Да здравствует король!
17 февраля в филармонии будут отмечать десятилетие главного музыкального инструмента
Самарский орган - один из лучших в России. Чем он хорош, «СГ» рассказала заслуженная артистка РФ
- Вы окончили консерваторию по двум специальностям: фортепиано и орган. Почему выбрали именно второе?
- Когда я училась на первом курсе Казанской консерватории, нам привезли немецкий орган. Половина студентов изъявили желание заниматься на нем факультативно. Но через полгода почти все оставили эту затею, потому что у органиста тяжелый рабочий график. Зал почти все время занят, дома инструмента нет. Долгое время мне приходилось заниматься с полшестого утра до восьми. Органисту трудно найти не только время для занятий, но и работу, потому что такой инструмент – редкость. Поэтому после окончания консерватории я решила связать карьеру с фортепиано. Но спустя пару лет услышала концерт одного западного органиста и открыла этот инструмент для себя заново. Решила возобновить занятия, участвовала в конкурсах. Один из членов жюри пригласил меня на стажировку в Германию, где я проучилась полтора года. Для органиста общение с западным миром имеет первостепенное значение, потому что там органная культура сохранила традиции и благодаря этому находится на более высоком уровне.
- Как вы попали в Самарскую филармонию?
- После одного из конкурсов меня пригласили в филармонию Красноярска. Оттуда я выезжала на гастроли и несколько раз была с концертами в Самаре. Меня сюда пригласили, и я согласилась. Желание директора филармонии Натальи Глуховой иметь в штате органиста совпало с моим стремлением быть поближе к родителям, живущим в Казани, к тому же было желание вернуться на Волгу.
- Вы сказали, что орган очень важен для западной культуры... Он действительно играет большую роль в католической религии. А что он значит для русской культуры?
- На Западе орган почти так же привычен, как радио в машинах. Он стоит во многих многих церквах. А каноны православной религии запрещают звучание в стенах храма любого инструмента, поэтому у нас орган как часть светской культуры занял место в концертных залах. Но в этом есть и очень большой плюс. Многие западные исполнители мечтают, чтобы этот инструмент воспринимался наравне с фортепиано, виолончелью и так далее. Поэтому западные органисты так любят приезжать в Россию – здесь они могут проявить свои артистические способности и ощутить более близкий контакт с залом.
- Как можно охарактеризовать качество звука самарского органа? Насколько он хорош?
- Представьте себе трио: скрипка, виолончель, фортепиано. Это три голоса. Прибавляется флейта – четыре, плюс фагот – пять. В симфоническом оркестре может быть 25-30 голосов. Чем их больше, тем разнообразнее и богаче звучание. У нашего органа голосов... 52. Но еще более важная характеристика – качество звука, то, насколько красивы эти тембры. Самарский инструмент очень качественный, созданный фирмой из Западной Германии «Фон Беккерат». Наш орган - один из лучших в России.
- Для детских программ вы стараетесь подбирать более простые произведения? Или маленькие слушатели, наоборот, быстрее взрослых воспринимают сложные вещи?
- Дети гораздо более открыты. Они не чувствуют отличия музыки Губайдуллиной от музыки Баха. У них еще не сформировались клише и штампы в сознании, поэтому они готовы понимать и слушать любую музыку. Единственное условие, чтобы произведения звучали не по тридцать минут. Возрастной порог наших слушателей все время опускается - если сначала мы рассчитывали на детей семи-девяти лет, сейчас я вижу, что в зале на руках родителей сидят даже трехлетние дети. Кстати, у нас в городе живет Инга Майорова, имеющая музыкальное образование, обладающая литературным даром и неуемной фантазией. Для каждого детского концерта сочиняется новая сказка об органной музыке. Аналогов этой программе нет нигде в мире.
- Что ожидает зрителей, которые придут на концерт 17 февраля?
- Это будет веселый концерт. Наш орган по возрасту еще ребенок, учитывая, что самому старому такому инструменту из ныне существующих шестьсот с лишним лет. В концерте прозвучат ансамбли с разными инструментами, причем дуэты будут необычными. Например, маленькая блок-флейта. Или ударные инструменты... Таких сочинений вообще очень мало, но специально для выдающегося ударника Марка Пекарского композитор Софья Губайдуллина написала сонату для органа и ударных. Будет звучать и саксофон. А наш гость из Челябинска Владимир Хомяков – единственный наш соотечественник, кто успешно раскрывает джазовую сторону органа. Еще будет дуэт с фортепиано, за которым выступит солист Самарской филармонии Николай Фефилов. Орган – это идеальный пьедестал для любого солирующего инструмента! Я уверена, что это будет очень интересный концерт.
Маргарита ПРАСКОВЬИНА