+7 846 207-07-16 отдел работы со слушателями
simakina-gi@filarm.ru возврат эл. билетов
Весь сайт
Поиск
+7 846 207-07-16 отдел работы со слушателями
simakina-gi@filarm.ru возврат эл. билетов
+7 846 207-07-16 отдел работы со слушателями
simakina-gi@filarm.ru возврат эл. билетов

Сегодня они дети, завтра - народ

Подходит к концу юбилейный 70-й сезон Самарской филармонии, в нём как никогда много было программ для детей и выступлений самих детей. Особенно в последний месяц. «Дети - детям» - концерт под патронажем супруги губернатора (одарённые дети играли для своих сверстников из детских домов), концерты юных дарований и музыкальная игра-загадка «Поле чудес» в рамках детских симфонических абонементов, праздник для ребят из приютов, реабилитационных центов и других социальных учреждений, посвящённый Дню защиты детей, наконец - Первая детская музыкальная академия стран СНГ Юрия Башмета - грандиозное событие в культурной жизни не только губернии - всей страны.

Дело не в разовых мероприятиях, какими бы яркими, зрелищными, уникальными они ни были. Уже многие годы работу с детьми филармония ставит во главу угла. Детские программы есть в репертуаре всех основных коллективов филармонии. Симфонические концерты готовит дирижёр Г. Клементьев. Органные выходят из-под «пера» органистки Л. Камелиной. В афише уходящего сезона появился первый джазовый абонемент для детей, его автор - пианист и композитор Г. Файн. Большая часть программ ОЛиМПа - отдела литературно-музыкальных программ, театра «Поли-Арс», театра сказки «Весёлые путешествия» - тоже для подрастающего поколения.

Это осознанная политика: филармония, увлекая ребят, таким образом готовит себе слушателей на годы вперёд. Но дело не только в этом. Классическая музыка - это та духовная опора, которой не хватает подрастающему поколению, некий «щит», способный оградить детей и подростков от потока бездуховности, который льётся на них с экранов ТВ. Наши дети, родившиеся на изломе эпох, лишены духовных ориентиров. И в филармонии, пожалуй, как нигде больше, им эти ориентиры дают.

Однако есть и другое направление, о нём говорят совсем немного, но от этого его ценность не становится меньше. Это работа филармонии с одарёнными детьми. Их не так много в общей массе детей (их и не должно быть много), но они есть - в музыкальных школах, училищах, вузах. В свои юные годы они завоёвывают мыслимые и немыслимые награды на самом высоком уровне - российском и даже международном, ещё и ещё раз подтверждая, что «может собственных Платонов и быстрых разумом Невтонов российская земля рождать». Практически все самарские вундеркинды, теперь уже выросшие, ставшие успешными талантливыми музыкантами, получили своё «боевое крещение» на нашей сцене. Подавляющее большинство - начинали с концертов детских абонементов, где выступали с академическим симфоническим оркестром под управлением Г. Клементьева.

Когда-то Сергея Михалкова спросили, не надоело ли ему писать детские стихи. Дескать, заслуженный человек, лауреат государственных премий, а пишет «несерьёзно», для детей… Ответ был кратким: сегодня они дети, а завтра - народ. Эти слова очень созвучны убеждениям Г.Клементьева. На протяжении 20 с лишним лет, пока он работает в Самарской филармонии, он играет детям исключительно серьёзную музыку, полагая, что юных слушателей не надо потчевать сладенькими сказочками «про ёлочки и палочки» - надо говорить с ними о главных ценностях жизни, которые дети - он в этом убеждался не раз - понимают прекрасно!

Именно благодаря этим концертам, которые сопровождаются играми (для самых маленьких) и рассказами о музыке (для тех, кто постарше) сформировалась совершенно определённая аудитория - маленькая по возрасту, но не по количеству слушателей. Среди этих малышей - дошколят, учеников младших классов - уже есть завсегдатаи филармонии! Это для них филармония организует конкурсы рисунков, это они пишут и присылают свои стихи о музыке, но главное - приводят на концерты мам, пап, бабушек, дедушек. Большинство из них учатся в обычных музыкальных школах и вполне разбираются в серьёзной классической музыке. Но даже те, кто не разбирается, - с удовольствием приходят на эти концерты. Я часто спрашиваю ребят: почему, что именно им нравится? Самый частый ответ: они интересные!

