Главный дирижер Самарской филармонии отмечает двойной юбилей. Наш город стал для маэстро второй родиной.
В 1991 году афиши симфонических концертов Самарской филармонии после нескольких лет перестали быть безымянными. У оркестра появился главный дирижер. Им стал Михаил Щербаков, за которого музыканты проголосовали единогласно.
В этом человеке безусловно есть что-то притягательное. Помню, ожидая в первый раз маэстро у служебного входа филармонии, так и не «вычислил» его в череде спешащих на репетицию музыкантов. Спасибо, выручила вахтер, указав на нужную мне персону. Ею оказался высокий, стройный, подтянутый человек с пышной шевелюрой волос. Мягкая, интеллигентная манера общения - и с трудом скрываемый, прямо-таки рвущийся наружу темперамент. Ясный, лучистый взгляд, открытая обаятельная улыбка. Тогда, в далеком 1991 году, вряд ли можно было предположить, что «роман» с нашим городом будет у маэстро столь протяженным и, несмотря на неизбежные для любой творческой личности трудности, на редкость успешным и плодотворным.
На днях народному артисту России Михаилу Щербакову исполнилось 60 лет, из которых 20 лет он возглавляет симфонический оркестр Самарской филармонии. По прошествии времени в его облике мало что изменилось. Добавилось, может быть, чуть больше сосредоточенности.
Отвечая на вопросы корреспондента «СИ», маэстро размышляет о своей творческой судьбе.
Путь в профессию
- Мечтали ли вы, Михаил Александрович, именно о такой творческой карьере?
- Скорее - нет. Не представлял себе, что могу быть дирижером, тем более главным, и большого симфонического оркестра. Я всю жизнь играл на скрипке, и то, что со мной произошло, для меня неожиданность.
- Но музыкой вы, очевидно, все-таки мечтали заниматься с детства?
- Очень редко бывает, что человек четырех-пяти лет от роду уже мечтает заниматься музыкой. Большей частью к этому его подвигают родители, воспитатели. Мой родной город - Свердловск, ныне Екатеринбург. Мои мама и тетя были пианистки, они с пяти лет начали учить меня на фортепиано. Но когда в шесть лет меня привели в музыкальную школу, я почему-то решил, что, не обладая мощным телосложением и сильными руками, не смогу по-настоящему хорошо играть на фортепиано и что, наверное, лучше заниматься на скрипке. Кроме того, мой тогдашний приятель играл на скрипке, и мне нравилось нежное и трепетное звучание этого инструмента, Поскольку все мои «параметры»: абсолютный слух, музыкальная память, ритм соответствовали требованиям, меня взяли именно на скрипку.
- Кому вы обязаны своим становлением как музыканта?
- В девятом классе специальной музыкальной школы я был единственным учеником профессора консерватории Наума Шварца, занимавшегося, кстати, в Одессе у легендарного Столярского вместе с Давидом Ойстрахом. Так что уже в школе в профессиональном плане я был как бы студентом консерватории, куда и поступил потом к своему профессору. После консерватории служил в армии, а затем десять лет работал в оркестре Свердловского оперного театра, куда меня взяли без конкурса вначале на второй, а затем на первый пульт. В то время главным дирижером театра был выдающийся музыкант Евгений Колобов. Довелось играть все самые ответственные соло в «Лебедином озере», «Спящей красавице», «Фаусте» и многих других спектаклях. Эти годы стали для меня замечательной практикой.
- Что же подвигло вас попробовать себя в новой - дирижерской ипостаси?
- Нужно сказать, что все оркестранты «примеряют» себя на место дирижера. После отъезда Колобова в Москву мне стало скучно, очень не хватало его фантазии, насыщенности идеями. Я решил попробовать себя на дирижерском поприще и снова поступил в Уральскую консерваторию - к профессору Марку Паверману. На дирижерскую специальность принимали одного человека раз в два года, в тот раз конкурс был 15 человек на место. Во время учебы в консерватории продолжал играть в оркестре оперного театра. На скрипке играю до сих пор.
- Как складывалась ваша дирижерская карьера?
- Она началась в Грозном, затем меня пригласили в Ярославль, откуда я уехал в Астрахань, где мне предложили возглавить камерный оркестр. Был приятно удивлен и обрадован, получив приглашение в Самару. Я отдавал себе отчет в том, что в Астрахани у меня все-таки ограниченные перспективы, так как там нет большого симфонического оркестра, меня же привлекали масштабные полотна.
За это время сделать удалось не так мало. Наш оркестр подготовил и исполнил многие труднейшие сочинения мирового классического репертуара. Большой резонанс получили прошедшие в Самаре международные музыкальные фестивали, с нашим оркестром выступило множество прекрасных молодых исполнителей международного класса, участников Конкурса имени Чайковского, номинантов акции «Новые имена». Кто не знает находящихся ныне на исполнительском олимпе Дениса Мацуева, Александра Гиндина, Дмитрия Когана, которым довелось помочь сделать первые шаги в их блистательной карьере. Незабываемы встречи с творчеством выдающихся современных композиторов Тихона Хренникова, Родиона Щедрина, Сергея Слонимского, Александра Чайковского, музыкантов Мстислава Ростроповича, Юрия Башмета, Николая Петрова, Виктора Третьякова. За эти годы наш оркестр сыграл в лучших залах Москвы, побывал на гастролях в Испании, Германии, Китае, Тунисе.
