+7 846 207-07-16 отдел работы со слушателями
vozvrat@filarm.ru возврат эл. билетов
+7 846 207-07-16 отдел работы со слушателями
vozvrat@filarm.ru возврат эл. билетов
+7 846 207-07-16 отдел работы со слушателями
vozvrat@filarm.ru возврат эл. билетов

О ветеранах, беременных женщинах и сломанных скамейках в парках

О чем говорили представители городских общественных организаций за «круглым столом» в Самарской филармонии

Вы удивлены: почему в филармонии? Считаете, что социальные вопросы обсуждают где угодно, но не в концертной организации? Это не так. Филармония заинтересована, чтобы в её стены приходило как можно больше зрителей, самых разных возрастов и «сословий», а потому решила задать вопрос тем, кто чаще других посещает концерты, - что им нравится, а что нет в организации концертных программ.

В этой встрече приняли участие представители более чем 20 общественных организаций нашего региона, объединяющих ветеранов войны и труда, тружеников тыла, жертв политических репрессий, тех, кто воевал в Афганистане и Чечне, людей с ограниченными физическими возможностями. Если говорить языком официальных бумаг – это те, кого принято называть социально незащищёнными категориями населения. Если говорить языком простым, человеческим, это люди, безгранично любящие классическую музыку, те, для кого она - духовный дом, кто не мыслит себя без походов в концертный зал. Филармония, можно сказать, опекает этих людей – даёт возможность посещать программы по бесплатным (или со значительными скидками) билетам. В последние годы эта помощь стала более существенной – билеты для этой категории граждан выделяют практически на любой, даже самый «дорогой» концерт. Кто именно приходит в филармонию по этим пригласительным? Хватает ли их всем желающим? Насколько интересны ветеранам, людям с ограниченными возможностями здоровья те программы, которые филармония готовит специально для них (есть и такие)? На все эти вопросы и пытались найти ответы участники встречи. Руководство филармонии представляла заместитель директора Светлана Владимировна Герасимова и специалисты отдела маркетинга - музыковед, профессор Поволжской социально-гуманитарной академии Ия Дмитриевна Немировская, сотрудники службы по организации зрителя Светлана Ивановна Букина, Екатерина Викторовна Щипова, Жанна Николаевна Лукьянова.

80 ударов в минуту, или Почему популярен Бах и «Модерн Токинг»

Уже с первых минут встречи стало ясно, что это будет не формальное общение. «Мы хотим привнести в вашу жизнь красоту и радость, окрасить ваш досуг новыми впечатлениями», - произнесла С.В.Герасимова, и тотчас услышала в ответ слова безграничной благодарности - за то, что филармония не забывает о своих пожилых слушателях, что заботится и «нравоучает» молодёжь, помня и о тех, кому в силу слабого здоровья трудно организовать какой-либо досуг, а сидеть в четырёх стенах квартиры невмоготу. Для таких людей любой выход в свет, любой концерт классической музыки становится не просто праздником, но оздоровительным сеансом, в буквальном смысле слова. Екатерина Львовна Хадасевич, специалист социально-реабилитационного центра «Самарский», назвала фамилию и имя женщины, больной сахарным диабетом, которая постоянно приходит на симфонические концерты нашей филармонии, и каждый раз после прослушанной музыки уровень сахара в её крови падает, приближаясь к норме! Невероятно, но факт - реальный факт, реальный человек, наш с вами земляк, приезжает в концертный зал филармонии с лечебными целями!

«Медицинскую» тему продолжили Эмилия Всеволодовна Миткевич, заместитель председателя самарского правления общероссийской организации «Союз пенсионеров России» и помощник депутата городской Думы Михаила Петровича Куцева Екатерина Александровна Каткова. Они затронули тему более чем интересную - влияние музыки на развитие малыша в утробе матери. И предложили филармонии подумать о создании цикла концертов для будущих мам. В областном центре «Семья» уже многие годы специалисты самых разных направлений - врачи, психологи, социальные работники - работают с этой группой населения, к слову сказать, готовят к родам не только мам, но и пап (появился даже такой термин - «беременная пара»). Что же касается музыки, сегодня много пишут и говорят о том, что ребёнок ещё до рождения слышит голос матери, голоса всех, кто окружает её, и если мама поёт ему колыбельные песни, слушает классическую музыку, он становится спокойнее, лучше развивается его мозг, в частности, те зоны, которые отвечают за логику, речь, за ассоциативное и интуитивное мышление. Доказано, что малыши, которым давали слушать музыку ещё до появления на свет, в более раннем возрасте по сравнению со сверстниками начинали реагировать на звуки, узнавать знакомые мелодии. У них лучше развивалась память, слух, чувство ритма! Неспроста на Востоке существует поверье, что будущая мама ткёт душу ребёнка из музыкальных нитей своего голоса, подобно девушке, ткущей к свадьбе ковёр.