Юные только по возрасту

Каждую весну, в последних числах мая, в афише филармонии стоит эта, наверное, самая необычная в году программа - игра-загадка «Поле чудес». Этот концерт, он венчает три детских симфонических абонемента, примечателен тем, что включает в себя два абсолютно разных по содержанию отделения. Первое - «Поле чудес», игра по типу популярного телешоу: оркестр загадывает залу музыкальные загадки, ребята угадывают, какие произведения звучали. Если не узнают сразу - отгадывают по буквам. То есть это чистейшей воды игра, которая пробуждает интерес к музыке, повышает эрудицию, а кроме всего прочего объединяет родителей и детей. (Надо видеть, как ребятня верещит от счастья, когда удаётся что-то отгадать!) А вот второе отделение - совершенно иное по смыслу. Выступают в нём одарённые дети, победители различных конкурсов, играют и поют для своих ровесников. Подготовка у этих ребят - ого-го. Виртуозы, профессионалы. Умники и умницы. Как выразилась Марина Ивановна Богданова, заслуженный работник культуры РФ, педагог центральной детской музыкальной школы Самары (Даниил Даниленко, Даниил Богданов, Лиза Караулова, Пётр Дятлов – это всё её ученики), если закрыть глаза и не думать о том, что на сцене дети, то даже в голову не придёт, что играют юные музыканты. (Об этом же, к слову, говорили педагоги - участники завершившейся на прошлой неделе музыкальной академии Юрия Башмета). И это действительно так! Не каждый взрослый музыкант достигает такого совершенства в игре на своём инструменте, как эти дети.

Разумеется, вундеркинды исполняют музыку сложную, отнюдь не «Во саду ли, в огороде». И по сути такие концерты, такие филармонические утренники, где дети играют для детей, ничем не уступают концертам вечерним, приходит на которые взрослая публика. Но самое удивительно то, что юные зрители, сами «от горшка два вершка», эту серьёзную музыку слушают, не шелохнувшись! Вот только что, в первом отделении, шумели, тянули руки, отгадывая загадки, перемещались по залу, как муравьи в муравейнике, а после перерыва - словно подменили. Пришушукались, замерли, слушают...

Взрослые тоже слушают внимательно. Причина та же - интересно.

Вот ведущая объявляет выступление юного композитора. Казалось бы, ну что может написать человек в 10, 12, в 15 лет? Но едва звучит музыка, начинаешь понимать, что на самом деле всё серьёзно. Саша Кузнецов выходит на сцену вместе с мамой и учительницей - преподавателем ДМШ № 1 им. Шостаковича Аллой Леонидовной Виноградовой. Для этого концерта он выбрал несколько своих пьес, в том числе - «На велосипеде». Ведущая поясняет: «подпольный» девиз этой пьесы: «Самарские дороги - лучшие в мире». Ребята в зале смеются, потом вслушиваются в музыку - «слышат» в ней кочки и ямы - радостно аплодируют.

Саша Одельский, продолжатель знаменитой самарской музыкальной династии (его бабушка была музыковедом филармонии, мама преподаёт в ЦМШ), пленяет ровесников своей многогранностью: он поёт, играет на флейте и рояле, исполняет свою музыку, и всё это - легко, артистично. Ни толики смущения, сценического волнения - наоборот, только радость, удовольствие, которые волей-неволей передаются слушателям.

Пётр Дятлов, выпускник ЦМШ (тоже, кстати, продолжатель музыкальной династии, родители - известные в нашем городе пианисты), представил слушателям пьесу «Песок на зеркале. Улыбка». Первоначально она входила в цикл фортепианных прелюдий, но для этого концерта он сделал её оркестровку (сам!) и исполнил на рояле в сопровождении оркестра. К слову сказать, его сочинения и прежде звучали в филармонии – их исполняли и симфонический оркестр под управлением Г.Клементьева, и Людмила Камелина, и другие солисты и коллективы филармонии. Вот так! Музыкант ещё совсем молод, а уже знаменит.

«Урожай» на композиторов

Вообще, нынешний год был «урожайным» на юных композиторов: в заключительном концерте детского абонемента играли аж семь человек! Все - ученики Аллы Виноградовой, и все, как один, победители самых разных композиторских конкурсов. Николай Дарий - лауреат первой премии международного фестиваля «Дни музыки Д.Д.Шостаковича» в Калининграде, дипломант конкурса «Музыкальная юность губернии». Саша Кузнецов - лауреат этих же конкурсов, а кроме того - победитель конкурса «Юный композитор» в Нижнем Новгороде. У Гриши Мирошникова к победам в вышеуказанных конкурсах приплюсовываются ещё две - в Пензе и Петербурге. А у Саши Петрова, старшего из плеяды молодых композиторов, ни много ни мало - двадцать пять дипломов! Если в год занимать по одному месту на каком-нибудь конкурсе, то уже 25 лет надо прожить, а ему 18. Вы тоже подумали: с пелёнок, что ли, он пишет музыку? «Почти что», - с улыбкой говорит мама Саши Наталья Григорьевна и поясняет, что эти награды сын получил не только как юный композитор, но и как скрипач, пианист и теоретик музыки.

