Исполнилось 80 лет со дня рождения известного музыканта и деятеля культуры. Концерт в Самарской филармонии стал музыкальным приношением маэстро.
В Самарской филармонии состоялся вечер, посвященный 80-летию со дня рождения Гилария Валерьевича Беляева - известного самарского деятеля культуры, дирижера, хормейстера, педагога, заслуженного деятеля искусств России. Место проведения памятной акции не случайно: с Куйбышевской – Самарской филармонией Гилария Беляева связывали долгие годы плодотворной творческой деятельности: с 1984 по 2003 год с небольшим перерывом он являлся художественным руководителем, а до 1998 года также и директором филармонии.
Все корни Беляева - и житейские, и профессиональные, - в Самаре. Здесь он родился и вырос, здесь окончил музыкальное училище по трем специальностям: теории музыки, фортепиано и дирижированию. Затем была Московская консерватория, которую Беляев окончил с отличием как хормейстер и как пианист.
Творческий путь Беляева начался в Ансамбле песни и пляски Северной группы войск в Польше. Любопытно, что на посту руководителя этого коллектива он сменил Владимира Минина, ныне одного из самых выдающихся хормейстеров страны. Тринадцать лет Беляев стоял за дирижерским пультом Куйбышевского театра оперы и балета. Особенно запомнился он как дирижер балетных спектаклей, но в его репертуаре были и оперы, и музыкальные комедии. Когда в городе открылся институт культуры, Беляев был назначен его проректором.
Яркая страница биографии Беляева – работа на Кубе, где он в течение двух лет был профессором Высшего института искусств, руководил хоровыми коллективами Гаванского музыкального училища и Центрального телевидения, а также Национальным хором Кубы, дирижировал спектаклями Большого театра имени Гарсиа Лорки. Из рук директора этого театра - знаменитой балерины Алисии Алонсо он получил благодарственное письмо за большой вклад в культуру Кубы.
В Самаре деятельность Беляева была на редкость разнообразной. Помимо работы в филармонии он преподавал в Институте художественного образования Самарского педагогического университета, более двадцати лет на общественных началах руководил хором гимназии №11. Беляева занимало и композиторское творчество. Он автор многочисленных аранжировок и переложений для хоров различных составов, музыки к стихам местного поэта Александра Малиновского, которые вошли в сборник «Окошко с геранью».
Беляев обожал дирижирование. Под его управлением симфонический оркестр филармонии исполнял произведения Гайдна, Моцарта, Листа, Хачатуряна, самарского композитора Вохмянина. В последние годы жизни он нередко выступал и как пианист, играя в сопровождении оркестра собственные аранжировки фортепианных миниатюр.
Гиларий Беляев любил людей, не случайно двери его рабочего кабинета в филармонии всегда были открыты, как бы приглашая каждого, кто хотел обсудить с ним творческую проблему, о чем-то посоветоваться, просто поговорить. Он умел создавать вокруг себя подлинно творческую атмосферу, и таким остался в памяти коллег и любителей музыки Самары.
Имя Гилария Беляева присвоено городской музыкальной школе №9. Межрегиональный литературный центр В.Шукшина учредил областную творческую премию «Подвижник искусства» имени Г.Беляева, в числе лауреатов которой известный хормейстер и педагог Владимир Ощепков, дипломант международного конкурса пианист Николай Фефилов, артистка Ирина Колмагорова.
Вечер-концерт в Самарской филармонии стал музыкальным приношением маэстро. В зрительном зале были те, кому по-прежнему дорого имя Беляева, кто творчески сотрудничал с ним, выступал на концертных подмостках, учился у него, кто просто знал и уважал этого по-настоящему красивого, интеллигентного человека.
Концертную программу составили любимые произведения Беляева. Своеобразной ее заставкой стала органная прелюдия Баха, которую исполнила заслуженная артистка России Людмила Камелина. Затем в исполнении артистов филармонии прозвучали романсы П.Чайковского, П.Булахова, Ю.Шапорина, И.Шварца.
Одну из песен Г.Беляева из тетради «Окошко с геранью» спела заслуженная артистка России Раиса Гладкова. Ее, тогда еще начинающую певицу, Гиларий Валерьевич заприметил одном из исполнительских конкурсов и пригласил на работу в Куйбышевскую филармонию. «Форте-квартет» филармонии, который своим становлением во многом обязан Г.Беляеву, исполнил в его аранжировке танго А.Пьяццоллы «Забвение» и ноктюрн из кинофильма «Мелодии белой ночи» И.Шварца.
А во втором отделении выступил академический симфонический оркестр филармонии. Как бы в подтверждение широчайших музыкальных пристрастий Беляева в его исполнении прозвучали фрагмент фортепианного концерта В.А.Моцарта, финал Четвертой симфонии П.Чайковского и адажио Т.Альбинони. За пультом стояли народный артист России Михаил Щербаков и заслуженный артист России Георгий Клементьев.
В течение всего вечера во время звучания музыки на находящемся над сценой экране проходила череда фотографий, запечатлевших Беляева в разные годы с коллегами по работе и в семейном кругу, а также со многими знаменитыми деятелями искусства, приезжавшими в Самару. В их числе виолончелист и дирижер М.Ростропович, композиторы Тихон Хренников и Родион Щедрин, пианист Андрей Петров, дирижер Олег Лундстрем.
С этого же экрана прозвучали исключительно теплые слова о Беляеве выдающихся музыкантов народных артистов СССР Владимира Минина и Андрея Эшпая, В них красной нитью проходит мысль о том, что Беляев внес большой вклад в развитие культуры Самары, что во многом благодаря ему в нашем городе столь высок интерес к хоровому пению и музыке.
В финале концерта зрители увидели на экране фрагмент одного из последних выступлений Беляева, в сопровождении оркестра исполнявшего в собственной обработке особенно любимое им сочинение - «Ноктюрн» А.Бабаджаняна. Затем экранное звучание подхватили оркестр и пианист Н.Фефилов.
В этот вечер в зале филармонии царила особая, приподнятая атмосфера, публика тепло приняла все номера концертной программы.
Валерий ИВАНОВ