Так почему бы филармонии не создать циклы концертов специально для будущих мам? И сами женщины, и их малыши будут «отдыхать душой» на таких концертах. А заодно и будущих пап можно приобщить к походам в филармонию - мужчина, готовящийся стать отцом (доказано учёными!) нуждается в релаксации не меньше женщины: для него период беременности жены, как правило, серьёзная эмоциональная нагрузка, он беспокоится за здоровье - мамы и малыша, думает о том, сможет ли справиться с ответственностью, которая ляжет на его плечи, в том числе и финансовой… Словом, поле деятельности - громадное!

- Это очень интересная тема, мы уже давно к ней подступаемся, - резюмирует услышанное С.В.Герасимова.- У нас была такая задумка - сделать цикл музыкальных встреч для будущих мам. Уже и название есть - «Музыка лечит», хотя на самом деле беременность - это не болезнь, а физиологическое состояние здоровой женщины. Если вы считаете, что это действительно достойно внимания, мы можем попробовать осуществить эту идею, привлечь к сотрудничеству медиков. Это могут быть как концерты, так и какие-то небольшие лекции о благотворном влиянии классической музыки на здоровье человека, на развитие малыша в утробе матери. Будут ли такие концерты востребованы? Наверное, да, ведь и сегодня в концертном зале филармонии можно часто увидеть беременных женщин. То, что музыка лечит, сегодня ни у кого не вызывает сомнений. Для многих людей посещение концертов классической музыки становится потребностью души. Отдыхает душа – и физически человек тоже восстанавливается, избавляется от стрессов, которыми полна наша жизнь. Обязательно изучим этот вопрос.

- Только, формируя абонемент, надо очень внимательно подходить к подбору композиторов. Я это испытала на себе – когда ждала сына, слушала много разной классики, но не всё ему нравилось. Я профессиональный музыкант, закончила консерваторию, - добавляет помощник депутата Е.А.Каткова. - . И тем не менее такие наблюдения у меня есть – что даже из классической музыки не всё нужно давать слушать ребёнку.

- Конечно, мы будем консультироваться со специалистами!

И.Д.Немировская: У меня в академии есть студентка, которая пишет дипломную работу именно на эту тему – о влиянии музыки на внутриутробное развитие плода. Музыка и медицина - тема неисчерпаемая. Во всём мире музыкальному развитию ребёнка ещё до его рождения уделяют огромное внимание. И неспроста. Почему музыка Баха так успокаивает? Потому что её пульсация укладывается в 80 ударов в минуту – это ровно столько, сколько делает здоровое человеческое сердце. Неслучайно в 80-е годы все так любили эстрадный ансамбль «Модерн Токинг», его песни тоже в этом же пульсе - 80 ударов в минуту.

Е.Л.Хадасевич: То, о чём вы говорите, действительно очень интересно. И задумка у филармонии, я считаю, прекрасная! Тем более если учесть, что молодёжь сегодня в большинстве своём слушает музыку грохочущую, которая только разрушает нервную систему. Кто знает, может быть, для молодой пары, которая ждёт первенца, такие «лечебные» просветительские лекции и концерты станут первым шагом на пути любви к классической музыке. Ведь многие её просто не слышали - если она не звучит дома, откуда им её знать? По радио классику почти не передают... И, конечно, начинать надо с областного центра «Семья». В женских консультациях будущие мамы получают в основном знания физиологии. В центрах «Семья» с родителями беседуют психологи. А филармония - это совершенно особое место, место, где можно говорить о душе и о духовности.

С.В.Герасимова: Спасибо, друзья! Мы, конечно, вернёмся ещё к этой теме. А сейчас я предлагаю поговорить о другом - о наших летних концертах, которые прежде были благотворительными, то есть абсолютно бесплатными для всех желающих, и проходили они в парках и садах нашего города. Затем постепенно из парков и скверов исчезли скамейки, и прекратились наши концерты, потому что, сами понимаете, трудно давать концерт, когда сцена есть, а сидеть людям не на чем. Мы отказались от выступлений в парках, концерты стали проходить только в стенах филармонии. Некоторое время они были бесплатными и назывались благотворительными, сейчас они получили название общедоступных, и вход на них осуществляется по билетам, которые мы продаём по символической цене - 50 рублей. Это цена, по нашему мнению, доступна любому любителю классической музыки. Полные залы - тому подтверждение. Но прежде чем наши музыковеды расскажут о содержании этих концертов, хочу спросить вас вот о чём. Нужны ли, на ваш взгляд, летние концерты вне стен филармонии? Нужно ли добиваться того, чтобы в парки вернулись «Мелодии зелёных аллей» (так назывались эти вечера)? Ваше мнение?