Трудна задача у Ирины Цыгановой: рассказать со сцены о каждом таком ребёнке «в двух словах» невозможно. Перечислять же все регалии - всё равно что зачитывать длинную характеристику. Поэтому приходится выбирать самое-самое. Что касается дирижёра, из всех ребят, выступивших в этот день на сцене филармонии, он особо выделил двоих. Прямо со сцены, после концерта, сказал залу: «Это особые люди, одарённые духовной печатью, я бы их назвал воинами света: они не только делятся радостью жизни и ощущением бесконечности бытия, но утверждают и борются за этот свет…»

Эти слова адресованы в первую очередь девочке, которую без преувеличения можно назвать уникальной. В свои 9 лет будучи абсолютно слепой Алиса Ольхова написала изумительно тонкое, глубокое стихотворение, которое посвятила Инне Марковне Фельдман. Оно легло в основу номера, блистательно исполненного виолончелисткой Еленой Трохиной и пианистом Павлом Назаровым - стихотворение «Лебедь» звучало на фоне «Лебедя» Сен-Санса…Ребёнок, который никогда не видел этой птицы, как и всего остального мира, призывает нас к свету…

Отметил Георгий Евгеньевич и студента Самарского музыкального училища Александра Петрова, автора наредкость сложной философской музыки. В прошлом году, в таком же концерте, состоялась премьера симфонической поэмы «Моя Русь», до этого оркестр исполнял другие произведения Александра, посвящённые теме Родины. Как ни высокопарно это прозвучит, но тема России, её будущего - заглавная в его творчестве. Нам с вами так часто кажется, что сегодняшняя молодёжь ни о чём «высоком» не задумывается, но, оказывается, это не так. И задумывается, и размышляет, и чувствует боль за всё происходящее…

- Его талант, - говорит Г.Е.Клементьев, – в умении звуками передать не только настроение, но и мысль, форму. А это не всегда удаётся даже взрослым композиторам. Его музыка построена на конфликтных борениях. Но самое главное дарование Саши – это его неразрывная связь с Россией, её культурой, её мелосом. Юный композитор уже познал меру её страданий, и она звучит со страниц его музыки - и плача, и собирая силы, и ликуя…

Вот такая высокая оценка. Саша действительно уникальный музыкант: кого ещё после прослушивания на очередном конкурсе пригласили бы поступать в консерваторию, минуя музыкальное училище? Ну не бывает такого! А Сашу - пригласили. На композиторский факультет Петербургской консерватории. Заведующий кафедрой композиции Александр Мнацакян сразу почувствовал в этом юноше громадный потенциал – музыкантский и человеческий.

«Как?» - этот вопрос волнует всех, кто никогда не писал музыку. Как это происходит? Найти ответ, скорее всего, не могут даже сами юные композиторы. Это действительно очень сложный вопрос и сложный процесс - потому что музыкальная мысль приходит, как правило, исподволь, «когда её совсем не ждёшь». Приходит и живёт своей жизнью - до тех пор, пока композитор не выплеснет её наружу, не оформит в виде единого целого, не поставит заключительную точку. Саша Петров - не из тех, кто создаёт свои полотна годами. Концертную фантазию для фортепиано с оркестром, которая в этом году прозвучала со сцены филармонии, он написал за несколько месяцев, именно к этому концерту. Написал… по просьбе девочки - ученицы ЦМШ Лизы Карауловой. Кто бывает в филармонии, знает это имя очень хорошо, Лиза - одна из самых ярких юных музыкантов Самары. Да что Самары - страны! В марте поехала на международный конкурс молодых пианистов, и не куда-нибудь – в Гамбург! - и одерживала там фантастическую победу, оставив позади 30-летних соперников. 13-летняя девочка!

Готовя эту статью, я попросила Лизу прислать мне список своих побед (мы общаемся в социальных сетях). Представьте себе, на сайте «В контакте» этот перечень не поместился - в сообщении места не хватило! Потому что наград у Лизы - несколько десятков, престижнейших наград, от телевизионного конкурса «Щелкунчик» до побед на конкурсах в Париже, Франкфурте, Гамбурге… О таких «мелочах», как премия губернатора, стипендии благотворительных фондов и честь быть занесённой в энциклопедию детских достижений и «Золотую книгу» Самарской области, можно и не говорить.