Двадцать лет спустя
- Не каждому руководителю удается столько лет продержаться на одном месте. Что вы ощущаете по прошествии этого срока?
- Самое удивительное, что, оглядываясь назад, воспринимаю этот немалый отрезок времени буквально как один день. С годами бег времени ускоряется невероятно, и этому уже перестаешь удивляться. Каждый день приносит новые заботы, задает новые вопросы, прежде всего, творческие, которые увлекают. В результате получаю огромное удовлетворение от общения с гениальной музыкой, от того, что оркестр Самарской филармонии творчески растет и радует своей игрой и тем взаимопониманием, которое устанавливается между мной и музыкантами. Все это вызывает положительные эмоции, хотя проблемы тоже есть.
- Насколько вам удается реализовать себя как творческой личности?
- Знаете, самому трудно говорить об этом. Как только человек подумает, что он себя реализовал, на этом он заканчивается как творческая личность. Я не потерял ощущение того, что нужно много работать, что предстоит еще многое открыть из того, что заключено даже в известных, знаменитых сочинениях.
- Итак, творческое горение сопутствует вам и сегодня.
- Безусловно. Вот, например, на днях мы исполнили сложную программу, включавшую музыку Стравинского к балету «Петрушка». Мне в мои 60 лет впервые довелось дирижировать музыкой этого композитора. И таких произведений еще очень много. Я неожиданно столкнулся с мнением, что Стравинский в этом произведении насмехается над русской культурой, иронизирует над ней. Это меня покоробило. По сюжету в конце балета Петрушка лежит мертвый – его убил Арап. Но балет заканчивается не этим, а невероятным, пронзительным музыкальным всплеском, криком: Петрушка жив! Так не является ли этот балет Стравинского прославлением России, утверждением того, что сколько бы ни убивали ее недруги, она жива. И «Петрушка» – это как бы своеобразный вызов снобистской Европе, относившейся к России свысока.
- Делитесь ли вы подобными мыслями с музыкантами оркестра?
- Конечно. Когда у меня рождается та или иная идея, я делюсь ею с музыкантами, так как всех их, вплоть до сидящих за последним пультом, считаю своими соратниками по искусству, собратьями по творчеству. Мы вместе реализуем на сцене некий определенный замысел.
- Изменились ли за прошедшие годы состав филармонического оркестра и характер ваших взаимоотношений с музыкантами?
- Безусловно. Сейчас в оркестре осталась примерно треть музыкантов, с которыми я здесь начинал. У нас много молодежи. В дирижерском деле опыт имеет огромное значение. Имею в виду не только творческий, но и чисто человеческий опыт. Мне кажется, что сейчас я больше, чем раньше, люблю своих музыкантов, больше им доверяю. Во мне больше терпимости, или, как теперь принято говорить, толерантности. Ведь задача дирижера в том, чтобы заинтересовать, вдохновить музыкантов, а не запугать их и заставить усомниться в своих способностях.
- Достаточно ли в репертуаре филармонического оркестра современной музыки?
- Думаю, что недостаточно. С сочинениями современных композиторов сейчас выступать трудно. Над нами довлеет рынок, филармонические концерты должны продаваться. Публика же в своем большинстве всегда хочет слушать суперпопулярные Первый концерт и Пятую симфонию Чайковского. Нужно иметь в виду, что музыка - зеркало реальной жизни, а такие выдающиеся композиторы, как, например, Шнитке, в своих сочинениях говорят не только о сегодняшнем дне, но и о будущем. Наша действительность близка к апокалипсису, она часто рождает протестные настроения, и все эти серьезные катаклизмы и кризисные явления так или иначе отражаются в сочинениях современных авторов. А такую музыку не всем хочется слушать. Тем не менее мы неоднократно исполняли сочинения самарских композиторов. В принципе неординарное современное произведение может появиться совершенно неожиданно, и к этому всегда нужно быть готовым. В ХХ веке Россия в сфере музыкальной культуры была впереди многих европейских стран, а в свое время российские императоры приглашали к нам самых лучших мировых музыкантов, в числе которых были и Верди, и Вагнер, и Лист, и Иоганн Штраус. Музыку нужно любить, лелеять и сохранять. Это колоссальная составляющая духовного потенциала народа. Культура структурирует сознание людей. Человек подчас не сознает этого, но под воздействием искусства, музыки в нем рождаются высокие чувства, готовность совершить подвиг.
- Музыкальная жизнь в Самаре не затихает и даже обретает новые организационные формы.
- На днях в нашей области зарегистрировано новое творческое сообщество - Союз музыкальных деятелей, который призван объединить всех, чья работа так или иначе связана с музыкой. Это музыканты оркестров и артисты музыкальных театров, композиторы и дирижеры, педагоги музыкальных образовательных учреждений и музыкальные журналисты. Союз музыкальных деятелей Самарской области является региональным отделением Международного союза музыкальных деятелей, который многие годы возглавляла Ирина Константиновна Архипова.
- Чем является для вас сегодня Самара?
- Можно сказать, что Самара - моя вторая, творческая родина. Редко бывает, чтобы дирижер так долго работал с оркестром в одном городе. Но, исходя из существующей практики, в этом случае достигается наиболее значимый результат. Дирижеру есть что сказать, он имеет возможность реализовать свои творческие принципы, свое видение, представляет единое целое со своим коллективом, который понимает его с полуслова. В Самаре должны быть блестящие филармония, симфонический оркестр, и для этого мы отдаем все свои силы.
Валерий ИВАНОВ
Источник