+7 846 207-07-16 отдел работы со слушателями
simakina-gi@filarm.ru возврат эл. билетов
Весь сайт
Поиск
+7 846 207-07-16 отдел работы со слушателями
simakina-gi@filarm.ru возврат эл. билетов
+7 846 207-07-16 отдел работы со слушателями
simakina-gi@filarm.ru возврат эл. билетов

В Самаре обнаружены жемчужины

Количество - шесть штук. Цвет, размер, блеск, толщина перламутрового слоя - у всех разная. Объединяет их одно - это не имитация, не подделка. Современные технологии позволяют создать искусственные жемчужины любых размеров, форм и цветов (стоимость такого жемчуга, разумеется, существенно ниже). Но тот, о котором пойдёт речь сегодня, - настоящий, и ценность его весьма высока.
Вам, конечно же, хочется скорее узнать, каким образом произошла эта находка и где она хранится? Не буду томить - речь идёт о музыкальных жемчужинах. Настоящих музыкальных жемчужинах Самарского края - именно так называют артистов академического симфонического оркестра Самарской государственной филармонии. Именно так назвали концерт солистов этого оркестра, который стал очередным творческим портретом к юбилею филармонии.
Светлана ИШИНА
 
Он прошёл в преддверии Международного фестиваля искусств «Самарская осень». Прошёл не очень заметно, совсем не «раскрученно». Но в этом концерте была особенность, которая - музыканты подтвердят - дорогого стоит. Слушатели не аплодировали между частями музыкальных произведений. Это редкость в наши дни - не только в Самаре, но даже и в столицах.Как сказал один из музыкантов, «свои пришли».
 
«Своих» было много, и они по достоинству  оценили выступление каждого из шести солистов, наградив их и цветами, и щедрыми аплодисментами. Я не случайно упомянула «Самарскую осень»: сегодня, когда Самару буквально заполонили приезжие солисты - лучшие музыкальные силы нашей страны и зарубежья, -  как нельзя кстати вспомнить русскую пословицу: «Свой хлеб приедчив, чужой ломоть лаком». Испокон веков так было и, наверное, будет: что имеем - не храним… «Не наше» всегда слаще, всегда кажется лучшим - а ведь на самом деле самарские музыканты идут вровень со многими звёздами. А то и на голову их выше.
Вы, наверное, знаете: настоящая жемчужина образуется внутри раковины моллюска после того, как в неё попадает посторонний предмет (например, песчинка). Вот так же и наши удивительные музыканты стали настоящими мастерами искусств, попав внутрь совершенно особенного организма - симфонического оркестра. Каждый в своё время, кто-то работает здесь не одно десятилетие, кто-то, по молодости лет, всего несколько сезонов. И так же, как в  настоящей жемчужине вокруг предмета-«затравки» происходит отложение перламутра, который потом тонкими плёнками образует концентрические слои, так и в оркестре - каждый музыкант, приходя в сообщество коллег, не просто демонстрирует своё исполнительское мастерство - он сливается с ними в единое целое. Вместе с другими музыкантами он образует «концентрические слои» разных групп инструментов - скрипок, альтов, виолончелей и так далее. Каждый инструмент имеет свой неповторимый голос, и в то же время все группы соединены друг с другом невидимыми нитями, управляет которыми дирижёр…
 
Руководители этих групп называются концертмейстерами - они-то большей частью и стали главными участниками этого концерта. Предваряя его, музыковед Ирина Цыганова отметила: прозвучат сегодня настоящие жемчужины - непревзойдённые шедевры мировой музыкальной классики. Но симфонический оркестр сам является своеобразной  музыкальной жемчужиной филармонии. И этой жемчужине особый блеск и особое сияние придают талант и мастерство солистов оркестра. Пора назвать каждого из них: Ирина Смолякова, скрипка; Николай Варламов, альт; Юрий Разборов и Елена Трохина, виолончели; Екатерина Матюшенкова, флейта; Николай Афанасьев, тромбон.
 
