Количество - шесть
штук. Цвет, размер, блеск, толщина перламутрового слоя - у всех разная. Объединяет
их одно - это не имитация, не подделка. Современные технологии позволяют
создать искусственные жемчужины любых размеров, форм и цветов (стоимость такого
жемчуга, разумеется, существенно ниже). Но тот, о котором пойдёт речь сегодня,
- настоящий, и ценность его весьма высока.
Вам, конечно же,
хочется скорее узнать, каким образом произошла эта находка и где она хранится?
Не буду томить - речь идёт о музыкальных жемчужинах. Настоящих музыкальных
жемчужинах Самарского края - именно так называют артистов академического
симфонического оркестра Самарской государственной филармонии. Именно так
назвали концерт солистов этого оркестра, который стал очередным творческим
портретом к юбилею филармонии.
Светлана ИШИНА
Он прошёл в преддверии Международного фестиваля искусств
«Самарская осень». Прошёл не очень заметно, совсем не «раскрученно». Но в этом
концерте была особенность, которая - музыканты подтвердят - дорогого стоит.
Слушатели не аплодировали между частями музыкальных произведений. Это редкость
в наши дни - не только в Самаре, но даже и в столицах.Как
сказал один из музыкантов, «свои пришли».
«Своих» было много, и они по достоинству оценили выступление каждого из шести
солистов, наградив их и цветами, и щедрыми аплодисментами. Я не случайно
упомянула «Самарскую осень»: сегодня, когда Самару буквально заполонили
приезжие солисты - лучшие музыкальные силы нашей страны и зарубежья, - как нельзя кстати вспомнить русскую
пословицу: «Свой хлеб приедчив, чужой ломоть лаком». Испокон веков так было и,
наверное, будет: что имеем - не храним… «Не наше» всегда слаще, всегда кажется
лучшим - а ведь на самом деле самарские музыканты идут вровень со многими
звёздами. А то и на голову их выше.
Вы, наверное, знаете: настоящая жемчужина образуется внутри
раковины моллюска после того, как в неё попадает посторонний предмет (например,
песчинка). Вот так же и наши удивительные музыканты стали настоящими мастерами
искусств, попав внутрь совершенно особенного организма - симфонического
оркестра. Каждый в своё время, кто-то работает здесь не одно десятилетие,
кто-то, по молодости лет, всего несколько сезонов. И так же, как в настоящей жемчужине вокруг
предмета-«затравки» происходит отложение
перламутра, который потом тонкими плёнками образует
концентрические слои, так и в оркестре - каждый музыкант, приходя в сообщество
коллег, не просто демонстрирует своё исполнительское мастерство - он сливается
с ними в единое целое. Вместе с другими музыкантами он образует
«концентрические слои» разных групп инструментов - скрипок, альтов, виолончелей
и так далее. Каждый инструмент имеет свой неповторимый голос, и в то же время
все группы соединены друг с другом невидимыми нитями, управляет которыми
дирижёр…
Руководители этих групп называются концертмейстерами -
они-то большей частью и стали главными участниками этого концерта. Предваряя
его, музыковед Ирина Цыганова отметила: прозвучат сегодня настоящие жемчужины -
непревзойдённые шедевры мировой музыкальной классики. Но симфонический оркестр
сам является своеобразной музыкальной
жемчужиной филармонии. И этой жемчужине особый блеск и особое сияние придают
талант и мастерство солистов оркестра. Пора назвать каждого из них: Ирина Смолякова, скрипка; Николай Варламов, альт; Юрий Разборов и Елена Трохина, виолончели; Екатерина
Матюшенкова, флейта; Николай
Афанасьев, тромбон.
Всегда первая
Ирина Смолякова.
Первая скрипка оркестра, заслуженная артистка РФ. Одна из самых ярких, самых
красивых женщин Самары. Ей выпала самая трудная и самая благодатная роль:
именно первую скрипку, а в её лице -
всех остальных музыкантов, благодарят солисты, выступающие с оркестром.