Именно Лизе Карауловой посвятил Александр Петров свою концертную фантазию - она и исполнила это произведение на сцене филармонии.

А после концерта юные музыканты вместе с педагогами и мамами остались на импровизированное чаепитие в кабинете дирижёра, которое как-то само собой переросло в беседу о музыке и музыкантах, о том, что ждёт впереди наших вундеркиндов. Фрагменты этой беседы, возможно, будут интересны и вам. Итак…

«Воины света» на чаепитии у дирижёра

…Кабинет дирижёра Клементьева находится «под самым небом» - на последнем этаже филармонии. Если смотреть из зала - на уровне самого верхнего 9-го ряда балкона. Маленький, но очень уютный. Пианино, журнальный стол, шкаф, небольшой диван - вот и вся обстановка. Но когда входишь, бросаются в глаза не эти предметы и даже не партитуры, которые лежат повсюду стопками, а - иконы. Огромные репродукции икон на стенах, на входной двери - Богоматерь, Серафим Саровский, Сергий Радонежский, Георгий Победоносец… Это не просто репродукции, поясняет Георгий Евгеньевич ребятам, это картины, которые работали на сцене, были частью программ, которые мы несколько лет назад делали вместе с Инной Марковной Фельдман в рамках симфонических абонементов для школьников.

Клементьев человек скромный, но ребята знают: за одну из таких программ, точнее - за целый цикл программ из серии «Русский проект» в 2006 году Георгий Евгеньевич вместе с коллегами получил высокую награду - губернский грант в области культуры и искусства.

Как обычно пишут о Клементьеве в концертных программках, его индивидуальность как дирижёра проявляется прежде всего в обращении к духовным традициям русской музыки и несении её высокого этического пафоса. Это действительно так. В репертуаре этого дирижёра – все симфонии Чайковского, Бородина, Калинникова, Скрябина, сочинения Глинки, Римского-Корсакова, Шостаковича, Прокофьева, Свиридова… Он представляет и пропагандирует «русскую идею» в мировом искусстве и как отдельную программу для студенчества, и как принцип общечеловеческого единения в вершинных произведениях мирового симфонического наследия. «Страсти по Иоанну» Баха, «Те Deum» Брукнера, Реквием Моцарта и Верди, 9-я симфония Бетховена, 4-я, 10-я симфонии и «Песнь о Земле» Малера - все эти эпохальные сочинения Георгий Евгеньевич когда-то исполнял - как с нашим самарским оркестром, так и с оркестрами, в которых работал прежде - Омском, Хабаровском, Томском, Красноярском…
Без сомнения, для юных самарских музыкантов общаться с таким мэтром - большое счастье. Ещё большее счастье и подарок судьбы - играть с ним на одной сцене, играть под его руководством, доверять ему свои собственные сочинения. Наверное, поэтому молодые музыканты, поднявшись в кабинет к Клементьеву, очень скоро забыли и о чае, и о сластях - просто слушали дирижёра. Общение с ним оказалось слаще конфет.

Г.Клементьев: Музыку надо исполнять так, чтобы в самом малом ощущалось великое…

- Георгий Евгеньевич, какой концерт сложнее подготовить - обычный для взрослой публики или вот такой, для детей и с участием детей?
- Вы знаете, я не могу сравнивать. Вечерних «взрослых» концертов у меня не так много, но дело даже не в этом. Трудно и то, и другое. Сегодня я закончил свой двадцать первый концертный сезон и могу сказать, что самое главное, что мне удалось за эти годы сделать, - это убедить музыкантов оркестра в том, что воспитание детей программами, которые мы делаем для них, и программами, которые они делают с нами, - это очень важно. И что к исполнению «детской» музыки нельзя относиться спустя рукава. Вы, наверное, слышали знаменитое изречение Горького - что для детей надо писать, как для взрослых, только лучше. Так вот, перефразируя Горького, скажу, что и играть музыку для детей нужно так же, как для взрослых, только ещё лучше. Вот это мне, считаю, удалось. С этой позиции я не опускаюсь вниз и в этом смысле абсолютно бескомпромиссен.

Говорить, что музыка для детей и музыка для взрослых разная, неправильно. На мой взгляд, это явления одного духовного порядка. В конце концов, нужно уметь исполнять музыку так, чтобы в самом малом ощущалось великое. Без ложной скромности скажу вам, что «Польку-пиццикато» Штрауса я могу сыграть, как фугу Баха, с таким же отношением к музыке. С возрастом начинаешь понимать, что и произведения искусства, и в целом духовный мир многолики и многообразны, и объединены они одной нитью - того, кто всё это породил. Природа-мать, Бог, Вселенная - называйте, как хотите. Вот если это понимать - тогда нет противоречий между жанрами, формами. Это действительно явления одного порядка, и детские концерты отличаются от взрослых, может быть, только масштабом. А принцип раскрытия смысла музыки, «духовная нотка» - это должно быть и там, и тут. Иначе не получится ни взрослый концерт, ни детский.

