«Форте-квартет» отметился в Самарской филармонии блестящим концертом
В Самарской государственной филармонии продолжается цикл мероприятий, приуроченных к ее 70-летию. Одним из запоминающихся событий стало выступление жемчужины филармонии — знаменитого «Форте-квартета». Ансамбль столь виртуозно исполнил произведения Брамса и Пьяццоллы, что публика долго не отпускала музыкантов.
Aвтор: Георгий ПОРТНОВ
Фото: Владимир КОТМИШЕВ
Ансамбль выстроил программу выступления так, чтобы познакомить публику с творчеством ключевых фигур музыки двух эпох: Иоганнеса Брамса, наиболее полно воплотившего в своем творчестве принципы романтизма (XIX век) и знаменитого реформатора аргентинского танго Астора Пьяццоллы (XX век).
Выступления ансамбля перемежались с познавательными рассказами лектора-музыковеда Ирины Цыгановой, знакомившей слушателей с исполнителями и с теми, чьи произведения они играли.
В первой половине вечера прозвучало наиболее известное среди камерных произведений творение Брамса - «Фортепианный квартет №1». Композитор написал его в 30 лет, отразив в произведении свойственную его молодой порывистой натуре экспрессию и силу таланта. И «Форте-квартет» чутко передал все эмоциональные нюансы этого произведения. Пронзительную партию скрипки в исполнении заслуженной артистки России Ирины Смоляковой дополняло звучание задумчивых альта (заслуженный артист России Николай Варламов) и виолончели (Елена Трохина). Подлинную темпераментность исполнению квартета придавала игра на фортепиано лауреата Международного конкурса Николая Фефилова. Едва затихло заключительное рондо в лучших традициях венгерской и цыганской музыки, грянули овации.
Еще большее удовольствие ценители классической музыки испытали во второй части концерта. Немецкие страсти сменила меланхолия аргентинского танго. «Танго родилось в конце XIX века в Аргентине, когда там скопился огромный поток эмигрантов из Америки и Европы. - пояснила Ирина Цыганова. - Они оседали на окраинах Буэнос-Айреса, смешивались с представителями бедных слоев населения, рыбаками, шарманщиками, мелкими торговцами. Эти люди жили не этикетом и хорошими манерами, а страстями, чувствами, знали, что такое жизнь. Там происходило и смешение музыкальных стилей, из которых впоследствии родилось танго. Пьяццолла посвятил преобразованию танго 50 лет своей жизни, превратив его из развлекательной музыки «для ног» в серьезное искусство». В этом публика убедилась, прослушав в исполнении «Форте-квартета» главные произведения Пьяццоллы: «Четыре времени года в Буэнос-Айресе», «Adiуs Nonino», «Libertango», «Oblivion». Впечатленные слушатели буквально засыпали кумиров цветами и просьбами продлить вечер. А благодарные музыканты исполнили «Прощай, Париж!» могучего Пьяццолы, и еще на несколько минут околдованная публика забылась в чарующих ритмах танго.