Именно первой скрипке дирижёр - по этикету - передаёт в знак признательности
свои цветы (если, конечно, первая скрипка - женщина; если мужчина - цветы
получает любая другая дама оркестра). Недавно выступавший на сцене самарской
филармонии швейцарский пианист Андрей Гаврилов после того, как отзвучали
последние аккорды Первого концерта для фортепиано с оркестром П.И.Чайковского,
был настолько потрясён, как мастерски исполнил наш оркестр это сочинение, как
тонко понял замысел самого пианиста, что не удержался - подошёл к первой
скрипке и не просто поцеловал ей руку, а… троекратно расцеловал Смолякову! И
дело тут не только в эмоциональности солиста. Первая скрипка - это
действительно стержень всего оркестра, неспроста даже в обыденно речи мы часто
произносим два этих слова, имея в виду лидера коллектива. Она - настоящий
лидер. И настоящий профессионал. Яркий, самобытный, талантливый музыкант,
постоянно стремящийся к самосовершенствованию.
Ещё будучи студенткой Московской консерватории (которую, к
слову, закончила с отличием), она сыграла с оркестром самарской филармонии одно
из сложнейших сочинений скрипичного репертуара - Второй концерт Шостаковича. За
ним последовали скрипичные концерты Прокофьева, Брамса, Моцарта, Бетховена.
Ныне Ирина Смолякова - солистка, первая скрипка и концертмейстер симфонического
оркестра, участник замечательного «Форте-квартета», солистка и концертмейстер
камерного оркестра филармонии, преподаватель СГАКИ - в оркестре работают её
ученики … Такой вот многогранный человек, до самозабвения влюблённый в свою
профессию...
Её лидерские и музыкально-исполнительские качества отмечают
не только самарские дирижёры, но и каждый дирижёр, который приезжает в наш
город и играет с симфоническим оркестром филармонии. Четыре года назад, когда оркестр был на
гастролях в Испании и давал концерты в разных городах, испанская пресса
единодушно называла Ирину Смолякову «русской сенсацией».
«Воля, темперамент,
артистизм, виртуозность и вместе с тем глубине и проникновенность, искренность
и тембральная красота - это типично «смоляковские» исполнительские качества, по
которым её игру можно определить уже с первых же минут», - отметила Ирина
Цыганова. И уже через несколько минут слушателям представилась возможность
утвердиться в правоте этих слов - когда зазвучали первые аккорды Интродукции и
рондо-каприччиозо Сен-Санса. Исполнила она его блестяще - проникновенно, тонко,
филигранно и вместе с тем зажигательно, так, как и подобает Первой Скрипке, с
первых же тактов очаровав публику удивительным слиянием с оркестром - родным оркестром, которому Ирина Смолякова
отдала три десятилетия жизни…
Елена Прекрасная и её виолончель
Имя Елены Трохиной
известно во всей Самаре. Второй концертмейстер группы виолончелей, она, как и
Ирина Смолякова, солистка и участница «Форте-квартета», преподаватель СГАКИ…Окончила
Нижегородскую консерваторию и сразу же вернулась в родной город, в
симфонический оркестр Самарской филармонии. Давно замечено: одни и те же
инструменты в руках разных людей звучат по-разному. Елене Трохиной Бог дал не
только талант Музыканта, но и талант Человека. Это очень глубокая, цельная
натура, необычайно добрый, сердечный человек. Наверное, поэтому виолончель в её
руках звучит по-особенному проникновенно и трепетно - словно голос человеческой
души... «Я не могу себя представить с другим музыкальным инструментом в руках»,
- сказала она однажды в разговоре. И это действительно так. Виолончель для неё
- это вся её жизнь, её призвание, её любовь и страсть, работа и хобби, душевный
отдых… Музыканты говорят, что она очень тонкий ансамблист, очень чуткий партнёр
- а ведь это главные качества для человека, играющего в оркестре! Впрочем,
выступает она и сольно - слушатели помнят, когда она концертировала вместе с самарскими пианистами, а также с солисткой филармонии
органисткой Людмилой Камелиной. Обладает Елена Трохина и ещё одним удивительным
качеством. Она влюблена в искусство и не признаёт в нём никаких, даже самых
маленьких, компромиссов. В наше время это большая редкость…
В концерте, о котором мы сегодня говорим, Елена Трохина
выступила в сольном дуэте с Ириной Смоляковой, исполнив Двойной концерт Иоганнеса Брамса для скрипки, виолончели и
симфонического оркестра. В романтической и постромантической музыке не так много
сочинений, написанных для нескольких солирующих инструментов, этот концерт - из их числа. Прекрасный концерт, и исполнен
он был прекрасно. Очень слаженно, словно вели разговор, звучали два
человеческих голоса - скрипка и виолончель. Очень деликатно, тонко, с чувством
соразмерности, включался в этот «разговор» оркестр.
