Долгожданное событие
в музыкальной жизни Самары: свершилось то, о чём так много говорили, чего так ждали,
к чему готовились - Самарской государственной филармонии «стукнуло» 70. Эту
знаменательную дату артисты отметили грандиозным концертом, который прошёл, как
нетрудно догадаться, при полном аншлаге: в зрительном зале были заняты все 975
мест
Светлана ИШИНА
В этом зале и в этом уникальным по красоте здании, которое
было возведено 22 года назад на месте театра-цирка «Олимп» и во многом
повторило его облик, ежегодно отмечают юбилеи и праздники десятки самых разных
организаций и учреждений Самары. Эти стены слышали тысячи приветствий и
поздравительных речей, и вот настал черёд и самой филармонии принимать
поздравления.
«Самый большой подарок филармонии - это полные залы», -
сказала министр культуры Самарской области Ольга Рыбакова, передавая директору
филармонии Наталье Глуховой поздравительный адрес губернатора. И с этим трудно не согласиться! В этот день со
сцены филармонии прозвучало множество поздравлений - от официальных лиц, от
коллег, друзей, в том числе - приехавших
из других регионов страны. Прозвучали и видеоприветствия всенародно любимых артистов, которые не раз
приезжали к нам на гастроли - Юрия Башмета, Даниила Крамера, Элисо Вирсаладзе… И
все они так или иначе говорили об одном - что артист существует для публики, и
именно наполненные залы - свидетельство его успеха.
Пианист Николай Петров, назвав нашу филармонию одной из
лучших в стране, добавил, что приезжие музыканты оценивают её не по тому, как
она оборудована, а по тому, какую публику воспитала. В Самаре, по его мнению,
воспитана целая плеяда любителей серьезного искусства. Денис Мацуев вспомнил,
что именно в нашем городе состоялось одно из первых его выступлений, и с тех
пор эта филармония стала родной. Александр Гиндин тоже в своё время получил
путёвку в концертную жизнь в этих стенах, и потому считает Самару «своим»
городом. Ну а Владимир Спиваков и вовсе признался
самарцам в любви - уверил, что выступать перед нашей публикой для него огромное
счастье, которое он ощущает сердцем. И напомнил слова Сергея Рахманинова:
«Музыка - это тихая лунная ночь, это шелест живых листьев, это отдалённый
колокольный звон, это то, что рождается в сердце и идёт к сердцу»…
Приятно ли было услышать такие слова самарским артистам?
Конечно, да. Они в этот день услышали, наверное, рекордное количество слов
восхищения в свой адрес… Большинство из них, несмотря на праздник, были на
своём «рабочем месте» - на сцене. Концерт получился грандиозный - и по
длительности (превзошёл даже выступление Гергиева на открытии оперного театра),
и по насыщенности: по сути это представление стало парадом всех жанров, форм и
направлений, в которых работает филармония.
Открыла концерт Людмила Камелина - освятила его звуками своего
органа. «Форте-квартет» предстал во всей красе, исполнив «диаметрально
противоположные» сочинения - философскую, возвышенную музыку Сергея Танеева и лёгкую,
танцевальную - Астора Пьяццола. Дуэт «Рандеву» - Ольга Судакова и Валерий
Ксенофонтов - вместе с исполнителем на перкуссии Александром Носовым очаровали
публику «Жаворонком» - виртуозной пьесой молдаванина Диннику, написанной
специально для струнных щипковых. В исполнении мандолины и гитары нежная
мелодия прозвучала так легко и прозрачно, что мы невольно услышали трели
жаворонка…
Вообще, все исполнители выбрали для этого ответственного
концерта свои лучшие, наверное, даже любимые произведения, те «изюминки» своего
репертуара, которые наиболее полно демонстрируют возможности их инструментов.
Так, ансамбль русских народных инструментов под управлением Рамиля Батыршина «завёл»
зал музыкой вовсе не русской, хотя и народной - американской, в стиле «кантри»
- именно такое название было у их пьесы.