Всегда первая
Ирина Смолякова. Первая скрипка оркестра, заслуженная артистка РФ. Одна из самых ярких, самых красивых женщин Самары. Ей выпала самая трудная и самая благодатная роль: именно первую скрипку, а в её лице -  всех остальных музыкантов, благодарят солисты, выступающие с оркестром. Именно первой скрипке дирижёр - по этикету - передаёт в знак признательности свои цветы (если, конечно, первая скрипка - женщина; если мужчина - цветы получает любая другая дама оркестра). Недавно выступавший на сцене самарской филармонии швейцарский пианист Андрей Гаврилов после того, как отзвучали последние аккорды Первого концерта для фортепиано с оркестром П.И.Чайковского, был настолько потрясён, как мастерски исполнил наш оркестр это сочинение, как тонко понял замысел самого пианиста, что не удержался - подошёл к первой скрипке и не просто поцеловал ей руку, а… троекратно расцеловал Смолякову! И дело тут не только в эмоциональности солиста. Первая скрипка - это действительно стержень всего оркестра, неспроста даже в обыденно речи мы часто произносим два этих слова, имея в виду лидера коллектива. Она - настоящий лидер. И настоящий профессионал. Яркий, самобытный, талантливый музыкант, постоянно стремящийся к самосовершенствованию.
 
Ещё будучи студенткой Московской консерватории (которую, к слову, закончила с отличием), она сыграла с оркестром самарской филармонии одно из сложнейших сочинений скрипичного репертуара - Второй концерт Шостаковича. За ним последовали скрипичные концерты Прокофьева, Брамса, Моцарта, Бетховена. Ныне Ирина Смолякова - солистка, первая скрипка и концертмейстер симфонического оркестра, участник замечательного «Форте-квартета», солистка и концертмейстер камерного оркестра филармонии, преподаватель СГАКИ - в оркестре работают её ученики … Такой вот многогранный человек, до самозабвения влюблённый в свою профессию...
 
Её лидерские и музыкально-исполнительские качества отмечают не только самарские дирижёры, но и каждый дирижёр, который приезжает в наш город и играет с симфоническим оркестром филармонии.  Четыре года назад, когда оркестр был на гастролях в Испании и давал концерты в разных городах, испанская пресса единодушно называла Ирину Смолякову «русской сенсацией».
 «Воля, темперамент, артистизм, виртуозность и вместе с тем глубине и проникновенность, искренность и тембральная красота - это типично «смоляковские» исполнительские качества, по которым её игру можно определить уже с первых же минут», - отметила Ирина Цыганова. И уже через несколько минут слушателям представилась возможность утвердиться в правоте этих слов - когда зазвучали первые аккорды Интродукции и рондо-каприччиозо Сен-Санса. Исполнила она его блестяще - проникновенно, тонко, филигранно и вместе с тем зажигательно, так, как и подобает Первой Скрипке, с первых же тактов очаровав публику удивительным слиянием с оркестром  - родным оркестром, которому Ирина Смолякова отдала три десятилетия жизни…

 
Елена Прекрасная и её виолончель
Имя Елены Трохиной известно во всей Самаре. Второй концертмейстер группы виолончелей, она, как и Ирина Смолякова, солистка и участница «Форте-квартета», преподаватель СГАКИ…Окончила Нижегородскую консерваторию и сразу же вернулась в родной город, в симфонический оркестр Самарской филармонии. Давно замечено: одни и те же инструменты в руках разных людей звучат по-разному. Елене Трохиной Бог дал не только талант Музыканта, но и талант Человека. Это очень глубокая, цельная натура, необычайно добрый, сердечный человек. Наверное, поэтому виолончель в её руках звучит по-особенному проникновенно и трепетно - словно голос человеческой души... «Я не могу себя представить с другим музыкальным инструментом в руках», - сказала она однажды в разговоре. И это действительно так. Виолончель для неё - это вся её жизнь, её призвание, её любовь и страсть, работа и хобби, душевный отдых… Музыканты говорят, что она очень тонкий ансамблист, очень чуткий партнёр - а ведь это главные качества для человека, играющего в оркестре! Впрочем, выступает она и сольно - слушатели помнят, когда она концертировала вместе с самарскими  пианистами, а также с солисткой филармонии органисткой Людмилой Камелиной. Обладает Елена Трохина и ещё одним удивительным качеством. Она влюблена в искусство и не признаёт в нём никаких, даже самых маленьких, компромиссов. В наше время это большая редкость…
 
В концерте, о котором мы сегодня говорим, Елена Трохина выступила в сольном дуэте с Ириной Смоляковой, исполнив Двойной концерт  Иоганнеса Брамса для скрипки, виолончели и симфонического оркестра. В романтической и постромантической музыке не так много сочинений, написанных для нескольких солирующих инструментов, этот концерт -  из их числа. Прекрасный концерт, и исполнен он был прекрасно. Очень слаженно, словно вели разговор, звучали два человеческих голоса - скрипка и виолончель. Очень деликатно, тонко, с чувством соразмерности, включался в этот «разговор» оркестр.
 
