+7 846 207-07-16 отдел работы со слушателями
simakina-gi@filarm.ru возврат эл. билетов
Весь сайт
Поиск
+7 846 207-07-16 отдел работы со слушателями
simakina-gi@filarm.ru возврат эл. билетов
+7 846 207-07-16 отдел работы со слушателями
simakina-gi@filarm.ru возврат эл. билетов

Исполнительские эксклюзивы

Автор: Валерий ИВАНОВ

1 октября в Самарской филармонии открылся очередной концертный сезон. В этот день взял старт VII Международный фестиваль искусств «Самарская осень».


1 октября, в Международный день музыки, состоялся симфонический концерт из произведений русских композиторов. В нем приняли участие академический симфонический оркестр Самарской филармонии под управлением народного артиста России Михаила Щербакова и выдающийся пианист лауреат международных конкурсов, золотой призер V Международного конкурса П.Чайковского Андрей Гаврилов (Швейцария).

Рахманинов. Лебединая песня

Программу открыли «Симфонические танцы» Сергея Рахманинова - произведение, ставшее лебединой песней композитора. Живя долгие годы за границей и будучи оторванным от родных корней, Рахманинов практически не занимался композиторской деятельностью. Его последнее сочинение глубоко драматично, оно пронизано тоской по России. В первой части звучит широкая, проникновенная русская тема, во второй - обволакивающий и как бы одурманивающий сознание медленный вальс, а затем - подернутые дымкой печали и порой напоминающие плач музыкальные откровения. В этот вечер рахманиновское сочинение было исполнено на высоком эмоциональном градусе. Музыканты оркестра играли с полной отдачей, сумев передать всю гамму заключенных в нем переживаний.

Михаил Щербаков: «Даже те произведения, которые исполняешь постоянно, нужно всегда играть как в последний раз. Это вообще относится искусству. «Симфонические танцы» С.Рахманинова - гениальное произведение, вбирающие в себя думы и чаяния композитора. Оно - часть великого духовного наследия, которое композитор подарил России и всем нам».

Чайковский. Философский контекст

«Симфонические танцы» С.Рахманинова стали своеобразной прелюдией к главному событию вечера - Первому фортепианному концерту П.Чайковского. Андрей Гаврилов сам «подогрел» интригу. Еще накануне, на пресс-конференции, посвященной открытию филармонического сезона, он поразил всех своими размышлениями о грядущем исполнении в Самаре этого сочинения:
«Рахманинов - композитор, в произведениях которого присутствуют вечно живые картины российской природы. У Чайковского же - та Россия, которой с нами уже нет. В нем - культура «Евгения Онегина», завершившая свое существование накануне революции 1917 года.

Многих, очевидно, удивляет, что в программе моих самарских гастролей Первый фортепианный концерт Чайковского. Это сочинение величайшей глубины, и не случайно даже современники композитора проявили полное его непонимание. Что же говорить о последующих поколениях исполнителей, которые совсем изуродовали это сочинение.

В наши дни Первый концерт является одним из самых популярных классических шлягеров. Пожалуй, ни одно другое классическое произведение не играют так часто, в том числе и на всевозможных конкурсах, что во многом способствовало его дискредитации. За рубежом даже посмеиваются, что этот концерт - проявление русского шовинизма. Между тем, Первый концерт - в ряду двух-трех самых совершенных сочинений Чайковского. Для его исполнения нужно быть зрелым человеком, музыкантом, философом, знать религиозную философию. А из исполнителей вряд ли кто может похвастаться всем этим.

Андрей Гаврилов: «Первый концерт Чайковского я играю всю жизнь – с 14 лет. Это сочинение напоминает мне о трагическом событии в моей жизни - смерти отца - талантливого художника. Перед отъездом отца на очередную выставку, с которой ему не суждено было возвратиться, я обещал ему выучить этот концерт за неделю. И свое обещание выполнил, несмотря на недоверчивую реакцию отца.

Сейчас я ставлю перед самарским оркестром чрезвычайно трудную задачу. Самарцы услышат сочинение Чайковского в его первозданно-религиозной ипостаси. Это плод моих многолетних размышлений, в результате которых произошло некое мистическое озарение и обнажились скрытые «шифры». Вот в чем их суть. Первый концерт - космос Чайковского, его Библия. В интродукции сочинения он попытался объяснить сотворение мира. Это религиозно-созидательная музыка с позиций Создателя, голос самого Бога, с которым отождествил себя композитор. Начиная с главной партии первой части музыка связана с личными проблемами Чайковского. Он был человеком чрезвычайно ранимым, не подготовленным к жизни в том обществе и чувствовал, что погибнет. Об этом Чайковский не раз упоминает в своих дневниках и в детском возрасте, и в возрасте 30 лет, когда был написан концерт. Все это отразилось в музыке первой части, в середине которой звучит тема рока. Вторая и третья части концерта также мало исследованы. А ведь во второй части можно услышать и наброски к ««Евгению Онегину», и сюрреалистические реминисценции с «Пиковой дамой», и саврасовские картины русской природы. Финал концерта оптимистичен: автор не захотел слишком подчеркивать трагедийность сочинения.