…Пока шли выступления, ведущий концерта Евгений Козлов
рассказывал вкратце о каждом коллективе. Впрочем, один раз ему пришлось выйти
на сцену не в роли конферансье, а в своём обычном качестве - заместителя директора
филармонии по организации и обеспечению концертной деятельности. Выйти, чтобы
получить награду - диплом Самарской Губернской Думы. Такие же дипломы Виктор
Сазонов, председатель СГД, вручил заместителю директора по творческому
планированию Елене Козловой, артисту симфонического оркестра Юрию Фардзинову,
мастеру художественного слова Виктору Намакаренскому, инженеру филармонии
Борису Фурсову. А директор филармонии Наталья Глухова и главный дирижёр
симфонического оркестра Михаил Щербаков получили - разумеется, под громкие
аплодисменты зала - Почётные грамоты Губернской Думы. Так вот, пока шли
выступления, Евгений Дмитриевич рассказывал вкратце о каждом коллективе, и эти
рассказы были очень интересными. В зале в этот день были настоящие друзья
филармонии, иначе и не могло быть. Но каждый из нас, тех, кто ходит на концерты
филармонии многие годы, так или иначе, ограничен собственными музыкальными,
литературными пристрастиями. Кому-то по душе симфоническая музыка, кому-то - органная,
кому-то джаз или романтика романса... Волей-неволей мы сами ограничиваем себя,
посещая только то, что нам по-настоящему нравится. Но в юбилейном концерте все
эти направления и жанры перемешались, и
зрители увидели весь калейдоскоп, весь спектр талантов исполнителей. И, как это
ни удивительно, даже у завсегдатаев филармонических концертов были свои
открытия! Автора этих строк, например, приятно удивили мастера художественного
слова: чтецы, вокалисты и инструменталисты - артисты отдела
литературно-музыкальных программ «ОЛиМПа» - показали фрагменты своих лучших
программ в постановке главного режиссёра филармонии Сергея Куранова. На сцене
буквально блистали мастера художественного слова Галина Канунникова, Александр
Внуков, Лидия Наливайко, Виктор Намакаренский. Сиянье их таланта оттеняли
замечательные вокалисты Ольга Ушкова, Людмила Жоголева, Марат Долотказин,
Оксана Антонова, Инесса Балабек… «Форте-квартет» в этот вечер выступил и в
амплуа аккомпаниатора - под занавес первого отделения исполнив вместе с артистами «ОЛиМПа» замечательную песню Исаака
Дунаевского - «Сердце, тебе не хочется покоя».
Причём пели не только вокалисты, но и… мастера художественного слова, и
ведущие концерта… И зал бы, наверное, запел! - до такой степени тепло и
проникновенно звучала любимая песня, которую все помнят в исполнении Утёсова…
Думаю, не только у меня - у многих в зале родилось это ощущение: а ведь мы сами
по-настоящему не знаем свою филармонию! Не знаем артистов всех жанров, их
возможности, их таланты… Может быть, в такие моменты и рождается желание
непременно посетить концерты тех, кого прежде не знал…
О мастерах художественного слова - разговор особый. Не
только потому, что их концертная деятельность не так заметна, как у музыкантов.
Павел Любимцев, знаменитый актёр и телеведущий (обладатель премии за образцовый
русский язык!) в своём видеоприветствии самарской филармонии отметил очень
верную мысль: чтецкий жанр, отмечающий в этом году свой 100-летний юбилей, распространён
только в России. На Западе его нет - потому что нет потребности в звучащем со
сцены слове… Самарская филармония, по его мнению, одна из немногих, кто
продвигает, популяризирует русское слово: «В вашем зале литературные концерты проходят
в особой, удивительной атмосфере. Во-первых, зал полон (а ведь в нём почти
тысяча мест, для чтецкого концерта это, пожалуй, даже слишком много). А
во-вторых, публика здесь - не случайная, а «отобранная» - подлинно
интеллигентная, внимательная, понимающая суть жанра литературной эстрады. Я надеюсь
ещё не раз выступить на вашей сцене и
хочу пожелать филармонии одного - чтобы вы не поддавались искушениям, которыми
полна современная жизнь. Искушению заигрывать с невзыскательной частью публики,
искушению скатиться к попсе - увы, это есть даже у больших музыкантов! Надеюсь,
вы от этого убережетесь, и филармония в Самаре будет способствовать
формированию культурной атмосферы города. Это крайне важно, потому что если и
есть в России подлинная интеллигенция и люди с духовными интересами, то скорее
в провинции, чем в столице»… Вот такие слова.
