Владимир Спиваков, Мне комфортно только на сцене и на репетиции
Встреча с интересным человеком
Владимир Спиваков:
«Мне комфортно только на сцене и на репетиции»
В рамках гастрольного турне по городам страны в Самаре выступил Национальный филармонический оркестр России во главе со своим основателем - художественным руководителем и главным дирижёром Владимиром Спиваковым
Имя этого музыканта в нашей стране известно всем, даже далёким от сферы искусства людям. В сознании большинства оно ассоциируется с камерным оркестром «Виртуозы Москвы», созданным им в конце 70-х. Многие помнят давний, ещё советских времён, инцидент в США, когда в выступающего на сцене Карнеги-холла в Нью-Йорке Спивакова швырнули банку с красной краской - так Лига защиты евреев попыталась сорвать гастроли советского скрипача, за что потом извинялось американское правительство. Белая сорочка маэстро вмиг окрасилась в алые тона, но Владимир Теодорович, не дрогнув, доиграл произведение до конца.
В детстве он занимался боксом, толчком к этому послужило желание постоять за себя: когда в середине 50-х Спиваков учился в школе-десятилетке при Ленинградской консерватории, его и других мальчишек-скрипачей постоянно лупила компания хулиганов, собиравшаяся обычно на углу возле школы. Скрипки разбивались в щепки. В один прекрасный день Спивакову это надоело, и он записался в секцию бокса. «Через три месяца, - вспоминает музыкант, - когда мы снова лицом к лицу столкнулись с вражеской компанией, я аккуратно положил свою скрипочку на землю и первый раз в жизни ответил, наконец, так, как следовало. Это умение в дальнейшем не раз мне помогло». Наверное, помогло и в день того «памятного» выступления в Карнеги-холле, ведь бокс - это не только тренировка мышц, но и воспитание выдержки и самообладания…
Для большинства любителей музыки во всём мире Спиваков прежде всего музыкант высшего класса, скрипач, дирижёр, руководитель нескольких оркестров - помимо «Виртуозов», с которыми выступает и по сей день, в 1999 году он возглавил РНО - Российский национальный оркестр (руководителем которого до этого был Михаил Плетнёв). А шесть с половиной лет назад создал абсолютно новый творческий коллектив - НФОР, национальный филармонический оркестр России.
О некоторых сторонах деятельности Сивакова широкая публика знает мало. К примеру, то, что он ещё и блестящий педагог - будучи профессором Гнесинки, за два десятка лет вырастил многих прекрасных музыкантов, лауреатов международных конкурсов, которые сейчас работают во всех уголках России, СНГ и даже мира. Будучи благотворителем, руководителем своего именного фонда, дал старт многим молодым дарованиям (Евгению Кисину, например).
Для кого-то его имя - ещё и синоним высших нравственных качеств человека, пример безграничной любви к людям и служения ближнему. Спиваков, у которого, как когда-то написали музыкальные критики, "в начале было сердце", уникален ещё и тем, что не может пройти мимо человеческой беды. Он готов "плакать с плачущими", всегда обладал повышенной чувствительностью к людскому горю, помогал и помогает всем, кому в силах помочь. Со своим оркестром «Виртуозы Москвы» он выступал в Чернобыле в самые страшные дни - первые дни ликвидации аварии на АЭС. "Виртуозы" оказались единственным коллективом, приехавшим на "Киевскую весну" 1986 года. "Эти минуты, когда мы вышли на сцену зала филармонии, навсегда останутся в моей памяти: в зале стояли люди и плакали. Половина из них — ликвидаторы. Музыканты на сцене тоже плакали. После концерта к нам подходили люди, многие из которых впервые в жизни слушали живьём классическую музыку, и со слезами на глазах нас благодарили. Вот это то, что связывает всех нас больше, чем любые речи, тосты, застолье", - говорит маэстро. К 10-летию трагедии Спиваков организовал международную благотворительную акцию "Эхо Чернобыля": присоединив к своему оркестру хор Академии Санта-Чечилия из Рима и солистов из Германии, Польши и США, он исполнил Реквием Моцарта и "Прощальную симфонию" Гайдна.
