(Продолжение)
Листая страницы истории…
…Слово «филармония» у
большинства самарцев ассоциируется с красивым зданием на перекрёстке улиц
Фрунзе и Льва Толстого, в котором многие десятилетия, практически без перерыва,
звучит классическая музыка. Сейчас нам трудно представить город без этого
архитектурного сооружения. Но ведь были времена, и люди старшего поколения это
помнят, когда на этом месте стояло прежнее здание филармонии, в котором до
революции и в первые годы советской власти размещался знаменитый театр-цирк
«Олимп».
Светлана ИШИНА
Его построили в 1907 году, а спустя почти 70 лет, уже в наши
дни, закрыли на реконструкцию - фактически построили новое здание на месте
прежнего, сохранив, насколько это было возможно, облик предшественника. Но,
оказывается, и до 1907 года, когда на этом месте, на перекрёстке Москательной и
Саратовской, был самый обыкновенный пустырь, это место не пустовало! Его облюбовали
заезжие циркачи, которые на протяжении многих лет, даже десятилетий, приезжая в
Самару, ставили здесь свои шатры-шапито…
После того, как открыли «Олимп» (к слову, на деньги
самарских меценатов), это место стало центром культурной жизни Самары. Здесь
был самый большой на то время концертный зал - 1100 мест. Но зрителей
собиралось намного больше: небогатая публика, чтобы посмотреть на приезжих
артистов, не гнушалась постоять и в проходах.
Меня всегда смущало название «Олимпа» - через чёрточку:
«театр-цирк». Казалось, ну как же это возможно - соединить в единое целое два
таких разных направления искусства (как говорится, в одну телегу впрячь не
можно…) Не говоря уж о чисто технической стороне: может ли концертный зал
одновременно быть и ареной цирка, где выступают с животными… И вот только в эти
юбилейные дни узнала: может! Оказывается, кресла партера были съёмные и при
необходимости убирались, а освободившаяся площадь превращалась в просторный
цирк…
«Многофункциональность» здания никого не
удивляла, наоборот - гастролёры ставили здесь оперы и драмы, выдающиеся учёные
читали лекции, с концертами выступали многие известные певцы, чей гастрольный
маршрут пролегал через Самару. В их числе были и звёзды мировой величины,
такие, как Фёдор Шаляпин, и менее известные сегодня, но в ту пору весьма
знаменитые и любимые столичные оперные певцы, такие, например, как артист
императорских театров Лев Клементьев (кстати, родной дед одного из сегодняшних
дирижёров симфонического оркестра нашей филармонии). О том, насколько публика
любила этого артиста, говорит такой факт: когда осенью 1910 года Лев Михайлович
умер, на его похороны в Петербурге собралось столько людей, что до самой Александро-Невской Лавры, где он был
похоронен, перекрыли Невский проспект.
Клементьев был партнёром Шаляпина в спектаклях в Петербурге и Москве, в
самарском «Олимпе» его единственный концерт состоялся 31 января 1909 года. Сам
же Шаляпин дал свой концерт в
«Олимпе», тоже единственный, через полгода после Клементьева, в сентябре 1909
года. И с этим концертом связано много любопытных воспоминаний, дошедших до
наших дней. Рассказывают, например, что поначалу знаменитый певец сказал: «В
конюшне петь не буду!» Но… контракт оказался соблазнительный, и петь ему
всё-таки пришлось.
Концерт ошеломил публику. Как вспоминал известный самарский
артист Г.А.Шебуев, дать характеристику его пению - всё равно, что попытаться
простым карандашом передать буйные краски тропического пейзажа…
Любопытно, что народная молва сохранила свою историю приезда
Шаляпина. Якобы после концерта Фёдор Иванович решил посидеть в кабаке
А.Н.Портнова. Но хозяин не узнал великого певца, и тот, заказав водки, так
долго ждал официанта, что, в конце концов, решил привлечь к себе внимание.
Щёлкнул пальцем по стакану - узнал резонансную частоту, и громко запел в
унисон. В кабаке начались «дьявольские игры»: один за другим стали лопаться
стаканы и опрокидываться бутылки. Когда хозяин понял, кто же у него в гостях,
он тут же за свой счёт велел принести водки и лучшей закуски, неустанно повторяя:
«Тотчас табличку повешу, что здесь пел и выпивал Ф.И. Шаляпин. Цены
соответственно подниму. Пусть одна нота, но как звучала».
Такие вот забавные факты донесла до нас история. Хотя скорее
всего история про кабак - это просто весёлая байка. Но Самару Шаляпин любил,
она была для него по-своему родным городом, ведь здесь жили и похоронены его
родители.
