Версия для слабовидящих
simakina-gi@filarm.ru Возврат эл. билетов
+7 846 207-07-16 отдел работы со слушателями
Весь сайт
Поиск
simakina-gi@filarm.ru Возврат эл. билетов
+7 846 207-07-16 отдел работы со слушателями
+7 846 207-07-16отдел работы со слушателями
simakina-gi@filarm.ruвозврат эл. билетов

Под гром и молнии…

Не кажется ли вам, уважаемые друзья, что главный дирижёр симфонического оркестра филармонии порой напоминает вечный двигатель? Казалось бы, только что отгремел концерт в честь тройного юбилея Михаила Щербакова (60 лет ему самому, 40 лет на сцене и 20 - во главе самарского оркестра), как он снова на сцене - летним вечером, с оркестром…

Правильно сказал на его юбилее художественный руководитель филармонии Дмитрий Коган, энергии Михаилу Щербакову не занимать, её хватит на все его следующие юбилеи - на 75, на 85, на 105… Добавил с улыбкой, что целые поколения молодых исполнителей (Мацуев, Гиндин, сам Коган) выросли «при Щербакове», у некоторых уже «волосы редеют, животы появились», а главный дирижёр самарского оркестра по-прежнему молод и полон сил!

Концерт «Летним вечером с оркестром» ещё раз убедительно это показал. Маэстро был «на пьедестале», слушатели - в восторге. Зал был полон до отказа и, как всегда бывает летом, дирижёра завалили цветами…

Программа 25 июня, открывшая цикл общедоступных летних симфонических концертов, которые теперь будут звучать каждую субботу вплоть до 16 июля, не была перегружена серьёзной классикой. Как и для юбилейного концерта, Михаил Щербаков выбрал сочинения русских и зарубежных композиторов, которые публика в основном знает и любит. Когда-то подобные концерты проходили на улице, в парках города (любители музыки помнят их как «Мелодии зелёных аллей»), и понятно, что симфонии Шостаковича - не для такого случая. Однако совсем уж развлекательным прошедший концерт не назовёшь. Открыл его финал Второй симфонии Рахманинова - симфонии, которую маэстро считает одной из своих любимых. На концерте 9 июня он признался, что мечтает, чтобы она звучала чаще (потому что в ней душа русского народа), и вот спустя две недели, на радость публике, сам же и воплотил эту мечту в жизнь.

Очень тепло приняли слушатели и выступление юного московского скрипача, совсем недавно - самарского школьника, не раз выступавшего с симфоническим оркестром под управлением Георгия Клементьева, а ныне студента музыкального колледжа имени Гнесиных Михаила Феймана. Как пояснила ведущая концерта, он успешно сдал сессию, приехал домой на каникулы и - с радостью принял предложение филармонии исполнить для самарской публики Концерт для скрипки с оркестром соль минор немецкого композитора Макса Бруха.

Эстафету молодых талантов приняла лауреат многочисленных российских и международных конкурсов выпускница Самарского музыкального училища Анна Золотова. Буквально накануне сдав государственные экзамены и получив диплом об окончании училища, Анна с блеском выступила в субботнем концерте и в тот же вечер уехала в Петербург - поступать в консерваторию.

Каватину пажа из оперы Мейербера «Гугеноты» она исполнила легко и виртуозно, а арию Марфы из «Царской невесты» Римского-Корсакова - трогательно и поэтично. Сумела передать самое главное - характеры своих героев. Когда-то о первой исполнительнице партии Марфы Надежде Забеле Врубель (жене художника Врубеля) говорили, что никто и никогда не сможет исполнить эту партию лучше неё - певицы женской души, тихой грёзы, любви и грусти. Но Анна исполнила эту арию так, словно Римский-Корсаков писал лично для неё. Считается, что эта партия требует исключительных голосовых средств, поскольку поётся вполголоса, что очень трудно сделать в высоком регистре, но у Анны это получилось - она спела так выразительно, чисто, так нежно, что зал, едва дослушав до конца, буквально взорвался аплодисментами. Столь бурный приём ещё более «подогрел» дирижёр Щербаков: он не стал прерывать долгих аплодисментов и продолжать концерт - напротив, выразительным жестом указал на кулисы и буквально вынудил Анну ещё раз явиться на поклон публике.

Завершил вокальную часть программы известный самарский баритон заслуженный артист Республики Ингушетия Михаил Морозов. Подарив слушателям каватину Алеко из оперы Рахманинова и арию хана Кончака из «Князя Игоря» Бородина, он сменил жанр и исполнил песню. Знаменитую «Скажите, девушки, подружке вашей…», из репертуара Сергея Лемешева, причём на двух языках - итальянском и русском. Это был подарок для присутствовавшего в зале юбиляра - хирурга Самарского областного клинического госпиталя ветеранов войн профессора Игоря Георгиевича Лещенко. Зал восхищённо аплодировал, а врачи госпиталя, поднявшись на сцену, преподнесли певцу и дирижёру пышные букеты цветов.

Палитру красок субботнего концерта замечательно дополнил Пётр Ильич Чайковский - па-де-де из балета «Щелкунчик». Под занавес, отдавая дань традиции летних музыкальных вечеров, оркестр исполнил пьесы, которые у самарской публики давно ассоциируются с личностью главного дирижёра. Неутомимый и изящный Щербаков представил публике неутомимого и изящного Иоганна Штрауса. Вальс «Венская кровь» и польку-галоп «Под гром и молнии» маэстро дирижировал, временами обращаясь спиной к оркестру. В зале это вызвало «ликование крови», а на улице - изменение погоды. Публика выходила из филармонии в буквальном смысле - под гром, молнии и последовавший за ними ливень. С тем, чтобы через неделю вернуться сюда вновь.

Светлана ИШИНА