- Наверное, для любого ребёнка-музыканта, солиста или композитора, это крайне важно - чувствовать вашу поддержку, одобрительный взгляд. Помню, как на концерте в честь 70-летия филармонии вы вывели на сцену пианиста Даниила Богданова - из детей он был единственный, кто участвовал в этой программе, играл фортепианный концерт Грига, великолепно играл, вдохновенно, очень осмысленно. Вы вышли на сцену, держа его за руку - в этом жесте было что-то очень тёплое и символичное, это как передача традиций от одного поколения другому. Ведь те дети, которые сегодня играют с оркестром Самарской филармонии, родились, когда на афишах филармонии уже было ваше имя...
- Дело не в имени. А в том, как относиться к детям - как к маленьким, то есть умиляться, гладить по головке (знаете, как говорят, детишки и животные на сцене - вне конкуренции), или работать с ними на равных, видеть в них музыкантов, своих соратников. Я им предлагаю условия максимального погружения в искусство, в глубину произведения, которое они исполняют. Я и от оркестра этого же требую! Они попадают в ситуацию абсолютно взрослой, бескомпромиссной системы интерпретаций, без сюсюканья. Думаю, что моё достоинство как дирижёра и музыканта именно в этом - что я не делаю им поблажек из-за того, что они дети, а предлагаю исполнять музыку так, как это должно быть в идеале. Поэтому они так и играют! И раскрываются по-настоящему. Не прощение огрехов со скидкой на юный возраст, а достижение опеределённой глубины и убедительности в исполнении - вот что главное.

Дети очень хорошо чувствуют, где правда, где ложь, они видят, что в таком подходе к музыке, как у меня, нет показухи. Я не себя показываю, а глубину возможности произведения и исполнителя. Одухотворение в этом и заключается. Я веду их к тому самому большому, что в них заложено. Посмотрите на Алису Ольхову, слепую девочку из Жигулёвска. Её стихотворение про лебедя - как молитва, которая продиктована Богом. Это же шедевр! Она не видит мир, но видит нечто большее, чем многие зрячие, и делится с нами откровениями света. Вот всё это вместе и есть открытие внутреннего смысла, благодаря которому так раскрываются наши гениальные дети.
И Даниил Богданов, и Даниил Даниленко, и Андрей Кудряков, и Маша Иванова, и замечательная скрипачка, тончайший музыкант Александра Белякова, и Юля Синельникова - все они прошли со мной через это. И нет никакой разницы, играют они для взрослой публики, для молодёжи или для совсем юных. Как нет этой разницы и для меня. Это явления, повторю, одного духовного порядка.

- Георгий Евгеньевич, а самим слушателям - ребятишкам, которые приходят на концерты - интересна классическая музыка? И понятна ли им та музыка, которую пишут их ровесники?
- Думаю, дети всё понимают. Они умнее и мудрее многих взрослых, даже своих педагогов, даже родителей. И предлагать им примитивные песенки бессмысленно. Любой ребёнок - личность, надо её уважать, не мешать ей развиваться, не навязывать обывательских представлений о мире, а давать правильные ориентиры. Что мы в филармонии и делаем. Посмотрите, какое заинтересованное стремление к творчеству продемонстрировали сегодня юные дарования. В первую очередь, это, конечно, благодаря своим педагогам, родителям. Но не в последнюю очередь - и благодаря нашему симфоническому оркестру, который с большим вниманием относится к этим детям.
Но главным результатом является, на мой взгляд, не сам факт их творчества, а то, что вырисовывается картина: какое место музыка, классическая и современная, занимает сегодня в сердцах детей. Оказывается, очень большое. И это несмотря на попсу, которая льётся на них отовсюду, несмотря на моду на всякого рода низкопробные шоу-программы, которыми изобилует телеэфир и в которых, по большому счёту, не остаётся ничего от главного содержания человеческой культуры.

Почему дети перестали писать жизнерадостную музыку?