Ну а что доподлинно известно - так это то,что стены «Олимпа»
- и до, и после революции - видели многих известных людей. Здесь звучали
волшебные голоса солистов труппы Ла Скала, читали свои стихи Блок и Маяковский,
пели Собинов и Козловский…
Выдающимся событием дореволюционной жизни «Олимпа» стали гастроли
симфонического оркестра Сергея Кусевицкого с участием Александра Скрябина!
Знаменитый дирижёр и его оркестр развернули беспрецедентную по тем временам
акцию: трижды в течение нескольких лет с программой из русской музыки коллектив
приплывал по матушке-Волге на концерты в города Поволжья, в том числе и Самару.
К каждому купленному билету прилагалась бесплатная программа-аннотация, где
излагались тематические разборы, печатались биографии композиторов и
исполнителей с их портретами и даже нотные примеры исполняемых произведений. А
кроме того, в фойе продавались (и моментально раскупались!) дешёвые карманные
партитуры сочинений. Объясняется подобная забота о публике просто: Кусевицкий
был состоятельным человеком и платил за всё…
Но далеко не всегда в «Олимпе» сияли звёзды первой величины
- здесь по-прежнему выступали фокусники всех мастей, танцовщики кабаре, клоуны.
Хотя, как заметил один краевед-юморист, наиболее ярко тут «пошутил» В.Куйбышев,
провозгласивший в этом здании советскую власть…
После революции «Олимп» переименовали в театр имени Карла
Маркса, поначалу музыка звучала как обрамление митингов и съездов, но вскоре
снова стала главным действующим лицом. В
30-е годы под крышу «Олимпа» перешёл учреждённый в 1931 году театр оперы и
балета (тогда он именовался Средневолжским краевым). Главный храм Самары - Воскресенский кафедральный собор - к тому времени уже взорвали, на его месте
строили Дворец культуры имени Куйбышева (нынешний оперный)…
В конце 30-х город постепенно осознал необходимость создания
собственного симфонического оркестра, тем более что для этого были предпосылки:
в двух кинотеатрах - «Молот» и «Художественный» - работали небольшие оркестры,
исполняя перед началом фильмов программы из произведений классической музыки. И
многие люди ходили в кино специально, чтобы послушать серьёзную музыку. В то же
время, как писала музыковед Людмила Беляева, дело организации гастролей шло из
рук вон плохо. Существующее с середины 30-х годов Облгастрольбюро не
справлялось со своей задачей, ситуация становилась тупиковой. Выручил всех…
Петр Ильич Чайковский. Вернее, его 100-летний юбилей. Музыкальная
общественность Самары, как и вся страна, начала готовиться к этой дате, и стали
возникать проблемы: нет единого центра по подготовке к торжествам, настоящего
концертного зала, большого симфонического оркестра…Необходимость создания
филармонии стала очевидной всем.
И тогда, 5 апреля 1940 года, Куйбышевский облисполком принял решение о её
создании.
Так что место это действительно «намоленное»: помнит выступления
сотен, если не тысяч мастеров искусств. И, по большому счёту, история
филармонии началась не в 1940 году, а много раньше - с 1907-го. Мало того,
сегодня, когда в стенах филармонии проходят концерты не только классической
музыки, но и современной эстрады, она - по охвату и многообразию жанров тем
более напоминает своего знаменитого предшественника - театр-цирк «Олимп»…
Уже после официального создания филармонии, во время войны,
в её здании работали музыкальные театры города, проводились концерты солистов и
оркестра Большого театра, эвакуированного в Куйбышев. Премьера Седьмой симфонии
Шостаковича в исполнении оркестра Большого театра прошла тоже с участием
музыкантов филармонии.
А что уж говорить о последующих десятилетиях! На гастролях в
Куйбышеве-Самаре за годы существования филармонии побывали практически все
мировые звёзды - пианисты, скрипачи, альтисты, виолончелисты, певцы, дирижёры,
оркестры, хоровые коллективы… И, конечно, за эти годы в филармонии выросла
плеяда собственных высокопрофессиональных музыкантов, ставших достоянием не
только Самары…
Обо всём этом сегодня можно узнать на сайте филармонии и на
многочисленных выставках, которые в эти юбилейные дни проходят в Самаре - как в
самой филармонии, так и в музее Алабина, в областной научной библиотеке…
Замечательные выставки, очень многое дающие горожанам!
Кстати, Фёдор Иванович Шаляпин в знак благодарности Самаре
посадил во дворе старого «Олимпа» дуб! Но, увы, уже в советские годы,
застраивая исторический центр города,
легендарное дерево не сохранили…
(Окончание в следующем номере)