К юбилею филармонии
Самара - счастливый
город. Едва ли не каждую неделю к нам приезжают музыканты - звёзды мировой
величины, услышать которых во многих других регионах России только мечтают. Вот
и в минувшие выходные в Самарской филармонии выступил музыкант экстра-класса - неоднократный
обладатель титула «лучший пианист мира», один из самых неординарных пианистов современности,
концерты которого часто вызывают недоумение коллег, но всегда - восторг
публики. Это Андрей Гаврилов - наш соотечественник, ныне живущий в Швейцарии. Гражданин
четырёх стран, «эксцентрик, гений, скандалист». Человек, который играл во всех
столицах мира, со всеми великими оркестрами и выиграл столько наград, сколько
только можно выиграть… Два его концерта - сольный и с симфоническим оркестром
самарской филармонии - дали старт традиционному VII Международному фестивалю искусств «Самарская осень».
«Самарская осень» - самый масштабный фестиваль филармонии,
который в этом году, ко всему прочему,
посвящён 70-летию филармонии. Именно поэтому в фестивальной афише столько ярких
имён и такое разнообразие жанров - от классической и камерной музыки, романса и джаза до
хореографии и драмы. Об открытиях фестиваля мы ещё будем писать - он, как и в
прежние годы, будет идти весь октябрь. Сегодня же расскажем о ещё одном
неординарном событии, состоявшемся в преддверии «Самарской осени».
В честь столь
красивого юбилея красивый подарок сделал самарской филармонии музей имени
Алабина - в канун Международного дня музыки в одном из фойе храма музыки
открылась выставка «Огни самарской
филармонии». Она подготовлена научными сотрудниками музея при содействии
самой филармонии и самарского областного архива социально-политической истории.
Открытию этой выставки, началу нового симфонического сезона и «Самарской осени»
была посвящена пресс-конференция, состоявшаяся в филармонии 30 сентября. В ней
приняли участие А.Гаврилов, директор филармонии Н.Глухова, главный дирижёр
симфонического оркестра М.Щербаков, сотрудники музея Алабина.
Ответив на вопросы журналистов, участники пресс-конференции переместились
из хрустального фойе в фойе второго этажа, где и увидели «Огни самарской
филармонии» во всей их красе.
Такое название сотрудникам музея пришло по аналогии с
высказыванием Бетховена - «музыка должна высекать огонь из людских сердец».
Далеко не все горожане знают, что наша филармония была открыта «по просьбе
трудящихся» в 1940 году, когда отмечалось 100-летие со дня рождения Чайковского.
С того момента она стала музыкальным центром города и области, создала особый «озоновый
слой» самарцев, преданных музыке.
Авторы выставки убеждены: история филармонии обладает
«культурогенной ёмкостью», её история - это поиски ценностных ориентиров бытия
- через искусство…
Любопытно, что экспозиция состоит из семи блоков: во-первых,
история филармонии насчитывает семь десятилетий, во-вторых, музыка… начинается
с семи нот. По их названиям распределили и темы каждого выставочного комплекса.
«До» - первый
тематический комплекс - посвящён истории музыкальной жизни нашего города до рождения филармонии (Чайковский в
Самаре, знаменитый цирк «Олимп», на сцене которого выступали известные певцы
дореволюционной России).
«Ре» - второй
комплекс экспозиции - это решающее
начало (указ об организации филармонии, планы творческой деятельности).
«Ми» - минувшее лихолетье (деятельность в годы
Великой Отечественной войны, выступление фронтовых бригад).
«Фа» - фабричный цех и полевые станы -
выступление перед трудящимися.
«Соль» - дирижёры
и солисты филармонии, их творческие
и человеческие судьбы.
«Ля» - рождение
нового: музыкально-литературного лектория, детских фестивалей, джазового трио
Г.Файна…
«Си» - филармония
как центр симфонической культуры
сегодня.
Вот таким оригинальным образом на семи «островках»
расположилась вся история самарской филармонии. Кстати, Андрей Гаврилов,
осматривая экспозицию, отметил не только её весомое содержание, но и
неординарную форму подачи материала, с улыбкой добавив, что особенно хорошо,
что все экспонаты этой выставки можно трогать руками (они заламинированы).
При подготовке
выставки использовались материалы как самой филармонии, так и других
организаций и учреждений Самары, а также
частных лиц - любителей музыки, сохранивших афиши и концертные программки
разных лет. Среди них - более ста
экспонатов лектора-музыковеда Евы Цветовой, переданных в дар музею в 1997 году,
личные коллекции С.Фельдмана, Ю.Олесова, Г.Беляева, которые предоставили их родственники.
Выставка открылась одновременно с фестивалем «Самарская
осень», побывать на ней может любой зритель филармони.
Что же касается
главного события фестиваля - двух концертов «неудобоваримого» Андрея
Гаврилова - о них отдельный рассказ, в одном из следующих номеров нашей газеты.
Светлана ИШИНА