Чистая, непорочная… Как сама флейта
Имя «Екатерина» происходит от греческого слова «катариос»,то есть «чистая, непорочная, истинная». Эти слова как нельзя лучше подходят к первой флейте самарского оркестра Екатерине Матюшенковой. «Прекрасная флейтистка. Непревзойдённый виртуоз. И при этом очень глубокий, тонкий музыкант». Так сказала о ней музыковед Ирина Цыганова. Екатерина Матюшенкова - одна из самых молодых и самых ярких музыкантов оркестра. В 2002 году она с отличием окончила Саратовскую консерваторию, спустя четыре года - аспирантуру при консерватории. Дипломант международного и  лауреат всероссийских конкурсов, солистка ансамбля старинной музыки «Альтера музыка», она сотрудничает с некоторыми музыкантами из других стран. Известен её дуэт с гитаристом из Израиля  Алексеем Белоусовым - несколько лет назад музыканты давали целую серию гастролей в городах Израиля, а совсем недавно вернулись из гастрольной поездки по Италии, где выступили с огромным успехом.  
 
У Екатерины много сольных программ как с самарскими дирижёрами - Михаилом Щербаковым, Георгием Клементьевым, так и с дирижёрами, которые приезжают работать с нашим оркестром, в первую очередь, с Лео Кремером. И все они отмечают её высочайший профессионализм и музыкально-исполнительские качества. Впрочем, слушатели смогли в очередной раз сами в этом убедиться: едва девушка вышла на сцену и зазвучали первые пассажи её флейты.
 
В качестве музыкальной жемчужины Екатерина выбрала третью часть концерта для флейты с оркестром Хачатуряна - очень красивое, яркое, необычайно виртуозное произведение, живописно рисующее жизнь Востока. Как вспоминал сам композитор, когда он писал эту музыку, он был на гребне волны счастья и радости: в тот момент он ждал появления сына, и всё упоение жизнью вылилось в музыку концерта. Первоначально это произведение Арам Ильич написал для скрипки. Концерт был посвящён Давиду Ойстраху, и произвёл неизгладимое впечатление на знаменитого французского флейтиста Жана-Пьера Рампаля, одного из крупнейших в истории исполнителей на этом инструменте. Он решил сделать транскрипцию этого сочинения для флейты и осуществил свой замысел под руководством автора.
 
Если этого не знать, то и в голову не придёт, что для флейты этот концерт «не родной»: настолько органично, легко и свободно он исполняется этим инструментом. Удивительно виртуозно даётся нашей Екатерине сложная восточная музыка - её затейливые узоры, пассажи, переливы…Слушая Хачатуряна, невольно задаёшься вопросом - почему музыка Востока так тонка и узорчата? Может быть, оттого, что в изобразительном искусстве, в архитектуре Востока не допускается изображение человека, и потому оно изобилует замысловатыми орнаментами, арабесками? То же - в музыке. «Нарисовать» узоры в ней, наверное, ещё сложнее, чем на холсте, но у Екатерины Матюшенковой это получается безупречно. Она себя чувствует в этой музыке, как рыба в воде!
Удивительно легко, на одном дыхании исполнила Катя концерт Хачатуряна. С чувством полной технической свободы - словно ей ничего не стоит играть в таком быстром темпе. С поразительной сменой настроений - от лирической мечтательности до огненной пляски. С ощущением безграничной радости бытия, радости, которая невольно передалась слушателям.
 
И как после этого не назвать флейтистку музыкальной жемчужиной Самары?
 