Нужны и скамейки, и «Мелодии зелёных аллей»!

По этому поводу представители ветеранских организаций высказались однозначно: конечно, нужно возвращать в парки и скамейки, и «Мелодии зелёных аллей». Это были прекрасные концерты, люди их помнят и сожалеют, что теперь их нет. Может быть, есть смысл объединиться и написать коллективные обращения в адрес мэрии, в СМИ, чтобы в парках восстановили летние веранды, на которых выступали артисты, и скамейки, на которых сидели слушатели?

Э.В.Миткевич: 2-3 июня у нас в городе фондом «Самарская губерния» будет организован форум «Серебряный возраст», посвящённый проблемам пожилых людей. Там пойдёт речь обо всём, что касается жизни пенсионеров - о здоровье, образовании, досуге людей третьего возраста. В нём будут принимать участие самые разные организации, коммерческие и некоммерческие, которые так или иначе связаны с решением проблем пожилых людей, в том числе органы власти - и региональной, и муниципальной. Наверное, нам как представителям общественных организаций надо более чётко поставить «вопрос скамеек» в резолюции?

С.В.Герасимова: Об этом и речь! Мы можем написать официальное письмо, что филармония готова проводить летние благотворительные концерты в парках и садах. Вы тоже пробивайте этот вопрос. Давайте работать сообща, тогда и решать проблемы будет легче. Вместе мы - сила. Это не красивые слова, это на самом деле так.

- Светлана Владимировна, а самой филармонии что выгоднее и удобнее - проводить симфонические концерты в парках или в своём зале? - задаёт вопрос Александр Петрович Шмаков, председатель городского совета общественной организации защиты жертв политических репрессий.

С.В.Герасимова: Финансово невыгодно ни то, ни другое. Говорить о самоокупаемости концертов симфонической музыки вообще не приходится. Большинство симфонических оркестров в нашей стране, так же, как и наш оркестр, существует при финансовой поддержке государственной власти - это объективная реальность. А что касается удобства… Думаю, музыканты меня поддержат: главное для них - чтобы слушателям было комфортно, чтобы люди наслаждались музыкой, которую они для нас с вами исполняют.

А.П.Шмаков: Относительно концертов в парках позволю себе высказать противоположное мнение. Я с десяток лет ходил в Струковский сад на «Мелодии зелёных аллей» - во-первых, там меньше слушателей, чем в зале, во-вторых, интерес к музыке тоже не столь высок, наконец, много случайных прохожих - люди приходят, уходят… Наверное, музыкантам обидно, что их недослушивают. Концерт в зале - совсем другое дело. Человек, приобретая билет, настраивается на посещение филармонии, для него это значимое событие, он сознаёт, что идёт приобщаться к высокому искусству…

С.В.Герасимова: Нас этот момент не смущает, мы сознаём, что концерт в парке - это, что называется, другой формат. Одному человеку хочется прослушать всю программу, другому хватит двадцати минут. А третий и вовсе приостановится на минутку и пойдёт гулять дальше. Тут ничего обидного нет. Неприятно бывает другое - когда артистов приглашают на какие-то корпоративные вечера, где, грубо говоря, едят-пьют, разговаривают, музыку никто не слушает. Спрашивается, зачем вообще нужно было приглашать музыкантов, если можно просто включить музыкальный центр…

А.П.Шмаков: У меня ещё один вопрос - почему благотворительные концерты стали платными? Вы, наверное, не помните, а ведь были времена, в семидесятые-восьмидесятые годы, когда на концертах в зале филармонии слушателей было меньше, чем артистов на сцене. Не было такого паломничества, как сейчас. Полный зал - он сам по себе притягивает людей. Мне кажется, когда филармония даёт бесплатные концерты, зрители начинают интересоваться искусством и приходить сюда чаще. Мы фактически помогли вам заполнить зал.