Литературно-поэтический абонемент «Нет времени у
вдохновенья», в котором неоднократно выступал и Павел Любимцев, и его коллега
Вениамин Смехов, - действительно пользуется у самарской публики большой
популярностью. Вениамин Смехов (его поздравление тоже звучало с экрана) назвал зал
нашей филармонии «намоленным местом» - подобно пространству храма. Сюда
приходят, чтобы получить силы, веру, подпитаться духовно… Напомнил знаменитые
слова профессора Паперного о трудностях культурного просветительства: «Да
здравствует всё то, благодаря чему мы, несмотря ни на что…»
Слова мэтров литературного жанра подтвердил московский гость
Александр Герасимов. Его выступление стало настоящим подарком публике. Когда-то
он сам работал в нашей филармонии, создал здесь театр пародий «Бенефис», а,
уехав в столицу, сохранил тёплые отношения с самарскими коллегами. Своё
выступление он начал необычно: «Вы заметили? - спросил публику, - чаще всего на
юбилейные торжества собираются две категории людей - одни хотят уйти пораньше,
другие остаться подольше. Чаще всего эти две категории состоят в браке друг с
другом… Мне отрадно сознавать, что мой «брак» с самарской филармонией, который
продлился 12 лет, был очень удачным. И это несмотря на то, что в советское
время власть негативно относилась к разговорному жанру. Потому что всегда вызывало
тревогу: что может сказать со сцены конферансье, артист разговорного жанра?
Ведь он может что-то сказать и от своего собственного имени - а кому это нужно?»
С этими словами, вот уж точно, не поспоришь. Это сейчас со
сцены льётся всё, что угодно: Герасимов, как и другие его коллеги, спокойно
демонстрируют пародии на президента страны или премьер-министра (например,
голосом Владимира Путина наш гость изрёк: «Буду краток: спасибо всем, кто
уцелел». Или: «Когда я был мальчиком, я думал, что президентом и губернатором
может стать кто угодно. Сейчас я готов в это верить»). А раньше всё было
по-иному…
- Был такой конферансье, - продолжает Герасимов, - Алексей
Алексеев. В 1937 году он вышел на сцену клуба НКВД и после классического
приветствия: «Здравствуйте, товарищи!» от одного из генералов в зале услышал:
«Гусь свинье не товарищ». Алексеев моментально ответил: «Тогда я улетаю!» И «улетел»
- на Колыму, на 20 лет … Спустя годы вернулся в Москву, на сцену всегда выходил
во фраке - в те-то годы! - изысканный, утончённый, приветствующий зал
«подозрительными» иностранными словечками: «Бонжур, мадам, месье! Гуд ивнинг,
ледиз энд джентельмен! Ду ю спик инглиш? Ес? А что толку?»
В то время, когда на прилавках магазинов были только банки с
томатным соком, Алексеев вышел на сцену Колонного зала Дома Союзов, обвешанный
сосисками, из карманов торчали куры, колбасы… Когда публика его внимательно
рассмотрела, он подмигнул ей: «Я молчу, потому что у меня всё это есть. А вы
чего молчите?» И опять был сослан - на север… Артисты тех лет не были одинаково
талантливы, но они были открытыми людьми без претензий. Смирнов-Сокольский,
основатель московского театра эстрады, на похоронах всегда произносил самую
короткую фразу: «Товарищи! Опять мы не того хороним»…
Закончил своё выступление Александр Герасимов так же неожиданно,
как и начал: «Поверните голову к вашему соседу, - посмотрите друг другу в глаза
и скажите самые главные, самые нужные слова, идущие из сердца, те, что не
успели сказать своим самым близким людям за все годы прожитой жизни, ведь мы с
вами все вместе - «соседи». По времени, по городу, стране - по месту «временной
прописки» в этой жизни… И когда вы выйдете из филармонии, посмотрите вокруг. Вы
вернётесь домой, включите телевизор, почитаете газеты, снова увидите, что происходит
в нашем несовершенном мире… И поймёте, что всё это происходит от того, что
память человеческая коротка. Но на самом деле так же, как опавшие листья,
исчезнет весь этот «паноптикум» - все эти политики, выборы, обещания лучшей
жизни… А искусство останется…Как останутся и эти стены, которые лечат душу,
врачуют сердце. Дай Бог, чтобы так было всегда… Чтобы мы жили, насыщаясь духовно
и насыщая духовностью других...»
Наверное, это были лучшие слова поздравлений в адрес
филармонии. Ведь именно она со всем своим многообразием программ и жанров -
оплот духовности в нашем хрупком мире…
(Продолжение в следующем номере «Волжской зари»)