+7 846 207-07-16 отдел работы со слушателями
simakina-gi@filarm.ru возврат эл. билетов
Весь сайт
Поиск
+7 846 207-07-16 отдел работы со слушателями
simakina-gi@filarm.ru возврат эл. билетов
+7 846 207-07-16 отдел работы со слушателями
simakina-gi@filarm.ru возврат эл. билетов

Спасибо, что вы у нас есть! (ч.2)

(Продолжение)
 
Листая страницы истории…
…Слово «филармония» у большинства самарцев ассоциируется с красивым зданием на перекрёстке улиц Фрунзе и Льва Толстого, в котором многие десятилетия, практически без перерыва, звучит классическая музыка. Сейчас нам трудно представить город без этого архитектурного сооружения. Но ведь были времена, и люди старшего поколения это помнят, когда на этом месте стояло прежнее здание филармонии, в котором до революции и в первые годы советской власти размещался знаменитый театр-цирк «Олимп».

Светлана ИШИНА
 
Его построили в 1907 году, а спустя почти 70 лет, уже в наши дни, закрыли на реконструкцию - фактически построили новое здание на месте прежнего, сохранив, насколько это было возможно, облик предшественника. Но, оказывается, и до 1907 года, когда на этом месте, на перекрёстке Москательной и Саратовской, был самый обыкновенный пустырь, это место не пустовало! Его облюбовали заезжие циркачи, которые на протяжении многих лет, даже десятилетий, приезжая в Самару, ставили здесь свои шатры-шапито…
 
После того, как открыли «Олимп» (к слову, на деньги самарских меценатов), это место стало центром культурной жизни Самары. Здесь был самый большой на то время концертный зал - 1100 мест. Но зрителей собиралось намного больше: небогатая публика, чтобы посмотреть на приезжих артистов, не гнушалась постоять и в проходах.
 
Меня всегда смущало название «Олимпа» - через чёрточку: «театр-цирк». Казалось, ну как же это возможно - соединить в единое целое два таких разных направления искусства (как говорится, в одну телегу впрячь не можно…) Не говоря уж о чисто технической стороне: может ли концертный зал одновременно быть и ареной цирка, где выступают с животными… И вот только в эти юбилейные дни узнала: может! Оказывается, кресла партера были съёмные и при необходимости убирались, а освободившаяся площадь превращалась в просторный цирк… 
 
«Многофункциональность» здания никого не удивляла, наоборот - гастролёры ставили здесь оперы и драмы, выдающиеся учёные читали лекции, с концертами выступали многие известные певцы, чей гастрольный маршрут пролегал через Самару. В их числе были и звёзды мировой величины, такие, как Фёдор Шаляпин, и менее известные сегодня, но в ту пору весьма знаменитые и любимые столичные оперные певцы, такие, например, как артист императорских театров Лев Клементьев (кстати, родной дед одного из сегодняшних дирижёров симфонического оркестра нашей филармонии). О том, насколько публика любила этого артиста, говорит такой факт: когда осенью 1910 года Лев Михайлович умер, на его похороны в Петербурге собралось столько людей, что до самой   Александро-Невской Лавры, где он был похоронен, перекрыли Невский проспект.  Клементьев был партнёром Шаляпина в спектаклях в Петербурге и Москве, в самарском «Олимпе» его единственный концерт состоялся 31 января 1909 года. Сам же Шаляпин дал свой концерт в «Олимпе», тоже единственный, через полгода после Клементьева, в сентябре 1909 года. И с этим концертом связано много любопытных воспоминаний, дошедших до наших дней. Рассказывают, например, что поначалу знаменитый певец сказал: «В конюшне петь не буду!» Но… контракт оказался соблазнительный, и петь ему всё-таки пришлось. 
 
Концерт ошеломил публику. Как вспоминал известный самарский артист Г.А.Шебуев, дать характеристику его пению - всё равно, что попытаться простым карандашом передать буйные краски тропического пейзажа…
 
Любопытно, что народная молва сохранила свою историю приезда Шаляпина. Якобы после концерта Фёдор Иванович решил посидеть в кабаке А.Н.Портнова. Но хозяин не узнал великого певца, и тот, заказав водки, так долго ждал официанта, что, в конце концов, решил привлечь к себе внимание. Щёлкнул пальцем по стакану - узнал резонансную частоту, и громко запел в унисон. В кабаке начались «дьявольские игры»: один за другим стали лопаться стаканы и опрокидываться бутылки. Когда хозяин понял, кто же у него в гостях, он тут же за свой счёт велел принести водки и лучшей закуски, неустанно повторяя: «Тотчас табличку повешу, что здесь пел и выпивал Ф.И. Шаляпин. Цены соответственно подниму. Пусть одна нота, но как звучала».
 
