Орган и фортепиано нашли общий язык
В Самаре продолжается культурная программа Года Франции в России. Интернациональный дуэт музыкантов оказался на высоте.
Насыщенная весенняя программа Года Франции в России продолжает дарить самарцам яркие культурные акции. На днях в концертном зале областной филармонии прошел концерт «Орган + рояль» с участием двух выдающихся музыкантов - органиста собора Нотр Дам де Пари, профессора Парижской консерватории Оливье Латри и известного российского пианиста заслуженного артиста России, лауреата международных конкурсов Александра Гиндина. Приезд этих именитых артистов - событие в культурной жизни нашего города.
Маэстро Оливье Латри - один из самых известных и титулованных органистов мира. Он является членом Королевской коллегии органистов Великобритании, обладателем ряда престижных премий. У Латри множество записей сочинений композиторов-классиков и современных авторов. Особое признание получила выполненная им уникальная работа над полным собранием органной музыки Оливье Мессиана. Почитается большой удачей попасть к Латри в парижский консерваторский класс. Да и должность органиста одного из самых легендарных храмов - Собора Парижской Богоматери, говорит сама за себя.
Что касается Александра Гиндина, то этого пианиста самарцы давно считают своим. Это не случайно: именно в нашем городе будучи совсем молодым музыкантом, студентом Московской консерватории, он впервые в своей жизни выступил с симфоническим оркестром, сыграв программу приближающегося Конкурса имени Чайковского, самым молодым лауреатом которого он стал. Гиндин частный гость Самары. Последний раз он был у нас всего лишь три недели назад, с большим успехом исполнив сольную программу из произведений Ф.Шопена. Александр часто выступает в ансамбле с выдающимися музыкантами. В Самаре он дважды играл вместе с пианистом Андреем Петровым.
Программу органно-фортепианного вечера открыл гимн мало известного в нашей стране бельгийского композитора ХIХ–ХХ веков Йозефа Йонгена. Мягкое, как бы отдаленное звучание органа поначалу как бы аккомпанировало фортепиано. Постепенно звучность нарастала, и в конечном счете оба инструмента слились в экспрессивном дуэте.
Французский органист и педагог Шарль Видор известен тем, что при его участии в 1901 году был установлен орган в Большом зале Московской консерватории. В бравурной канцоне этого композитора орган уподобился пастушескому рожку. Затем прозвучали душевная и теплая по колориту, напоминающая светскую салонную музыку серенада и подвижная, изобилующая игривыми мелодическими оборотами тема с вариациями.
Прелюдия, фуга и вариации Сезара Франка, специально написанные знаменитым композитором и органистом для исполнения в храме, явили собой некую возвышенную медитацию музыкантов. Большое впечатление оставили миниатюры французского композитора Камиля Сен-Санса. Это нежная каватина, которую орган как бы пропел в сопровождении фортепиано, и последовавшие за ней оживленное, нежно-игривое скерцо и энергичная страстная фуга.
Второе отделение открылось исполнением адажио из фортепианного концерта Мориса Равеля, в котором Александр Гиндин получил возможность блеснуть своим виртуозным мастерством. Вряд ли кому-то из находящихся в зале довелось слышать прихотливую, с ощутимым импрессионистским налетом «Хоральную мечту» нашего современника композитора Тьери Эскеша, главного органиста парижской церкви Сент-Этьен-дю-Мон. В этом сочинении могучий орган предстал как некий задушевный, нежный и ласковый партнер фортепиано. Столь же эффектно прозвучал завершивший официальную программу «Диптих» Жана Ланге, знаменитого органиста и интерпретатора текстов Священного Писания.
Все произведения, прозвучавшие в этот вечер, произвели глубокое впечатление. Слушая эту музыку, можно представить, насколько она впечатляет при исполнении под сводами величественных соборов. Множество следующих одна за другой разнообразных по характеру миниатюр выстроились в драматургически целостную композицию, которая погрузила слушателей в атмосферу умиротворенности и душевной гармонии. Оба музыканта явили собой великолепный ансамбль. Они чутко слушали друг друга, их инструменты сливались в едином эмоциональном порыве, гармонично сочетаясь по громкости и даже по тембру.
На «бис» музыканты исполнили чарующую мелодию Массне из оперы «Таис», а также совершенно неожиданный номер, предваряя который Александр Гиндин, обратившись к публике, сказал, что в нем нет никакого политического подтекста. Это была выполненная Шарлем Гуно фантазия на тему гимна России «Боже, царя храни». Величественно-торжественная мелодия этого практически никогда не звучащего в наши дни гимна в великолепной, мастерской обработке знаменитого автора «Фауста» произвела фурор и вызвала гром аплодисментов слушателей.
После концерта мне удалось задать артистам несколько вопросов. Александр Гиндин признался, что программу концерта он составил сам, консультируясь с г-ном Латри. Эта программа уникальна, поскольку знакомит слушателей с сочинениями не только хорошо известных, но и мало исполняемых у нас в стране авторов, большинство из которых французы. Оказалось, что гастрольное турне артисты начали за пределами России - в Люксембурге. Они уже выступили в лучших концертных залах Москвы, Санкт-Петербурга, Волгограда и Перми, а после Самары им предстоит сыграть еще в только Кисловодске.
Г-н Латри рад, что их совместные выступления с Гиндиным в российских городах проходят успешно. По его мнению, орган, находящийся в Самарской филармонии, очень хорош. Этому инструменту не достает реверберации, зато он прекрасно звучит в ансамбле с фортепиано, а с точки зрения акустики в Самаре для их органно-фортепианного дуэта ситуация была наилучшей.
Концерт прошел с большим успехом и показал, что наши любители музыки могут, не покидая пределов Самары, слушать самых выдающихся исполнителей.
Валерий ИВАНОВ