В Самарской филармонии впервые прозвучала оратория «Илия»
Субботний концерт обещал необычное – премьерное исполнение грандиозного сочинения великого немецкого композитора Х1Х века. Сцена филармонии была заполнена до отказа. На ней расположились симфонический оркестр и сводный хор церкви Св. Мартина (г. Зиндельфинген, Германия) и Nova Egara (г. Барселона, Испания). Концерту предшествовала церемония вручения документа правительства РФ о передаче в собственность евангелическо-лютеранской общине Св. Георга Самары «Комплекса кирхи 1865-1877 гг.», памятника истории и архитектуры федерального значения.
 |
 |
Репетиция оркестра. Так в бесконечных повторах
рождается музыка
|
Музыканты приобщили город к грандиозному сочинению,
посвященному ветхозаветному пророку
|
Вечер открыла заместитель министра культуры Самарской области Ирина Калягина. Затем заместитель руководителя территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Самарской области Ольга Пихтулова торжественно вручила документ председателю Церковного Совета общины Ольге Темирбулатовой, которая выразила глубокую благодарность правительствам России и Самарской области за бесценный дар и доверие. Приветственное письмо посольства Германии в России зачитал епископ Евангелическо-лютеранской церкви Вюртемберга Ханс Петер Эрлих. Об истории проекта коротко рассказал его руководитель пастор Евангелической церкви Вюртемберга Маркус Шох, подчеркнув, что его осуществление стало возможно благодаря поддержке многих организаций, в числе которых министерство культуры Самарской области, Институт Гете, посольство Германии в России и, конечно, Самарская государственная филармония. На этом торжественная часть, занявшая около получаса, закончилась, на сцену вышли солисты, дирижер Маттиас Ханке и начался концерт.
Музыку невозможно описать словами, но в нее можно погрузиться, как в быструю полноводную реку или тихое прозрачное озеро. Ораторию «Илия» можно сравнить с океаном. Это ощущение возникло уже с первых тактов в исполнении оркестра, мощь которого усиливал стоголосый хор. Солисты – Татьяна Прибура (сопрано), Анна Гаасе (альт), Бернгард Гертнер (тенор) и Даниэль Блюменштейн (бас) вели свои партии очень уверенно и музыкально, приближая ораторию к оперному жанру. Пожалуй, единственным минусом, который проявился с самого начала, стал не очень крупный экран, на который проецировался русский текст – его не все могли прочесть, а исполнение шло на немецком языке, как и принято в лютеранских храмах. Зато мы услышали не требующую перевода музыку Мендельсона, которой не знали до сих пор.
В самом деле, если спросить кого-нибудь, что сочинил этот композитор, то в первую очередь будет назван свадебный марш из музыки к комедии Шекспира «Сон в летнюю ночь». Может быть, еще скрипичный концерт и «Песни без слов». Более продвинутые назовут симфонии – «Итальянскую» и «Шотландскую». Но очень мало кто упомянет две его оратории – «Павел» и «Илия». А ведь при жизни композитора и еще долго после его смерти именно эти сочинения пользовались огромным успехом, если судить по числу и географии их исполнений.
Разница во времени между двумя ораториями 10 лет, которые разделили эти сочинения в очень многом. «Павел» сочинялся под сильным влиянием «Страстей по Матфею» Баха, впервые исполненных в Берлине под управлением двадцатилетнего Феликса Мендельсона в 1829 году. Стилистика «Страстей», сочетание музыки со словом и религиозным сюжетом было исключительно важно для молодого композитора. И когда через несколько лет он начал сочинять ораторию «Павел», именно эта модель помогала ему выстраивать большое сочинение, премьера которого состоялась в 1836 году на Нижне-Рейнском фестивале. Успех был огромный. Ораторию исполняли сотни раз по всей Германии много лет подряд. А ее премьера в Англии сделала композитору мировое имя. По общему признанию, ничего равного «Павлу» в жанре оратории со времен Генделя написано не было. Так Мендельсон стал великим композитором.
В 1846 году в Бирмингеме состоялась премьера новой оратории Мендельсона - «Илия», посвященной ветхозаветному пророку. Ее успех затмил славу «Павла». В музыкальном отношении это более зрелая работа. В ней исчез чтец, сообщавший о происходящем в «Павле». В «Илие» его роль заменена действующими лицами оратории, что приближает ее к жанру оперы в концертном исполнении. Часто очередная сцена начинается с речитатива, переходящего в дуэт, затем в арию, потом в хор, а после этого снова в речитатив. Разумеется, в оратории, основанной на ветхозаветном сюжете, уже не находится места для хоралов, которыми так богат «Павел». Исключение составляет № 15, который представляет собой лютеранский хорал. Наконец, если «Павел» был подчеркнуто протестантским сочинением, то «Илия» уже не столь однозначен.
Сама фигура пророка очень сложна. Если Христос, а за ним и Павел представляются композитором как чистая эманация добра, то Илию трудно так интерпретировать. Оратория начинается с того, что Илия за богоотступничество евреев, обратившихся к культу Ваала, накладывает на весь Израиль проклятие: «Жив Господь Бог Израилев, пред Которым я стою! В сии годы не будет ни росы, ни дождя, разве только по моему слову». Погибают посевы, люди, скот... Еще один номер особо обращает на себя внимание - это пересказ эпизода из Первой Книги Царей, где повествуется о явлении Бога Илие в пещере при горе Хорев.
Обе оратории долгие годы имели большой успех во многих странах мира, но разумеется, в первую очередь в Германии и Англии, где приходские и городские хоры стали основой певческих фестивалей. В Самаре же «Илия» прозвучала впервые, найдя понимание и благодарный отклик у публики. Как заметил в антракте профессор Владимир Ощепков: «Мы присутствуем при очень необычном и весьма интересном музыкальном событии. Исполнение оратории «Илия» знакомит нас с ранее неизвестным нам пластом музыки Мендельсона. Такие открытия сегодня исключительно редки».
Когда отгремели овации, и в последний раз опустился занавес, доцент Поволжской социально-гуманитарной академии Эрна Сэт поделилась впечатлениями с «ВК»: «Очень рада, что пришла сегодня на концерт. Я открыла для себя нового Мендельсона. Искренне благодарна за это всем музыкантам».
А Маттиас Ханке, отметив музыкальную отзывчивость аудитории, обещал в следующий раз привезти в Самару и «Павла».
Юрий Хмельницкий
Фото Юлии Рубцовой, Игоря Казановского
Источник