Такие вот забавные факты донесла до нас история. Хотя скорее всего история про кабак - это просто весёлая байка. Но Самару Шаляпин любил, она была для него по-своему родным городом, ведь здесь жили и похоронены его родители.
 
Ну а что доподлинно известно - так это то,что стены «Олимпа»  - и до, и после революции - видели многих известных людей. Здесь звучали волшебные голоса солистов труппы Ла Скала, читали свои стихи Блок и Маяковский, пели Собинов и Козловский…
 
Выдающимся событием дореволюционной жизни «Олимпа» стали гастроли симфонического оркестра Сергея Кусевицкого с участием Александра Скрябина! Знаменитый дирижёр и его оркестр развернули беспрецедентную по тем временам акцию: трижды в течение нескольких лет с программой из русской музыки коллектив приплывал по матушке-Волге на концерты в города Поволжья, в том числе и Самару. К каждому купленному билету прилагалась бесплатная программа-аннотация, где излагались тематические разборы, печатались биографии композиторов и исполнителей с их портретами и даже нотные примеры исполняемых произведений. А кроме того, в фойе продавались (и моментально раскупались!) дешёвые карманные партитуры сочинений. Объясняется подобная забота о публике просто: Кусевицкий был состоятельным человеком и платил за всё…
 
Но далеко не всегда в «Олимпе» сияли звёзды первой величины - здесь по-прежнему выступали фокусники всех мастей, танцовщики кабаре, клоуны. Хотя, как заметил один краевед-юморист, наиболее ярко тут «пошутил» В.Куйбышев, провозгласивший в этом здании советскую власть…
 
После революции «Олимп» переименовали в театр имени Карла Маркса, поначалу музыка звучала как обрамление митингов и съездов, но вскоре снова стала  главным действующим лицом. В 30-е годы под крышу «Олимпа» перешёл учреждённый в 1931 году театр оперы и балета (тогда он именовался Средневолжским краевым). Главный храм Самары -  Воскресенский кафедральный собор -  к тому времени уже взорвали, на его месте строили Дворец культуры имени Куйбышева (нынешний оперный)…
В конце 30-х город постепенно осознал необходимость создания собственного симфонического оркестра, тем более что для этого были предпосылки: в двух кинотеатрах - «Молот» и «Художественный» - работали небольшие оркестры, исполняя перед началом фильмов программы из произведений классической музыки. И многие люди ходили в кино специально, чтобы послушать серьёзную музыку. В то же время, как писала музыковед Людмила Беляева, дело организации гастролей шло из рук вон плохо. Существующее с середины 30-х годов Облгастрольбюро не справлялось со своей задачей, ситуация становилась тупиковой. Выручил всех… Петр Ильич Чайковский. Вернее, его 100-летний юбилей. Музыкальная общественность Самары, как и вся страна, начала готовиться к этой дате, и стали возникать проблемы: нет единого центра по подготовке к торжествам, настоящего концертного зала, большого симфонического оркестра…Необходимость создания филармонии стала очевидной всем.
И тогда, 5 апреля 1940 года, Куйбышевский облисполком принял решение о её создании.
 
Так что место это действительно «намоленное»: помнит выступления сотен, если не тысяч мастеров искусств. И, по большому счёту, история филармонии началась не в 1940 году, а много раньше - с 1907-го. Мало того, сегодня, когда в стенах филармонии проходят концерты не только классической музыки, но и современной эстрады, она - по охвату и многообразию жанров тем более напоминает своего знаменитого предшественника - театр-цирк «Олимп»…
 
Уже после официального создания филармонии, во время войны, в её здании работали музыкальные театры города, проводились концерты солистов и оркестра Большого театра, эвакуированного в Куйбышев. Премьера Седьмой симфонии Шостаковича в исполнении оркестра Большого театра прошла тоже с участием музыкантов филармонии.
А что уж говорить о последующих десятилетиях! На гастролях в Куйбышеве-Самаре за годы существования филармонии побывали практически все мировые звёзды - пианисты, скрипачи, альтисты, виолончелисты, певцы, дирижёры, оркестры, хоровые коллективы… И, конечно, за эти годы в филармонии выросла плеяда собственных высокопрофессиональных музыкантов, ставших достоянием не только Самары…
 
Обо всём этом сегодня можно узнать на сайте филармонии и на многочисленных выставках, которые в эти юбилейные дни проходят в Самаре - как в самой филармонии, так и в музее Алабина, в областной научной библиотеке… Замечательные выставки, очень многое дающие горожанам!
 
Кстати, Фёдор Иванович Шаляпин в знак благодарности Самаре посадил во дворе старого «Олимпа» дуб! Но, увы, уже в советские годы, застраивая исторический центр города,  легендарное дерево не сохранили…
 
(Окончание в следующем номере)