- Со сцены, обращаясь к залу после концерта, вы сказали, что он получился большим и очень глубоким по содержанию и стал настоящим внутренним праздником, потому что в нём раскрылись таланты детей. А что такое талант, как вы думаете?
- Конечно, это не только какие-то выдающиеся способности, это нечто большее. Способность видеть мир по-другому, чувствовать по-другому, нести идеалы красоты и гармонии, работать с ощущением гармонии внутри себя. Многим кажется, что талант - это что-то нереальное, почти сказочное…Но на самом деле это сказка, на наших глазах превращающаяся в быль. Огромное счастье - видеть этих детей, работать с ними. Хотя, конечно, несмотря на все восторги, меня не покидает ощущение опасности, которая поджидает этих ребят на каждом повороте их будущей жизни.

- Что вы имеете в виду? То, что талантливому человеку во всех смыслах живётся труднее - в социальном, бытовом?
- Нет, я о других опасностях, не о тех, что приходят извне, - о внутренних. Одно дело - проявить глубокое понимание смысла своего ремесла, перенести этот смысл в звуки, и совсем другое дело - вступить в реальную жизнь, которая даёт очень много испытаний. И главное испытание - соблазны. Соблазн выбрать лёгкий путь, соблазн уйти от главного смысла, грубо говоря, скатиться к попсе, растратить свой талант, этот драгоценный дар, попусту. Это очень сложный вопрос, но, думаю, ребята понимают, о чём речь.

- А опасность погрузиться в мрачную музыку, которую они пишут? Согласитесь, совсем юные композиторы создают такие сложные, философские произведения, что не сразу поймёшь, что они этим хотят сказать. Почему дети перестали писать жизнерадостную музыку? Потому что в их жизни нет радости? По крайней мере, по сравнению с временами, когда мы, их родители, бабушки-дедушки, были детьми и пели звонкие пионерские песни…
- Трудно ответить на этот вопрос… Ту музыку, которую они пишут, тот музыкальный язык, который они используют, тяжело и воспринимать на слух, и исполнять. Мы часто говорим об этом с оркестрантами. Уже Шостаковича многие музыканты играют, мягко говоря, не с большим желанием, хотя понимают, что его музыка гениальна. Потому что играть его действительно тяжело, такой у него музыкальный язык. Он этим языком, этой музыкой рассказал о своём времени. Он уже указал нам, что мы находимся на дне пропасти. И вот теперь, спустя десятилетия, юные композиторы повторяют то же. Зачем? Какой смысл?

Посмотрите вокруг, увидьте всё хорошее - что светит солнце, что на свете есть любовь, что рождаются дети… Нам всем сейчас так нужна духовная поддержка! А кричать о том, что всё вокруг плохо… Мы это и так знаем и видим каждый день и час - стоит только включить телевизор. Конечно, важно к этому не привыкнуть, и ребята, сочиняя музыку, я думаю, призывают нас именно к этому. Но, по-моему, важнее сконцентрироваться на добре, создать «силу сопротивления» всему негативному. Недаром я назвал участников нашего концерта воинами света. Людям нужны свет и гармония. И нужна музыка, которая направлена к человеку. Я постоянно говорю юным композиторам: надо сделать так, чтобы оркестр, открывая ноты с вашими произведениями, чувствовал это главное, смысловое. Это не значит, что нужно писать примитивным языком. Но важно, чтобы современная интонация была осмыслена и очеловечена.

О Прокофьеве, Шостаковиче и самарском Саше Петрове

В своё время наш знаменитый режиссёр Станислав Говорухин после выхода в свет фильма «Так жить нельзя» произнёс: «Великая криминальная революция в России свершилась». Приблизительно то же самое, перефразировав Говорухина, я могу сказать о том, что произошло в сознании детей-композиторов за последние, наверное, полтора десятка лет. Те дети, которые писали музыку десять лет назад - Юля Синельникова, Миша Благой - они выражали мир в звуках и своё отношение к миру более гармонично, у них в музыке было больше света. А сейчас… «Великая революция» в умах детей уже совершилась.

- Но почему?! Вот вы говорите: «Каждый из них наполовину уже Прокофьев», имея в виду их музыкальный язык, их способность чувствовать и передавать музыкой всё, что происходит у них в душе. Условно говоря, диссонансы в музыке - это диссонансы в их душе. Но они - обычные дети, из благополучных семей, музыке учатся, пятёрки получают. Откуда это?
- Не знаю! И никто не знает, это загадка. Есть вещи, которые нам не дано понять, вопросы, на которые невозможно ответить. Думаю, они и сами не ответят, почему так пишут. Наверное, от сгущённого, ускоренного времени, от увеличения интенсивности процессов жизни и конфликтности в обществе - всё это сказывается на их музыке.
Вы знаете, я ведь ругал Сашу Петрова, когда он принёс мне партитуру со своей концертной фантазией: там были эпизоды, которые он сам охарактеризовал как «звучащие печально и подобно сумасшествию». Современные взрослые композиторы называют это красивым словом «полистилистика», но на самом деле это искусственное соединение разнородных художественных элементов, эклектика! Сашу мои доводы убедили, он убрал этот эпизод, который, кстати, никак не могли принять оркестранты, - и музыка сразу «зазвучала»! Получилось цельное сочинение.