Таков итог моей 40-летней мыслительной работы, и это относится ко всем исполняемым мною произведениям, в том числе и к тем, которые прозвучат здесь в моей сольной программе. Первый концерт в изложенной интерпретации я впервые исполнил в Цюрихе в 2009 году. Исполнение, которое я сопровождал комментариями, произвело эффект разорвавшейся бомбы. Затем я сыграл концерт в Стокгольме. В России самарцы первые, кто услышит эту версию».

Не так часто из уст самого гастролера удается услышать откровения, касающиеся его творческого кредо. Еще реже подобные откровения, которые невольно настраивают на вполне определенную волну восприятия, не влекут последующего разочарования при непосредственной встрече с артистом в концертном зале.

Магия вдохновения

Что сказать, в этот вечер слушатели получили возможность прикоснуться к редкостному по вдохновению и техническому уровню исполнительству. Это относится не только к солисту-пианисту и маэстро Щербакову, но и к музыкантам оркестра.

И не так уж важно, все ли из слушателей уловили в звучании Первого фортепианного концерта Чайковского те конкретные философские откровения, которые открыл для себя Андрей Гаврилов, поверивший гармонию этого сочинения алгеброй своего дотошного психоанализа.

Музыка многозначна, и в любом произведении каждый слышит то, что в наибольшей степени отвечает его собственному мироощущению. Важно, что в этот вечер восторжествовала магия подлинного вдохновения, а заигранное донельзя произведение заблистало новыми яркими красками, мощными эмоциональными взлетами и глубинными подтекстами. Андрей Гаврилов языком музыки поведал нам свою повесть о жизни. Каждая взятая им нота была наполнена глубоким смыслом. Своим темпераментом и внутренней энергетикой Гаврилов сумел увлечь музыкантов оркестра и слушателей, убедить их в правомерности собственной интерпретации.

Фортепианные соло Гаврилова были сродни свободно льющимся лирическим импровизациям. В звучании инструмента порою неожиданно проскальзывал импрессионистский колорит, проступающий в особом, мерцающе-мягком характере звука. Пианист и оркестр явили собой единое целое. Музыканты откликались на малейшие душевные посылы, исходившие от маэстро Щербакова и Андрея Гаврилова. На редкость полнокровным и насыщенным было звучание струнных. Настоящим откровением стало тончайшее, «бестелесное» пиано во второй части концерта. Что же касается финала, то он обрушился на слушателей звуковой лавиной невероятной мощи и сумасшедшего темпа, буквально захлестнув «девятым валом» эмоций.

Зал стоя долгой овацией приветствовал исполнителей. В заключение Андрей Гаврилов подарил слушателям еще одно музыкальное откровение. На контрасте с только что отзвучавшим концертом он сыграл исполненный глубокого трагизма прощания с жизнью ноктюрн до-диез минор Шопена, который принято называть «посмертным» - он был опубликован после смерти композитора. Это проникновенное лирическое излияние стало как бы анонсом состоявшегося на следующий день сольного концерта пианиста.

Отвечая по завершении программы на вопрос о своих ощущениях от исполнения столь принципиального для него Первого фортепианного концерта Чайковского, Гаврилов сказал: «Самарский оркестр показал звучание мирового класса. Такое пиано, которое было во второй части концерта, трудно услышать где-то еще: Кливлендский оркестр отдыхает. В этот вечер музыканты подарили публике великий петербургский духовный концерт. Музыка вознесла нас к вершинам, открыла космос. Я чрезвычайно рад снова быть в Самаре. Я люблю этот город. Его атмосфера благоприятно влияет на меня. Здесь чувствую себя, как на родине, лучше, чем в столице, где рос и где сейчас так многое изменилось. Я рад встрече с самарской публикой, рад вновь ощутить, что в Самарской филармонии люди посвящают себя подлинному служению культуре, просвещению. Даже самые недальновидные политики сегодня признали, что культура – это основа всякого развития, без нее у страны нет будущего».

Фортепианные откровения

Программу сольного вечера Гаврилова составила западная и русская фортепианная классика. В первом отделении прозвучали произведения Моцарта, Бетховена и Шопена. Гаврилов снова доказал, что он уникальный пианист с душой, открытой всему многообразию чувств и переживаний, которые заключены в звуках исполняемых им произведений. Его игру отличают не только совершенная техника и виртуозное владение инструментом, но и редкостная глубина интерпретации, очень личное отношение буквально к каждой сыгранной ноте. Ему присущи романтическая открытость, отсутствие звукового прессинга, нажима, умение погружать слушателей в тончайшую мелодическую вязь зыбких, мимолетных настроений. Все это сочетается с огромным волевым началом и мощным энергетическим потенциалом, которые выплескиваются в кульминациях.

Прозвучавшая во втором отделении Соната №8 Прокофьева также стала своеобразным исполнительским эксклюзивом. В этом написанном в 1940 году сочинении, которое композитор посвятил своей жене М.Мендельсон, пианист услышал иносказательное драматическое повествование об ужасах тоталитарного режима, о массовом уничтожении людей в XX веке.

Андрей Гаврилов: «Особенно ярко соната раскрывает свою суть в третьей, заключительной части, где в правой руке, в высоких нотах, можно услышать гимны и бравурные марши, а в левой, в басах, - тяжелый, ледяной, шагающий сквозь время ужас. Соната обрывается на «грязном» аккорде, которым Прокофьев словно посылает сквозь время проклятье всему человечеству».

У знаменитого пианиста есть и другие творческие планы, которые он намерен реализовать в нашем городе.
Источник