На струнах французской души
Вчера в Самарской филармонии прошел вечер камерной музыки «Очарование Франции». Конечно, событие не вызвало такого ажиотажа, как недавний приезд Валерия Гергиева, но свободных мест в зале было совсем немного. Блистал в этот вечер на сцене струнный «Квартет-Дебюсси», чей визит в наш город был организован филармонией совместно с культурным центром «Альянс Франсез Самара».
«Квартет-Дебюсси» возник в 1990 году и базируется в Лионе. Коллектив дает около 80 концертов в год в Европе, Азии и Северной Америке. Музыкантов постоянно приглашают в крупнейшие залы мира и на известные европейские фестивали. Кроме того, квартет является основателем Академии камерной музыки и фестиваля камерной музыки Les Cordes en Ballade на юге Франции. В Россию музыканты прибыли впервые, и третьим городом после Москвы и Нижнего Новгорода стала для них Самара.
«Когда мы готовились к поездке в вашу страну, то запаслись огромным количеством теплых вещей, - рассказал на предшествовавшей концерту встрече с журналистами основатель «Квартета-Дебюсси», его первая скрипка Кристоф Колетт. - А когда приехали, оказалось, что в России чуть ли не теплее, чем сейчас у нас во Франции... Сначала мы хотели подготовить программу из произведений русских композиторов, которых много в нашем репертуаре, особенно Шостаковича. Но потом решили, что русских композиторов все же лучше играют русские музыканты, а наш долг — познакомить вашего слушателя, прежде всего, с французской музыкой».
Один из главных приоритетов оркестра — открывать слушателю не самые популярные произведения забытых или не слишком известных французов, от Эдуарда Лало до Габриэля Форе, то есть преимущественно квартет играет музыку композиторов начала XX века. Эта музыка вызывает большой интерес как во Франции, так и во всем мире. Музыканты записали уже более двадцати дисков, которые включают произведения Бонналя, Гайдна, Веберна и того же Шостаковича. «Когда композитор пишет музыку, он передает через нее свои идеи, - говорит еще один участник квартета Венсан Депрек. - А наш долг — передать их через исполнение. И, кстати, с нашими современниками мы любим работать именно напрямую, в диалоге, то есть общаться с ними, вырабатывать единую структуру будущего произведения. И иногда своим исполнением мы открываем его самому автору».
Самарцы, пришедшие вчера в филармонию, сумели оценить три произведения из репертуара «Квартета-Дебюсси». Как и обещали музыканты, это была французская камерная музыка, рожденная на стыке XIX и XX веков, столь любимая ими. В программе прозвучали «Квартет соль минор» Дебюсси и «Квартет фа мажор» Равеля. При этом особое изящество программе придал и «некий оперный оттенок» (так выразился Кристоф Колетт) — сюита из оперы «Кармен» Бизе. Исполнялись произведения, кстати, на инструментах по-настоящему раритетных: скрипка Дориана Ламотта и альт Венсана Депрека были изготовлены итальянскими мастерами более двухсот лет назад. А инструмент, на котором играл Колетт, вообще датируется 1610 годом. Самой же молодой оказалась виолончель — как пошутили музыканты, она недавно отметила «совершеннолетие».
Отыграв в Самаре, французский квартет двинулся дальше на восток — в гастрольный тур по нашей стране. «Теперь нас ждет Сибирь, - рассказал напоследок виолончелист Ален Брюнье. - Надеюсь, там мы увидим настоящую русскую зиму, посмотреть и прочувствовать которую все мы так хотели. А нашим самарским слушателям огромное спасибо за такой горячий прием. Наша первая поездка в Россию получается очень приятной».
Андрей ЦЕДРИК