Понимаете, сознание детей изменилось - так же, как изменилось оно у взрослых. Оно испытывает на себе давление современной жизни. Вот они маленькие, а у них в языке уже эти колючие интонации, нагромождение диссонансов. Но ведь они не отгорожены от мира, они свидетели всех процессов, которые в нём происходят. Они переживают каждый день вместе с нами… Дети обращены к творчеству. Но они являются зеркалом конфликтного и всё более и более негативного мира. И наша задача - дать им направление, в котором они и станут «воинами света». То есть не просто будут писать жизнерадостную музыку, они будут утверждать её, будут её провозглашать, будут бороться за свет в искусстве и в жизни. Вот что самое главное! И это тот результат, который ощущает публика.

Недавно увидел по телевизору знаменитого академика Петра Леонидовича Капицу - была передача, где они беседовали с Валерием Гергиевым о роли культуры и музыки в сегодняшней жизни. И на вопрос, что такое культура, искусство, что такое классика, он дал, на мой взгляд, просто потрясающий ответ: это фонд сознания. Только физик так может дать такую краткую, ёмкую формулировку! Так вот в «фонде сознания» современных молодых людей произошло изменение. На мой взгляд, печальное. Прокофьев тоже не знал, почему его так «понесло», хотя у него нормальное тональное мышление, функциональное ощущение тяготений, системы устоя и неустоя. Правда, у меня до сих пор субъективное убеждение, что свои знаменитые кадансы он придумал, сидя за роялем, скорее для того, чтобы просто быть непохожим ни на кого. Он ведь был чрезвычайно оригинальным человеком, очень модным композитором, это сказывалось во всём - как он одевался (у него были французские костюмы, французские одеколоны), как он подавал себя. Он и в музыке был эстет, «пижон» в высшей степени - и в технике, и в композиции. И я думаю, что правда всё-таки больше на стороне Шостаковича, а не Прокофьева. Хотя Шестая симфония Прокофьева - это такое же великое сочинение, как и Восьмая Шостаковича. Но Прокофьев - многоликий, где-то искренний, где-то не очень. А Шостакович искренний везде. Это человек, которого невозможно упрекнуть во вранье - какой есть, такой есть. Ему всегда трудно, всегда больно, а уж если он смеётся, иронизирует, то - уничтожающе. Это сарказм, который не оставляет от человека ни крошки. Так что важнейшее в композиции, повторю это для моих юных коллег, - это предельная искренность и «слышание», «ощущение» тех людей, которым адресована музыка. Конечно, мне очень хочется, чтобы одарённые ребята, которые выступают сегодня на сцене филармонии, помнили об этом всегда. И чтобы, войдя во взрослую жизнь, они не сломались, чтобы обошли все соблазны с честью и остались на той высокой духовной ноте, на которой находятся сейчас.

Разрушат культуру - разрушат Россию

- А как родилась идея пригласить в концерт детей, которые пишут музыку? И вообще, как вы ищите вундеркиндов?
- Их не надо специально искать - они находятся сами! Ко мне пришла Алла Леонидовна Виноградова из первой музыкальной школы и говорит: «Георгий Евгеньевич, у меня что-то в этом году так много композиторов, и все очень хорошие, может, послушаете их?» Я пришёл в школу и, как говорят дети, «выпал в осадок» - от того, сколько там талантов.

- Это то же, о чём говорит М.И.Богданова, - в центральной музыкальной школе в этом году «урожай» талантливых ребят. Если не смотреть на сцену, когда они выступают, не подумаешь, что играют дети…
- Да, так бывает: не сочетается слуховое восприятие со зрительным. Но вспомните, как было раньше: Лист, Брамс, Верди - в консерватории они приходили подростками, им было по 13-14 лет. Система, когда музыкальное образование ребёнок получает шаг за шагом - сначала учится в музыкальной школе, затем поступает в музучилище, и только потом идёт в консерваторию, - это только наша российская, советская система. И, кстати, лучшая в мире! Это большая беда для России, что система, не только музыкального - образования в целом, подверглась реформам, что её пытаются разрушить, если не сказать уже разрушили.

