в редакции В.Федосеева. Чтец – артист Самарской филармонии Сергей Гуревич.
В концертах принимал участие академический симфонический оркестр Самарской филармонии, который показал себя с наилучшей стороны. Оба вечера за пультом был маэстро Минин.
Концерты Московского академического камерного хора прошли с большим успехом, хотя на этот раз в зале все же были свободные места. Не является ли это симптомом того, что и в Самаре, которую Владимир Минин как-то назвал «хоровой Меккой», начинает понемногу угасать интерес к хоровой музыке? Вот как маэстро высказался о причинах этой печальной тенденции в одном из своих недавних интервью: «Воспитание, которое было раньше, в советской школе, несмотря на все его недостатки, давало человеку понятие о том, что такое хоровое пение - пусть даже в самом примитивном виде. Он мог пойти и послушать то, что действительно являлось искусством хора. А сейчас из школы изгнали музыку как таковую. Это причина первая. Вторая причина - сами хоры стали, скажем так, очень средними. Третья причина - отсутствие современного репертуара. Все-таки должна быть какая-то идея в произведении, чтобы она манила публику. Сейчас этого нет. Вы не услышите: «истосковался по хоровому пению». Это вина государства и беда поколений, которые не воспитаны в этом ключе. Сейчас культура общества вообще упала очень низко. А ведь плохое к детям прилипает само, хорошее же надо в них разбудить».
Валерий ИВАНОВ