Знай наших!
Мы не смогли, да это, наверное, и невозможно, рассказать вам обо всех «жемчужинах» самарского оркестра. На самом деле их, конечно же, намного больше. Солисткам-женщинам под стать и солисты-мужчины. Николай Варламов, например. Заслуженный артист РФ, замечательный, тонкий музыкант, блистательно исполнивший Концерт Генделя для альта с оркестром.
 
Литературы, написанной для альта, существует немного, но тем не менее есть великие, «знаковые» произведения, которые мечтает исполнить каждый альтист. Николаю Варламову удалось их исполнить - это «Дон Кихот» Рихарда Штрауса, произведение для альта, виолончели и оркестра - оно прозвучало на сцене филармонии в далёком 1981 году, Варламов играл с оркестром под руководством тогдашнего замечательного дирижёра Геннадия Проваторова. Это симфония Гектора Берлиоза «Гарольд в Италии» (она была исполнена в начале 90-х годов с оркестром под управлением Александра Ведерникова). Наконец, это Концерт для альта с оркестром Альфреда Шнитке, который прозвучал с оркестром, руководимым сегодняшним главным дирижёром Михаилом Щербаковым. Николай Варламов - солист и участник «Форте-квартета», профессор СГАКИ. Удивительно, но большая часть группы альтов нашего оркестра - ученики Николая Ивановича!
 
Не менее интересен как музыкант и другой солист оркестра - заслуженный артист Республики Башкортостан, концертмейстер группы виолончелей Юрий Разборов. Вариации на тему рококо Чайковского, который он исполнил, - одно из самых светлых, безмятежных, спокойно-радостных произведений композитора. Партия виолончели в этом сочинении поистине благодатна, она помогает солисту раскрыть перед слушателями всю выразительность, все технические и мелодические возможности этого удивительного инструмента. Что, без сомнения, удалось Юрию Разборову. По словам коллег, он очень чуткий, талантливый музыкант, очень скромный и необычайно разносторонний человек. Он, к примеру, замечательно владеет роялем, что большая редкость для струнников. Замечательный аранжировщик и композитор, часто его камерные произведения звучали в Уфе в исполнении струнного квартета, которым он руководил. Самарцы же слышали его музыку в исполнении ансамбля «Алия».
 
Другой талантливый музыкант, тромбонист Николай Афанасьев, исполнивший зажигательный «Боливар» для тромбона с оркестром Эрика Кука, - работает в составе симфонического оркестра филармонии недавно - всего четыре года. Среди наиболее ярких его побед - на Минском фестивале духовых оркестров в 1977 году. В 1980 году  в Таллинне после выступления на всесоюзном конкурсе исполнителей на духовых инструментах он был внесён в десятку лучших тромбонистов Советского Союза! Играл в Рахманиновском зале Московской консерватории, в лучших залах Казахстана, где окончил консерваторию, в восьми городах Испании… А в 1995 году его как музыканта высочайшего класса пригласили работать в Каир на должность профессора  национальной академии искусств, параллельно он являлся первым тромбоном  Каирского государственного симфонического оркестра. Наконец, в 2006 году музыкант к нашей всеобщей радости попал в Самару. И сейчас он является первым тромбоном оркестра, концертмейстером группы тромбонов и замечательным солистом, одновременно преподаёт в Самарском музыкальном училище имени Шаталова.
 
***
Вот такие «жемчужины» работают в симфоническом оркестре! Можно только порадоваться за наш город и за всех любителей классической музыки.
 
Ну а если продолжить аналогию с природным жемчугом… Блеск и игра света на нём обусловлены интерференцией, то есть изменением света на волнистой поверхности слоёв перламутра. (Именно поэтому у него столько оттенков). У наших музыкальных жемчужин тоже много цветов и много оттенков. Подмечено, что жемчуг, который не носят и который хранится в ненадлежащих условиях, «умирает». (В витринах японских ювелирных магазинов с этой целью в прилавке обязательно стоит стакан с водой). Пожалуй, эта аналогия как нельзя хороша: музыкант, какой бы драгоценной жемчужиной он ни был, умирает, если у него нет возможности играть перед публикой. Пожелаем же нашим солистам, нашим дирижёрам, как и всем музыкантам самарской филармонии, пребывать «в надлежащих условиях», то есть блистать на сцене многие годы!
 
А роль стакана с водой будем играть мы с вами - те, кто любит и ждёт каждое их выступление…