Чистая, непорочная… Как сама флейта
Имя «Екатерина» происходит от греческого слова «катариос»,то есть
«чистая, непорочная, истинная». Эти слова как нельзя лучше подходят к первой
флейте самарского оркестра Екатерине
Матюшенковой. «Прекрасная флейтистка. Непревзойдённый виртуоз. И при этом
очень глубокий, тонкий музыкант». Так сказала о ней музыковед Ирина Цыганова. Екатерина
Матюшенкова - одна из самых молодых и самых ярких музыкантов оркестра. В 2002
году она с отличием окончила Саратовскую консерваторию, спустя четыре года -
аспирантуру при консерватории. Дипломант международного и лауреат всероссийских конкурсов, солистка
ансамбля старинной музыки «Альтера музыка», она сотрудничает с некоторыми
музыкантами из других стран. Известен её дуэт с гитаристом из Израиля Алексеем Белоусовым - несколько лет назад
музыканты давали целую серию гастролей в городах Израиля, а совсем недавно
вернулись из гастрольной поездки по Италии, где выступили с огромным успехом.
У Екатерины много сольных программ как с самарскими
дирижёрами - Михаилом Щербаковым, Георгием Клементьевым, так и с дирижёрами,
которые приезжают работать с нашим оркестром, в первую очередь, с Лео Кремером.
И все они отмечают её высочайший профессионализм и музыкально-исполнительские
качества. Впрочем, слушатели смогли в очередной раз сами в этом убедиться: едва
девушка вышла на сцену и зазвучали первые пассажи её флейты.
В качестве музыкальной жемчужины Екатерина выбрала третью
часть концерта для флейты с оркестром Хачатуряна - очень красивое, яркое,
необычайно виртуозное произведение, живописно рисующее жизнь Востока. Как
вспоминал сам композитор, когда он писал эту музыку, он был на гребне волны
счастья и радости: в тот момент он ждал появления сына, и всё упоение жизнью
вылилось в музыку концерта. Первоначально это произведение Арам Ильич написал
для скрипки. Концерт был посвящён Давиду Ойстраху, и произвёл неизгладимое
впечатление на знаменитого французского флейтиста Жана-Пьера Рампаля, одного из
крупнейших в истории исполнителей на этом инструменте. Он решил сделать
транскрипцию этого сочинения для флейты и осуществил свой замысел под
руководством автора.
Если этого не знать, то и в голову не придёт, что для флейты
этот концерт «не родной»: настолько органично, легко и свободно он исполняется
этим инструментом. Удивительно виртуозно даётся нашей Екатерине сложная
восточная музыка - её затейливые узоры, пассажи, переливы…Слушая Хачатуряна,
невольно задаёшься вопросом - почему музыка Востока так тонка и узорчата? Может
быть, оттого, что в изобразительном искусстве, в архитектуре Востока не
допускается изображение человека, и потому оно изобилует замысловатыми
орнаментами, арабесками? То же - в музыке. «Нарисовать» узоры в ней, наверное,
ещё сложнее, чем на холсте, но у Екатерины Матюшенковой это получается
безупречно. Она себя чувствует в этой музыке, как рыба в воде!
Удивительно легко, на одном дыхании исполнила Катя концерт
Хачатуряна. С чувством полной технической свободы - словно ей ничего не стоит
играть в таком быстром темпе. С поразительной сменой настроений - от лирической
мечтательности до огненной пляски. С ощущением безграничной радости бытия, радости,
которая невольно передалась слушателям.
И как после этого не назвать флейтистку музыкальной
жемчужиной Самары?
Знай наших!
Мы не смогли, да это, наверное, и невозможно, рассказать вам
обо всех «жемчужинах» самарского оркестра. На самом деле их, конечно же,
намного больше. Солисткам-женщинам под стать и солисты-мужчины. Николай Варламов, например. Заслуженный
артист РФ, замечательный, тонкий музыкант, блистательно исполнивший Концерт
Генделя для альта с оркестром.
