Версия для слабовидящих
simakina-gi@filarm.ru Возврат эл. билетов
+7 846 207-07-16 отдел работы со слушателями
Весь сайт
Поиск
simakina-gi@filarm.ru Возврат эл. билетов
+7 846 207-07-16 отдел работы со слушателями
simakina-gi@filarm.ru Возврат эл. билетов
+7 846 207-07-16 отдел работы со слушателями

Никита Борисоглебский: «Публика в Самаре замечательная»

В филармонии завершился абонементный цикл «Симфоническое наследие двух столетий». Один из самых талантливых российских скрипачей исполнил с оркестром сочинения французских композиторов.

В Самарской филармонии завершился абонементный цикл «Симфоническое наследие двух столетий». В нем приняли участие такие известные солисты-инструменталисты, как французский пианист Паскаль Девуайон и скрипач Дмитрий Коган. В последнем концерте абонемента с академическим симфоническим оркестром филармонии под управлением Михаила Щербакова играл один из самых талантливых и перспективных российских музыкантов - скрипач Никита Борисоглебский.

В 2006 году мне довелось слышать Борисоглебского, совсем еще молодого музыканта, на ХIII Международном конкурсе имени П.Чайковского, на котором он завоевал первое место и золотую медаль.

Сейчас Никите 26 лет. Он чрезвычайно серьезный музыкант. В самой его внешности ничего не говорит о блестящей карьере и успешных выступлениях на самых престижных подмостках во многих странах.

Между тем молодому артисту уже довелось выступать с такими известными коллективами, как симфонический оркестр Мариинского театра, академический оркестр имени Е.Светланова, Национальный филармонический оркестр России, Лондонский Королевский филармонический оркестр. Борисоглебский принимал участие в Зальцбургском фестивале, фестивалях «Декабрьские вечера Святослава Рихтера», «Кремль музыкальный», он сотрудничает с известнейшими дирижерами, в числе которых Валерий Гергиев, Юрий Башмет, Юрий Симонов.

В программе абонементного концерта были сочинения французских композиторов XIX столетия для скрипки с оркестром: симфония Э.Лало и романтическая канцонетта Б.Годара. Борисоглебский продемонстрировал безукоризненную технику владения инструментом. У него нежная кантилена, прекрасное пиано. Исполнительской манере артиста свойственны глубина и стилистическая точность, в ней нет ничего показного, рассчитанного на внешний эффект.

По окончании концерта Никита Борисоглебский дал эксклюзивное интервью нашей газете.

- Почему вы, Никита, не ограничились Московской консерваторией и продолжаете учебу в Европе?
- Окончив Московскую консерваторию и ее аспирантуру, я решил продолжить свое музыкальное развитие. Мне захотелось найти собственное видение французской музыки, которую, по моим ощущениям, я недостаточно хорошо понимал и даже не знал, как воспринимать, не то что исполнять. Я уехал в Европу - во франкоязычную Бельгию. Занимаюсь в Музыкальной капелле имени королевы Елизаветы. Это очень хорошее музыкально-образовательное учреждение. Там замечательный французский музыкант Огюстен Дюмэ. Занятия ведутся в форме мастер-классов. Я много играю соло и в ансамбле с другими музыкантами. Это доставляет мне удовольствие.

- У вас замечательный инструмент.
- Это скрипка итальянского мастера, изготовленная в 1723 году. Она из бельгийской частной коллекции. Конечно, такой инструмент хотелось бы иметь и мне самому.

- Как вы, Никита, пришли в музыку?
- Родом я из города Волгодонска Ростовской области. Мои родители – инженеры-химики. Но они очень любят музыку. В Московскую консерваторию я приехал в 2000 году после Ростовского музыкального лицея. В консерватории и аспирантуре занимался в классе профессора Эдуарда Грача и его ассистента Татьяны Беркуль.

- Что дала вам победа на Конкурсе имени П.Чайковского?
- Это был скорее внешний эффект. У меня появилось много новых площадок, в том числе и в Самаре: сюда я приезжал сразу после конкурса. Что касается внутренних ощущений, то успех на конкурсе – это огромный стимул. Становишься более уверенным в своих силах и возможностях. Правда, есть опасность стать слишком самоуверенным, а это уже плохо.

- Конкурс Чайковского – не единственный, на котором вы добились успеха.
- Но это был мой первый крупный конкурс. В 2009 году я стал победителем на Конкурсе имени королевы Елизаветы в Брюсселе, а в 2010 году – на конкурсах имени Ф.Крейслера в Вене и имени Я.Сибелиуса в Хельсинки.

- Вам приходится много гастролировать?
- Конечно, и учеба мне в этом не помеха. Бельгия – в самом центре Европы, на расстоянии одного–двух часов езды от любой страны.

- Гастролируете ли вы в России?
- Только недавно был в Новосибирске. Это моя самая восточная точка в России, хотя уже довелось играть в Японии и в Корее.

- У вас, Никита, сложились добрые отношения с композитором Родионом Щедриным. В 2009 году Международный фонд Майи Плисецкой и Родиона Щедрина назвал вас «Скрипачом года». Все это дорогого стоит, учитывая неординарность этих выдающихся личностей.

- Так получилось, что Родион Константинович меня полюбил. Я участвовал в проходившем в Москве фестивале, посвященном 75-летию Щедрина. В Малом зале консерватории играл его пьесы и даже одну премьеру. Там и завязалась наша дружба. Довелось также выступать на фестивале Щедрина в немецком городе Рейнгау, а еще – в Ереване на Днях Щедрина в Армении. И конечно, Майя Михайловна Плисецкая - неизменная спутница маэстро во всех его гастрольных и фестивальных поездках.

- Вам, очевидно, доводилось много раз играть в Большом зале Московской консерватории.

- Конечно. На его сцене выступал в абонементных концертах и с сольными программами. Сейчас, как и все музыканты, с огромным волнением и нетерпением жду открытия зала после капитального ремонта.

- Интересует ли вас грядущий Конкурс Чайковского?
- К сожалению, на конкурсе присутствовать не смогу. Во-первых, скрипачи будут соревноваться не в Москве, а в Санкт-Петербурге, к тому же у меня занятия в музыкальной академии. Следить за ходом конкурса и болеть за своих знакомых участников буду по Интернету.

- Вы, Никита, не в первый раз в наших краях. Какие ощущения остались у вас после завершившегося только что концерта?

- Это мои вторые гастроли в Самаре. В свой первый приезд я играл скрипичный концерт Паганини. Несколько раз бывал в Тольятти по приглашению местного мецената. У него в городе частный культурный центр, где проходят интересные фестивали, играют хорошие музыканты. Что касается сегодняшнего концерта, признаюсь, что чувствовал себя немного напряженно, так как было мало репетиций с оркестром. Но публика принимала очень хорошо. В Самаре вообще замечательная публика.

Валерий ИВАНОВ
Источник