С.В.Герасимова: Тут я не соглашусь с вами, это не совсем так. Наполняемость зала делается сегодня не теми людьми, которым мы оказываем благотворительную поддержку. Наверное, многое изменилось за последние десятилетия. Во-первых, нас с вами и численно стало больше, изменилась и сама категория слушателей - преобладают люди среднего, старшего возраста. В этом нет ничего удивительного: обычный человек, не музыкант, как правило, приходит к пониманию классической музыки не в молодости, а во второй половине жизни, когда к нему приходят мудрость, желание задуматься над смыслом существования... Мы, конечно, в своей работе стараемся учитывать интересы разновозрастных групп слушателей. Но залы стали более полными, конечно, не из-за того, что филармония проводит благотворительные концерты.

Э.В.Миткевич: А ведь это довольно спорная тема! С одной стороны, ветераны всегда искренне благодарят филармонию за бесплатные концерты, но с другой стороны, когда билеты раздают даром, многим, как это ни парадоксально, не хочется идти. Вернее, сначала вроде хочется, предложили билет - человек взял. А подошло время - и какие-то дела появились или плохое самочувствие, и он думает: не поеду, ну пропадёт пригласительный, что особенного, он же бесплатный. Мне кажется, этот момент вам надо учитывать. Пусть билет на летний концерт стоит немного, 50 рублей, но если уж человек заплатил - обязательно придёт на концерт. Так уж мы все устроены.

С.В.Герасимова: По поводу цен. Знаете, первые годы мы проводили летние концерты бесплатно, но, как ни странно это прозвучит, нас наказывали рублём. Налоговая инспекция и ряд других контролирующих органов выставили нам требование - даже за бесплатный концерт мы должны были делать отчисления в Российское авторское общество, платить налоги как за обычный концерт. Мы были вынуждены перейти на формат общедоступных концертов. Вы правы, когда что-то достаётся человеку даром, это не всегда ценится. Но, повторю, 50 рублей - вполне досягаемая цена для билета на концерт классической музыки. Слушателям эти концерты нравятся. А в нынешнем сезоне они обещают быть ещё более интересными, потому что помимо симфонических концертов в летнюю программу мы включили выступления двух других коллективов филармонии - 11 июня будет играть ансамбль русских народных инструментов под управлением Рамиля Батыршина, 18 июня - группа «Поли-Арс». Но это что касается летних общедоступных концертов - концертов для всех групп слушателей, на них может прийти любой желающий, независимо от возраста и социального положения, просто купить в кассе билет и прийти на концерт. Я же хочу сейчас вернуться к теме распределения пригласительных билетов - тех билетов, которые вы ежемесячно получаете у нас в филармонии и по которым члены ваших общественных организаций посещают концерты бесплатно. Каким образом происходит это распределение?

Кому достаются льготные билеты?


- Почему возник этот вопрос, - продолжает заместитель директора филармонии.- Приведу вам в пример цифры. Только в нынешнем году с января по май члены ваших организаций получили почти две тысячи бесплатных билетов. Это два аншлага, то есть два полностью заполненных концертных зала (в зале филармонии почти тысяча мест). Подчеркну: речь идёт только о ваших организациях, а мы работаем ещё с 58 организациями, кроме ветеранских. Согласитесь, это большая цифра. И это очень хорошо – что такое количество ветеранов, людей с ограниченными возможностями здоровья приходят на наши концерты. Но вот нам хотелось бы прояснить, кто они, эти люди? Может быть, билеты раздают одним и тем же и филармонию посещают одни и те же? Как вы организовываете свою работу?

Надежда Петровна Бердникова, представитель городского совета ветеранов:
- В Самаре девять районов, как правило, мы распределяем билеты поровну между всеми районами. Исключение - если количество билетов небольшое, допустим, десять штук, - тогда отдаём их активу горсовета. Если билетов много, 100-120, - обзваниваем председателей культмассовых комиссий каждого района, а они в свою очередь информируют первичные организации ветеранов - на заводах, в ТОСах. А уже они приглашают на концерты всех желающих - через домовые комитеты, через старших по дому. Такова схема. Что касается того, кто ходит на концерты… Да, многие люди по своей сути театралы, любят классическую музыку, с удовольствием принимают эти приглашения. Однако есть и такие, кто редко ходит на концерты, но иногда и они проявляют интерес, иной раз даже приходится уговаривать, убеждать, что побывать на концерте - значит, подарить себе праздник.

С.В.Герасимова: Но почему же тогда из уст ветеранов звучат фразы типа «если выпросишь пригласительный»? Билетов достаточно или их всё-таки не хватает? Дело в том, что мы готовим концерты заблаговременно - берём план концертов, определяем, какое количество бесплатных билетов отдадим ветеранам, вы все в лицо знаете наших сотрудниц, которые с вами работают, у которых вы получаете эти билеты. И тем не менее возникают проблемы?