В числе первых после катастрофического землетрясения в Спитаке в1988 году он приехал в разрушенный землетрясением Ленинакан - представил слушателям композицию Реквиема из стихов А. Ахматовой в исполнении А. Демидовой и музыки Д. Шостаковича — Камерной симфонии (переложение Квартета № 8). С этой же симфонией выступил в 1988 году в Хиросиме - после её звучания две с половиной тысячи японцев поднялись и стояли несколько минут в полном молчании. На концерте в Дахау, где был известный концлагерь, в зале плакали даже мужчины, и музыканты на сцене сидели со слезами на глазах…
Так что увидеть «вживую» такого человека, услышать исполняемую им музыку для многих самарских слушателей, без преувеличения, было подарком судьбы - даже при том, что в нашем городе маэстро не первый раз, в том числе и с Национальным филармоническим... Потому и на его единственном концерте в самарской филармонии был аншлаг: билеты стоимостью от 1700 рублей и выше, распродали задолго до концерта, слушатели сидели на приставных стульчиках, для приглашённых гостей в проходах расставили дополнительные стулья. И, тем не менее, когда за несколько часов до концерта у входа в филармонию маэстро встретили замёрзшие третьекурсники Самарского музыкального училища, Владимир Теодорович, по своему обыкновению, распорядился пустить их и на репетицию, и на сам концерт, во время которого студенты сидели на ступеньках балкона и были счастливы, а после - смогли пообщаться с мастером, который дал каждому из них автограф - кому на программке, кому в тетрадке по гармонии, а кому-то - прямо на первой странице случившихся под рукой нот ХТК Баха…
***
Сказать, что концерт был прекрасным - не сказать ничего. Мастерство этого оркестра - на самом высоком уровне, это видно даже непрофессиональным глазом. Эмоционально, заразительно, на одном дыхании отыграли музыканты оба отделения программы. Играли так, словно бы от этого выступления зависела их судьба! «Именно так и нужно играть, - заметил Спиваков, когда после концерта студенты музучилища поделились с маэстро своими впечатлениями. - У нас не бывает «проходных» концертов. Мы всегда играем, как сегодня. Почему? Потому что по-другому считаем для себя невозможным. Потому что любим своё дело и любой концерт стараемся превратить в праздник для себя и для публики».
Секрет такого «эталонного» исполнения - ещё и в громадном профессионализме музыкантов. В этом оркестре Спиваков собрал поистине настоящих мастеров своего дела, каждый из которых, без преувеличения, выдающийся, играющий с огромной самоотдачей солист и при этом невероятно покорный, чувствующий дирижёра оркестрант. Как рассказал на пресс-конференции, предшествовавшей концерту, директор оркестра Георгий Агеев, за прошедшие шесть с половиной лет в оркестр пришли работать лучшие музыканты из самых разных, лучших оркестров России, в том числе из оркестра Мариинского театра, из оркестра Московской и Петербургской филармоний, из «Виртуозов Москвы», но большей частью - из Российского национального оркестра: музыканты последовали за своим дирижёром после его ухода из РНО. Произошло это не одномоментно, и часть людей, принятых в первый год, позже ушли, поняв, что для них это слишком высокая планка. Как пояснил Агеев, оркестранты всегда знали: для того чтобы работать в этом коллективе, они должны быть лучшими в своей профессии и абсолютно безупречными в отношении к общему делу. Так что ничего удивительного в том, что, созданный в 2003 году, этот коллектив в одночасье вошёл в число лучших российских оркестров. С первого концертного сезона оркестр много гастролирует по России, побывал в крупнейших городах центральной России, Поволжья, Урала, Сибири.Собирается посетить Дальний Восток - региона, куда практически не доезжают большие оркестры.
***
В Самаре оркестр исполнил два сверхпопулярных классических произведения - Второй концерт для фортепиано с оркестром С.Рахманинова (солировал молодой талантливый пианист, победитель нескольких международных конкурсов, студент Московской консерватории Вадим Холоденко, наши слушатели помнят его по участию в самарском фестивале «Молодые звезды XXI века») и Четвертую симфонию П.Чайковского. На вопрос журналистов, почему были выбраны именно эти произведения, Владимир Теодорович пояснил: не он, а город сам предпочёл такую программу. У Самары была возможность сделать выбор из четырёх предложенных вариантов программы, где были, в том числе и Стравинский, и Шнитке, и Шостакович. Город остановился на «главных именах России» - Чайковском и Рахманинове.