Литературы, написанной для альта, существует немного, но тем
не менее есть великие, «знаковые» произведения, которые мечтает исполнить
каждый альтист. Николаю Варламову удалось их исполнить - это «Дон Кихот»
Рихарда Штрауса, произведение для альта, виолончели и оркестра - оно прозвучало
на сцене филармонии в далёком 1981 году, Варламов играл с оркестром под
руководством тогдашнего замечательного дирижёра Геннадия Проваторова. Это
симфония Гектора Берлиоза «Гарольд в Италии» (она была исполнена в начале 90-х
годов с оркестром под управлением Александра Ведерникова). Наконец, это Концерт
для альта с оркестром Альфреда Шнитке, который прозвучал с оркестром,
руководимым сегодняшним главным дирижёром Михаилом Щербаковым. Николай Варламов
- солист и участник «Форте-квартета», профессор СГАКИ. Удивительно, но большая
часть группы альтов нашего оркестра - ученики Николая Ивановича!
Не менее интересен как музыкант и другой солист оркестра -
заслуженный артист Республики Башкортостан, концертмейстер группы виолончелей
Юрий Разборов. Вариации на тему рококо
Чайковского, который он исполнил, - одно из самых светлых, безмятежных,
спокойно-радостных произведений композитора. Партия виолончели в этом сочинении
поистине благодатна, она помогает солисту раскрыть перед слушателями всю выразительность,
все технические и мелодические возможности этого удивительного инструмента. Что,
без сомнения, удалось Юрию Разборову. По словам коллег, он очень чуткий,
талантливый музыкант, очень скромный и необычайно разносторонний человек. Он, к
примеру, замечательно владеет роялем, что большая редкость для струнников.
Замечательный аранжировщик и композитор, часто его камерные произведения
звучали в Уфе в исполнении струнного квартета, которым он руководил. Самарцы же
слышали его музыку в исполнении ансамбля «Алия».
Другой талантливый музыкант, тромбонист Николай Афанасьев, исполнивший зажигательный «Боливар» для тромбона
с оркестром Эрика Кука, - работает в составе симфонического оркестра филармонии
недавно - всего четыре года. Среди наиболее ярких его побед - на Минском
фестивале духовых оркестров в 1977 году. В 1980 году в Таллинне после выступления на всесоюзном
конкурсе исполнителей на духовых инструментах он был внесён в десятку лучших тромбонистов
Советского Союза! Играл в Рахманиновском зале Московской консерватории, в
лучших залах Казахстана, где окончил консерваторию, в восьми городах Испании… А
в 1995 году его как музыканта высочайшего класса пригласили работать в Каир на
должность профессора национальной
академии искусств, параллельно он являлся первым тромбоном Каирского государственного симфонического
оркестра. Наконец, в 2006 году музыкант к нашей всеобщей радости попал в Самару.
И сейчас он является первым тромбоном оркестра, концертмейстером группы
тромбонов и замечательным солистом, одновременно преподаёт в Самарском
музыкальном училище имени Шаталова.
***
Вот такие «жемчужины» работают в симфоническом оркестре! Можно
только порадоваться за наш город и за всех любителей классической музыки.
Ну а если продолжить аналогию с природным жемчугом… Блеск и
игра света на нём обусловлены интерференцией, то есть изменением света на
волнистой поверхности слоёв перламутра. (Именно поэтому у него столько оттенков).
У наших музыкальных жемчужин тоже много цветов и много оттенков. Подмечено, что
жемчуг, который не носят и который хранится в ненадлежащих условиях, «умирает».
(В витринах японских ювелирных магазинов с этой целью в прилавке обязательно
стоит стакан с водой). Пожалуй, эта аналогия как нельзя хороша: музыкант, какой
бы драгоценной жемчужиной он ни был, умирает, если у него нет возможности играть
перед публикой. Пожелаем же нашим солистам, нашим дирижёрам, как и всем
музыкантам самарской филармонии, пребывать «в надлежащих условиях», то есть
блистать на сцене многие годы!
А роль стакана с водой будем играть мы с вами - те, кто
любит и ждёт каждое их выступление…