+7 846 207-07-16 отдел работы со слушателями
simakina-gi@filarm.ru возврат эл. билетов
Весь сайт
Поиск
+7 846 207-07-16 отдел работы со слушателями
simakina-gi@filarm.ru возврат эл. билетов
+7 846 207-07-16 отдел работы со слушателями
simakina-gi@filarm.ru возврат эл. билетов

Самарскому органу - 10 лет

17 февраля состоялся концерт, посвященный юбилейный дате.

Концертный орган в Самарской филармонии появился благодаря инициативе губернатора Константина Титова. Активное участие в реализации проекта принял ведущий в России эксперт по органостроению, выдающийся органист-исполнитель народный артист России Гарри Гродберг. Орган для Самарской филармонии изготовлен и смонтирован специалистами известной немецкой фирмой «Рудольф фон Беккерат». Именно Гарри Гродберг 17 февраля 2001 года в день торжественного открытия органа первым коснулся его клавиатуры, а 17 февраля стало традиционным праздником дня рождения самарского органа.

Сегодня панорама культурной жизни города уже невозможна без голоса «короля музыкальных инструментов». За десятилетие прошло более ста органных концертов, в которых приняли участие десятки ведущих исполнителей из нашей страны и зарубежья. Вот лишь несколько имен: народный артист России, профессор Рубин Абдуллин (Казань), Лео Кремер (Германия), Джанкарло Пароди (Италия), Ги Бове (Швейцария), органист собора Нотр Дам де Пари, профессор Парижской консерватории Оливье Латри.

С 2004 года хозяйкой самарского органа стала заслуженная артистка России Людмила Камелина. Выпускница Казанской консерватории и ассистентуры-стажировки при ней, она прошла также курс обучения в Высшей школе музыки в немецком городе Фрайбурге, является лауреатом нескольких международных конкурсов органистов.

Людмила Камелина сразу завоевала симпатии самарских меломанов. Вот ее мнение о самарском органе: «Это очень качественный инструмент. Безусловно, был сделан правильный выбор: фирма «Рудольф фон Беккерат» входит в десятку лучших в мире. Сейчас все инструменты делаются универсальными, на них можно играть музыку разных эпох, стран и стилей. Тем не менее, самарский орган - породистый, имеет свое лицо. По тембру и по характеру звучания он немецкий, и мне кажется, что его достоинство именно в этом индивидуальном характере. Нужно считаться с тем, что ни один концертный орган не звучит в церковной акустике: там - особая реверберация. Если хочется особой мощи звучания, нужна церковная акустика, если же интересоваться деталями, отдельными нотами, рожденными композитором в муках, нужно идти в филармонию. Здесь исполнитель слышит каждый звук, может контролировать каждый свой палец. В России около сотни органов, и самарский - один из лучших. В этом убедилась, общаясь с приезжающими сюда зарубежными музыкантами. Он нравится им всем, но особенно - немецким исполнителям, потому что ориентирован на немецкие органные традиции и культуру. Разнообразные концерты, проходящие в филармонии, демонстрируют огромные возможности нашего органа».

По инициативе Людмилы Камелиной в филармонии прошел фестиваль органной музыки «Королевские аудиенции». Ежегодно выпускаются специальные органные абонементы: «Его величество орган», «Органные столицы мира», в нынешнем году – «Из коллекции шедевров органной музыки», который познакомит слушателей как с произведениями для органа соло, так и с написанными для органа в ансамбле с другими инструментами и голосом. Пять лет назад появился специальный органный абонемент для самых маленьких слушателей. В нынешнем году он называется «Звездные сказки». С участием органа прошел также один из концертов абонемента «Симфоническое наследие двух столетий».

Программы юбилейных концертов всегда оригинальны и представляют орган в самых разных ипостасях. Нынешний концерт не стал исключением. В нем, наряду с Людмилой Камелиной, приняли участие органист и органный мастер из Челябинска народный артист России Владимир Хомяков, исполнительница на блокфлейте из немецкого города Маннхайма лауреат международного конкурса Ингрид Пауль, саксофонист из Екатеринбурга Игорь Паращук и солисты Самарской филармонии пианист Николай Фефилов и ударник Павел Мошкин.

Каждый «именинный» органный концерт сопровождается неким сюрпризом. На сей раз Ингрид Пауль извлекла из шкатулки листок с указанием ряда и места в зрительном зале. Обладательница этого билета стала участницей концерта: в заключительном номере программы она сидела рядом с органистом и даже нажимала на клавиши органа.

В этот вечер в зале практически не было свободных мест. В антракте в Хрустальном фойе всем зрителям были предложены бокалы шампанского во славу его величества органа.
Валерий ИВАНОВ
Источник