Восхищённые игрой оркестра, самарские слушатели долго не отпускали музыкантов. Четыре раза оркестр играл на бис! Бурными овациями встретила публика всеми любимые венгерский и неаполитанский танцы из «Лебединого озера» Чайковского, «Вальс» Хачатуряна из музыки к драме Лермонтова «Маскарад», а последним номером стала фантазия на испанские темы «Свадьба дона Алонсо», которую, как сказал Спиваков, оркестранты решили исполнить в качестве подарка Самарской филармонии, отмечающей в нынешнем году своё 70-летие.
Что касается Вадима Холоденко, молодой пианист удивительным образом влился в «компанию» более старших и именитых музыкантов: он играл очень виртуозно, безупречно с точки зрения техники и вместе с тем очень эмоционально - подстать оркестру. Спивакова, по его собственному признанию, привлекло в Вадиме то, что он сделал свои транскрипции песен и романсов Рахманинова, и его «ощущение» Сергея Васильевича Рахманинова произвело на маэстро большое впечатление. «Я подумал, что, наверное, такому глубоко чувствующему молодому музыканту надо дать возможность сыграть с нашим оркестром», признался дирижёр на пресс-конференции.
Не только профессиональные музыканты, но и рядовые слушатели отметили, что звучание Национального филармонического оркестра какое-то особенное. Директор оркестра пояснил: профессионализм - главное у этих музыкантов, но не менее важным является тот факт, что играют они, в частности, оркестранты самой главной - струнной - группы, на старинных итальянских скрипках, альтах и виолончелях. В оркестре около сорока таких инструментов, сделанных в XVIII–XIX веках, причём не фабричным способом, а вручную.
- А вы привезли в Самару свою легендарную скрипку Страдивари? - обратились журналисты к Спивакову.
- Нет,- улыбнулся маэстро.- Во-первых, незачем: в программе я не был запланирован как солист. А кроме того в Москве мороз - минус 27 градусов. В такую погоду, как, впрочем, и в жаркое время, я её стараюсь на улицу не выносить. Не простужать (и не перегревать). А то тяжело будет лечить «трёхсотлетнюю итальянскую девушку».
- А как вы её лечите?
- Не я - она меня лечит! - улыбнулся маэстро.
***
Пресс-конференция руководителей оркестра была компактной, но очень «ёмкой». Ещё до того, как Владимир Спиваков ответил на вопросы самарских СМИ, директор оркестра рассказал, каким образом вообще возникла идея его создания, ведь на момент его рождения в 2003 году в Москве было около 20 симфонических оркестров, в том числе - шесть категории «А», то есть самого высшего класса - ни в одной культурной столице мира, ни в Америке, ни в Европе, ни в Японии такого нет!
Оказалось, всё произошло почти случайно: в 2002 году Спиваков, руководя «Виртуозами Москвы», одновременно был главным дирижёром Российского национального оркестра (РНО). Истекал третий сезон его руководства этим оркестром, должен был начаться четвёртый, но… Ничто человеческое не чуждо даже мэтрам: в оркестре произошёл конфликт с административным руководством, и маэстро решил, что самое правильное будет просто покинуть оркестр. Он рассказал об этом, так уж вышло, в интервью журналистам программы «Время», которые пришли к нему взять интервью перед его днём рожденья. Через 10 минут после выхода телепрограммы в эфир, раздался телефонный звонок - звонил президент России Владимир Путин: что произошло? Когда маэстро объяснил, что не видит для себя иного выхода и, возможно, примет приглашение возглавить один из американских оркестров, Путин сказал: вы не должны уезжать из России, мы не можем себе позволить себе такой «роскоши». И ещё через 15 минут Спивакову позвонил министр культуры Михаил Швыдкой со словами: «Мы дадим тебе всё, проси, что хочешь». Особо многого Спиваков не хотел - ему нужен был «всего лишь» свой оркестр, не чей-то - новый. За этим разговором последовала ещё одна, уже личная, встреча с Путиным, который признался дирижёру, что ещё ребёнком, живя в Ленинграде, ходил на концерты симфонического оркестра филармонии под управлением Евгения Мравинского и остались в памяти на всю жизнь. Так что если создавать, то оркестр такого же уровня, и статус у него должен быть соответствующий - оркестр должен быть национальным филармоническим, «лицом» России. И Спиваков решил попробовать создать такой оркестр…
Светлана Ишина