Валентина Ивановна Ерёмина, заместитель руководителя областной общественной организации ветеранов (пенсионеров) войны, труда, Вооружённых сил и правоохранительных органов:
- Я представляю организацию не городскую, а областную. И проблема, мне кажется, не столько в процедуре распределении билетов, сколько во времени проведения концертов. Для жителей отдалённых городов и сёл, той же Хворостянки, Новокуйбышевска, Чапаевска, которые приезжают на вечерние концерты, очень неудобно возвращаться домой в 12 ночи. Именно поэтому отказываются от пригласительных билетов, хотя я знаю, многие ценят и любят классическую музыку и не прочь побывать в филармонии.

С.В.Герасимова: Мы готовы для этих людей организовать концерты в дневное время - в час дня, в два, в три. Проработайте этот вопрос. Это решаемо. Ответьте мне на другой вопрос: хватает ли вам наших пригласительных? Мы считаем, что даём вам достаточное количество билетов - если, к примеру, проводим 30 концертов, отдаём вам 300 бесплатных билетов. Согласитесь, это существенная цифра. Может быть, вы захотите получать билеты не на все концерты, а на какие-то определённые, с определённой тематикой. И установится, условно говоря, очередь посещения концертов - исходя из ваших вкусов и предпочтений. Мы могли бы встречаться с вами, допустим, раз в квартал и обговаривать эти вопросы наперёд.

Э.В.Миткевич: Мне кажется, всё зависит от того человека, кто занимается этим вопросом. Вот у нас, к примеру, «Союз пенсионеров России», в этой организации я работаю более шести лет, причём именно по связи с филармонией. Мы делаем так: если достаточное количество билетов - распределяем равномерно по количеству районов Самары. Если билетов мало, то я чередую - в этот месяц выдаю билеты одному району, в следующий - другому. То есть идут на концерт не два человека от района, а группа людей, которые, как правило, знают друг друга.

С.В.Герасимова: То есть эта схема, которая у нас сложилась, вас устраивает?

Э.В.Миткевич: Вполне. Что касается концертов, на которые приезжают иногородние слушатели, тут, конечно, сложности есть.
В. И. Ерёмина: И дело не только в том, что на вечерние концерты неудобно приезжать из отдалённых районов. Мы получаем по два пригласительных билета на концерт, но правильнее было бы, наверное, изменить схему - давать большее количество билетов на меньшее количество концертов. Поясню. Ветеранов из сёл привозят в Самару на «Газели», в ней вместе водителем 13 мест . Было бы удобнее, если бы вы выделяли нам именно 12 билетов на концерт. А какие-то последующие программы мы могли бы пропустить. Но зато люди приехали бы все вместе. А по поводу музыкальных предпочтений - они у каждого человека разные, но нашим ветеранам нравится всё - и романсы, и симфоническая музыка, и эстрадные программы. Желание приехать на концерты - огромное.

С.В.Герасимова
: Хорошо, что вы всё это рассказали. Мы для того и собрались, чтобы выслушать ваши пожелания. Давайте так и сделаем. В июне мы вам выделим не по два билета на концерт, а на один концерт сразу 12 билетов. Мы можем предоставить вам пригласительные не только на общедоступные концерты, но и на обычные абонементные концерты филармонии, их летом будет немало, и все концерты очень хорошие. Что же касается времени проведения - общедоступные концерты начинаются в 17 часов, для тех, кто приезжает из городов и сёл области, это, безусловно, плюс: концерт заканчивается в начале седьмого, люди заблаговременно вернутся домой.

В заключение нашей встречи я хочу попросить вас ещё раз проанализировать, какое количество членов ваших организаций готовы постоянно посещать филармонию - с тем, чтобы определить реальную потребность. Нам очень важно, чтобы места в зале не пустовали. И вместе с тем - чтобы не было таких слов, что кому-то не досталось пригласительных. Мы работаем для вас, мы готовы и дальше приглашать вас на свои концерты. Мало того, мы очень хотим, чтобы члены ваших организаций могли посещать те концерты, билеты на которые стоят достаточно дорого. Продумываем систему льгот и скидок. То есть, как видите, мы готовы к всестороннему сотрудничеству. Наша задача - дать возможность ветеранам, людям с ограниченными возможностями здоровья бывать на всех концертах, которые им интересны, жить полноценной духовной жизнью. Надеемся, эту задачу мы выполняем успешно.

Записала Светлана ИШИНА