Под звуки Аве Марии
В прошедший понедельник, когда вся страна, закончив праздновать Новый год, вернулась на рабочие места, Самарская филармония преподнесла истинным любителям классической музыки ещё один подарок - в Католическом храме Пресвятого Сердца Иисуса на ул. Фрунзе, 157, состоялся рождественский концерт, который наверняка запомнится слушателям не только исполнением прекрасной музыки эпохи барокко, но и тем, что в костёле… было очень холодно. Зрители сидели в верхней одежде, многие даже не снимали головных уборов и перчаток, а вот артисты, вернее, артистки, как и положено, выступали в вечерних костюмах…
В концерте приняли участие лауреат международных конкурсов, заслуженная артистка РФ Людмила Камелина (клавир), лауреат международных конкурсов Ольга Ушкова (сопрано), скрипачки Анна Шевякова и Екатерина Карташова, альтистка Татьяна Пастухова. Вела программу музыковед Ирина Цыганова.
…Этот концерт был действительно очень необычным. Сама величественная атмосфера собора рождала ощущение праздника, наверное, даже у тех, кто относится к Рождеству без религиозного пиетета. Украшенные огнями новогодние ёлочки, белокрылые куклы-ангелы, «парящие» над пришедшими в храм людьми, огромная, золотистого цвета Вифлеемская звезда над миниатюрной пещерой, где лежит в яслях маленький Христос, и такой же золотистый шёлковый шлейф от этой звезды, уходящий ввысь, под купол костёла, детские рисунки и многие другие элементы рождественского убранства, - всё это создавало какую-то особо трогательную, умиротворённую обстановку, когда не хотелось никуда спешить, хотелось подумать о своём, обратиться к Богу, под звуки музыки пожелать здоровья своим близким…
Наверное, это ощущение рождается от того, что наши праздники, как правило, ассоциируются с шумом, гамом, гремящей поп-музыкой, многочисленными «салютами» шампанского в квартирах и петард на улицах, каким-то всеобщим едва ли не безумием… А здесь, в атмосфере храма, даже музыка слышится по-другому.
В программе концерта были вокальные и инструментальные сочинения
Баха, Фрескобальди, Пахельбеля, Каччини, Шуберта… Те, кому близка музыка этих композиторов, получили истинное наслаждение: музыканты играли очень одухотворённо; не менее вдохновенно ведущая рассказывала о традициях празднования Рождества в разных странах мира, создания рождественских вертепов, воспроизводящих сцены Рождества средствами искусства - с помощью театра, скульптуры…
Интересно, что в прежние времена в церквях на Рождество было принято выставлять неподвижные вертепы с яслями и скульптурными изображениями Пречистой Девы, Праведного Иосифа Обручника и Младенца Христа. Но в наши дни чаще скульптурные изображения заменяют иконой Рождества Христова. Вертеп стоит в центре храма, где каждый пришедший на праздничную службу может поклониться рожденному Спасителю. И, как волхвы, мы тоже приносим дары - свои молитвы, покаяние и добрые дела...
Из инструментальных произведений, прозвучавших в концерте, самыми яркими стали Concerto grosso фа мажор итальянского композитора Арканджело Корелли, и, конечно, произведения для органа - так называемые ноэли (рождественские песни) французского органиста и клавесиниста Жана Франсуа Дандриё.
Несмотря на то, что в храме было прохладно, музыканты играли очень отточенно, словно их руки не чувствовали холода, отдавая слушателям своё тепло и тепло, заложенное в самой музыке… И солистка Ольга Ушкова, которая, кстати, совсем недавно завоевала звание лауреата III премии Первого Международного конкурса вокалистов имени С.В. Рахманинова в Ростове-на-Дону, пела тоже без оглядки на холод, если можно так выразиться, «не экономя голос». Помимо прочего она подарила публике несколько произведений, написанных разными композиторами во славу Богородицы - «Аvе Maria» и «Santa Maria». Широкой публике больше известны песня Шуберта и знаменитое произведение Джулио Каччини под такими названиями. И тем ценнее было для слушателей познакомиться с одноимёнными сочинениями других композиторов - Жана Батиста Фора, Пьетро Масканьи…
Удивительно то, что все эти композиторы жили не только в разных странах, но и в разные эпохи. То есть обращение к образу Девы Марии носит вневременной, даже трансвременной характер: тот же Каччини жил на рубеже XVI-XVII веков, а Масканьи - едва ли не наш современник, умер в середине двадцатого века… Но в том-то и особенность этой музыки, что, даже написанная в двадцатом веке - самом кровавом и трагичном,- она не кажется музыкой своего времени, потому что когда композиторы обращаются к образу Девы Марии, они на несколько мгновений отрешаются от своей эпохи. Как отрешились от неё и мы, все те, кто после первого рабочего дня пришли на этот замечательный рождественский концерт…
Как сказала Ирина Цыганова, «Аvе Maria» - это не просто песня, это молитва в звуках, это гимн, непревзойдённый никем и никогда…
Светлана Ишина