+7 846 207-07-16 отдел работы со слушателями
simakina-gi@filarm.ru возврат эл. билетов
Весь сайт
Поиск
+7 846 207-07-16 отдел работы со слушателями
simakina-gi@filarm.ru возврат эл. билетов
+7 846 207-07-16 отдел работы со слушателями
simakina-gi@filarm.ru возврат эл. билетов

Неукротимый Берлиоз и тайны русской души

На сцене Самарской филармонии прошел симфонический концерт из цикла «Герои музыкального романтизма»

История каждого музыкального учреждения или концертного зала, как, впрочем, и любая другая история, складывается из имён, активно её творящих: исполнителей, деятелей искусства и культуры. И чем значительнее, авторитетнее личности, тем с большим пиететом мы перелистываем страницы этой истории.
 
Самарской филармонии 70 лет. Почтительный возраст, интересная творческая биография, неотделимая от культурного прошлого и настоящего нашей страны. Чествования, торжества и поздравления, - всё, что полагается юбиляру - совсем недавно прошли на самарской сцене. Осталось приятное и волнительное чувство сопричастности всех любителей музыки и самих артистов филармонии к её историческому наследию.

Меж тем, юбилейный сезон продолжает набирать обороты и на днях состоялась очередная премьера: симфонический концерт  из Абонемента № 22 «Герои музыкального романтизма». Главные «действующие лица» этого музыкального вечера:

Андрей Данилов,дирижёр новой генерации музыкантов - смелых, амбициозных, быстро набирающих высоты своей профессии и Софья Гуляк, пианистка из Татарстана, молодой профессор Казанской консерватории, лауреат  многочисленных международных конкурсов. Её творчество удивляет и восхищает профессионалов, меломанов и журналистов: она разрушает привычные стереотипы в трактовке музыкальных произведений, стирает грань между так называемым «мужским» и «женским» началом в стиле исполнения, поражает блестящей виртуозностью.

Два сочинения, прозвучавших в этот вечер, как нельзя лучше отражают идею, выраженную в названии «романтического» абонемента. Это Концерт №1 для фортепиано и симфонического оркестра Сергея Рахманинова и «Фантастическая симфония» Гектора Берлиоза. Два имени – два «героя» мировой музыкальной культуры, чьё композиторское творчество разделяет почти столетие. Но как условна и зыбка эта граница времени, когда звучит поистине гениальная музыка с поразительной открытостью чувств и мыслей, так присущих романтическому искусству. Рахманинов и Берлиоз прочно связаны с музыкальным прошлым России. И хотя молодой Сергей Рахманинов после Октябрьской революции, написав к тому времени все свои самые значительные произведения, покинул страну – всё, что он делал потом, он посвящал своему отечеству. А француз Гектор Берлиоз, не найдя понимания и признания своего таланта у себя на родине, стал горячо любим и почитаем в далёкой России, где каждые его гастроли становились  триумфальными.

Написанный Рахманиновым в 17 лет, Первый фортепианный концерт, несмотря на весьма юный возраст композитора, стоит в ряду его зрелых шедевров. Возможно, отчасти и от того, что по прошествии лет Рахманинов вновь вернулся к его редакции, которая была завершена в 1917 году, перед самым отъездом композитора из России. В этом, когда-то созданном им в милом сердцу русском имении Ивановка юношеском сочинении, композитор вновь открывал для себя мир удивительно глубоких и очень сильных душевных переживаний.

Каждая из пяти частей сложнейшей и очень красивой «Фантастической симфонии» - это полная страсти история опьянённого любовью поэта - героя фантазий Берлиоза. Рождение, любовь, жизнь, разочарование, смерть - пять ступеней увлекающей в нереальный мир романтической музыки. Непростое по замыслу и форме произведение, эта симфония не столь часто звучит на концертной эстраде. Она удаётся только или очень опытным дирижёрам-мастерам, или молодым и дерзким, как сам герой симфонии.

Андрей Данилов каким-то странным образом объединяет в себе эти два качества, являя собой лучшее, что досталось ему от непревзойденной питерской школы дирижирования (класс проф. И.А.Мусина и нар. арт. СССР Ю.Х. Темирканова) и европейской стажировки в сочетании с природным талантом. Нет сомнений - он сразу запомнился самарским слушателям по концертам последних лет, в течение которых сотрудничает с симфоническим оркестром Самарской филармонии, подготовив ряд интересных программ. Союз этот радует и вселяет надежду на новые встречи с перспективным дирижёром, чьё мастерство уже получило признание в России. Доказательство тому – звание Лауреата Национальной театральной премии «Золотая маска»-2009. Являясь приглашённым дирижёром Михайловского и Мариинского театров в Санкт-Петербурге, Андрей Данилов с 2005 года работает в Новосибирском Государственном академическом театре оперы и балета, гастролирует за рубежом, тесно сотрудничает с ведущими оркестрами нашей страны. Включив в свой репертуар «Фантастическую симфонию» Берлиоза, молодой дирижёр очень ярко и самобытно заявил о масштабе своего дарования, где форма, стиль и содержание, музыкальная драматургия, тончайшие детали нюансировки, сбалансированное звучание оркестровой партитуры – всё продумано, определено в полном взаимопонимании с оркестром. И потому долгие овации слушателей концерта совершенно справедливо были адресованы также и многочисленным солистам оркестра, блестяще сыгравшим «свою роль» в этом фантастическом действе.

Неповторимым  артистическим обаянием запомнилась и другая участница концерта – пианистка Софья Гуляк, открывшая программу этого симфонического вечера. В исполнение фортепианной партии Концерта поражают её мощный виртуозный темперамент, взрывная энергия, утончённая звуковая пластика, неожиданная смена настроений и порождённые этой сменой нюансы. Волевое начало… и мягкая женственность. Не всем дана такая внутренняя свобода и гармоничная уравновешенность одновременно. Софья Гуляк – одна из счастливых обладателей этого качества.

Не менее интересным обещает быть и следующий концерт этого абонемента в марте следующего года, где солистом станет победитель III Международного конкурса имени Паганини в Москве, скрипач Иван Почекин. Не пропустите!