На сцене Самарской филармонии
прошел симфонический концерт из цикла «Герои музыкального романтизма»
История каждого музыкального
учреждения или концертного зала, как, впрочем, и любая другая история, складывается
из имён, активно её творящих: исполнителей, деятелей искусства и культуры. И
чем значительнее, авторитетнее личности, тем с большим пиететом мы
перелистываем страницы этой истории.
Самарской филармонии 70 лет.
Почтительный возраст, интересная творческая биография, неотделимая от
культурного прошлого и настоящего нашей страны. Чествования, торжества и
поздравления, - всё, что полагается юбиляру - совсем недавно прошли на
самарской сцене. Осталось приятное и волнительное чувство сопричастности всех любителей
музыки и самих артистов филармонии к её историческому наследию.
Меж тем, юбилейный сезон
продолжает набирать обороты и на днях состоялась очередная премьера:
симфонический концерт из Абонемента № 22
«Герои музыкального романтизма». Главные «действующие лица» этого музыкального
вечера:
Андрей Данилов,дирижёр новой
генерации музыкантов - смелых, амбициозных, быстро набирающих высоты своей
профессии и Софья Гуляк, пианистка
из Татарстана, молодой профессор Казанской консерватории, лауреат многочисленных международных конкурсов. Её творчество
удивляет и восхищает профессионалов, меломанов и журналистов: она разрушает
привычные стереотипы в трактовке музыкальных произведений, стирает грань между так
называемым «мужским» и «женским» началом в стиле исполнения, поражает блестящей
виртуозностью.
Два сочинения, прозвучавших в
этот вечер, как нельзя лучше отражают идею, выраженную в названии
«романтического» абонемента. Это Концерт №1 для фортепиано и симфонического
оркестра Сергея Рахманинова и «Фантастическая симфония» Гектора Берлиоза. Два
имени – два «героя» мировой музыкальной культуры, чьё композиторское творчество
разделяет почти столетие. Но как условна и зыбка эта граница времени, когда звучит
поистине гениальная музыка с поразительной открытостью чувств и мыслей, так
присущих романтическому искусству. Рахманинов и Берлиоз прочно связаны с
музыкальным прошлым России. И хотя молодой Сергей Рахманинов после Октябрьской революции,
написав к тому времени все свои самые значительные произведения, покинул страну
– всё, что он делал потом, он посвящал своему отечеству. А француз Гектор
Берлиоз, не найдя понимания и признания своего таланта у себя на родине, стал
горячо любим и почитаем в далёкой России, где каждые его гастроли становились триумфальными.
Написанный Рахманиновым в 17 лет,
Первый фортепианный концерт, несмотря на весьма юный возраст композитора, стоит
в ряду его зрелых шедевров. Возможно, отчасти и от того, что по прошествии лет Рахманинов
вновь вернулся к его редакции, которая была завершена в 1917 году, перед самым
отъездом композитора из России. В этом, когда-то созданном им в милом сердцу
русском имении Ивановка юношеском сочинении, композитор вновь открывал для себя
мир удивительно глубоких и очень сильных душевных переживаний.
Каждая из пяти частей сложнейшей
и очень красивой «Фантастической симфонии» - это полная страсти история
опьянённого любовью поэта - героя фантазий Берлиоза. Рождение, любовь, жизнь,
разочарование, смерть - пять ступеней увлекающей в нереальный мир романтической
музыки. Непростое по замыслу и форме произведение, эта симфония не столь часто
звучит на концертной эстраде. Она удаётся только или очень опытным дирижёрам-мастерам,
или молодым и дерзким, как сам герой симфонии.
Андрей Данилов каким-то странным
образом объединяет в себе эти два качества, являя собой лучшее, что досталось
ему от непревзойденной питерской школы дирижирования (класс проф. И.А.Мусина и
нар. арт. СССР Ю.Х. Темирканова) и европейской стажировки в сочетании с
природным талантом. Нет сомнений - он сразу запомнился самарским слушателям по концертам
последних лет, в течение которых сотрудничает с симфоническим оркестром
Самарской филармонии, подготовив ряд интересных программ. Союз этот радует и
вселяет надежду на новые встречи с перспективным дирижёром, чьё мастерство уже
получило признание в России. Доказательство тому – звание Лауреата Национальной
театральной премии «Золотая маска»-2009. Являясь приглашённым дирижёром
Михайловского и Мариинского театров в Санкт-Петербурге, Андрей Данилов с 2005
года работает в Новосибирском Государственном академическом театре оперы и
балета, гастролирует за рубежом, тесно сотрудничает с ведущими оркестрами нашей
страны. Включив в свой репертуар «Фантастическую симфонию» Берлиоза, молодой
дирижёр очень ярко и самобытно заявил о масштабе своего дарования, где форма,
стиль и содержание, музыкальная драматургия, тончайшие детали нюансировки,
сбалансированное звучание оркестровой партитуры – всё продумано, определено в
полном взаимопонимании с оркестром. И потому долгие овации слушателей концерта совершенно
справедливо были адресованы также и многочисленным солистам оркестра, блестяще
сыгравшим «свою роль» в этом фантастическом действе.
Неповторимым артистическим обаянием запомнилась и другая
участница концерта – пианистка Софья Гуляк, открывшая программу этого
симфонического вечера. В исполнение фортепианной партии Концерта поражают её
мощный виртуозный темперамент, взрывная энергия, утончённая звуковая пластика,
неожиданная смена настроений и порождённые этой сменой нюансы. Волевое начало…
и мягкая женственность. Не всем дана такая внутренняя свобода и гармоничная
уравновешенность одновременно. Софья Гуляк – одна из счастливых обладателей
этого качества.
Не менее интересным обещает быть
и следующий концерт этого абонемента в марте следующего года, где солистом
станет победитель III Международного конкурса имени Паганини в Москве, скрипач
Иван Почекин. Не пропустите!