Нашу страну, наш многонациональный народ объединяет именно культура. Когда звучат призывы, что надо искать некую национальную идею, которая бы всех сплотила, мне хочется сказать: зачем её искать, она уже есть! Возьмите русскую культуру, от Пушкина до Шостаковича. Поднимите эту драгоценность, как пасхальный дар, и молитесь на неё. Сохраните то, что есть, что уже создано до нас - и это уже будет хорошо. Продолжайте традиции, храните заветы, просто общайтесь с этим наследием и всё, ничего более изобретать не надо! Народ будет един, неделим, велик и могуч.

А если разрушат культуру - разрушится и страна, нация. Посмотрите на нашу историю - голодные, холодные, но мы всё равно выжили - потому что сила духа велика. А вот если народ лишат возможности развиваться духовно, это будет конец. Система бакалавриата, которую сейчас вводят в вузах, - не для нас. Наши младшие научные сотрудники - это же академики по сравнению с западными.

Недавно на канале «Культура» была замечательная передача, о различиях Востока и Запада. Эти различия и национальные особенности настолько велики, что даже один и тот же текст люди понимают по-разному. Немец всё разделяет на кусочки, американцы ищут связи, а Восток пропускает все логические цепочки и сразу интуитивно постигает единое. Это особенность их ума - идут от целого к частностям. А запад - от частности к целому. Так вот русские - потрясающая нация. Так же, как русский язык соединяет в себе все достоинства европейских языков, так же и Россия в своём менталитете соединяет все культуры мира. Почитайте русских философов, русскую литературу - для нас важно построение глобальной системы мира. Вспомните Достоевского, он говорит, что ответственен за слезинку любого ребёнка в мире. Русская нация более всех других обращена к тому, чтобы соединиться с остальным человечеством… Вот так. Пушкин, который ни разу не выезжал за пределы в России, так знал Испанию, Италию, Древний Рим, Грецию, что нам и не снилось… Это проникновение гения в культуру мира.

- Георгий Евгеньевич, вы так интересно рассказываете о музыке и музыкантах, о культуре, о судьбе России… Вам надо работать с молодёжью, со студентами - чтобы их заражать своей любовью к профессии!
- Так я и «заражаю» - находясь за дирижёрским пультом. И студентов, и остальных слушателей. И с каждым годом, признаюсь вам, становлюсь всё более бескомпромиссным и по отношению к себе, и по отношению к артистам оркестра. Я действительно требую очень многое. Нужно, чтобы музыка, любая - и Шостаковича, и Саши Петрова - звучала максимально выразительно. И мы оттачиваем каждое произведение до тех пор, пока не получится сыграть убедительно.

- И слушатели, даже совсем юные, это чувствуют. Посмотрите: на первом концерте сегодня были совсем маленькие дети, на втором - постарше. Но та серьёзность и то благоговение, с которым они воспринимали музыку, говорит как раз о том, что ваши усилия не напрасны. Зал внимает, слушает, сопереживает… А ведь это как раз подтверждение того, что дети понимают то, о чём вы им, посредством музыки, говорите…
- Совершенно верно! И своими аплодисментами слушатели подтверждают, что согласны с нами, что их волнуют те же проблемы, что и нас. В таких концертах происходит самое главное, что может быть на сцене, - единение композитора, исполнителя и зала. Образовывается сообщество людей, которые хотят жить, ориентируясь на вечные ценности.

Продолжение следует…

Удивительно, но чаепитие в кабинете дирижёра затянулось на несколько часов! Юные музыканты ещё долго не могли разойтись - продолжали задавать Г.Е.Клементьеву свои вопросы. Все были переполнены ощущением единства - единства целей, единства духа, значимости того, что произошло. Наверное, это был самый важный итог дня, даже более важный, чем сам концерт. Все пришли к выводу, что надо не только исполнять музыку, но и обязательно говорить о ней, обсуждать её смысл, её место в современном мире. И делать это не только на уроках музлитературы в школе, но и здесь, в стенах филармонии, и может быть, не только во время концертов… Музыка должна быть тем источником, к которому припадает человек, когда ищет ответы на главные жизненные вопросы. И неважно, сколько этому человеку лет, неважно, где он находится - на сцене или в зале, не важно, вундеркинд он или нет.

…Несколькими днями позже, во время проведения Первой детской музыкальной академии, эту же мысль высказал Юрий Башмет: дети, которых сегодня называют юными дарованиями, очень скоро вырастут и уйдут во взрослую жизнь, кто-то станет вторым Святославом Рихтером, кто-то нет. Но тот свет, который уже сейчас у них есть, который они несут людям со сцены, останется в них. По крайней мере, взрослые, по долгу службы и по велению сердца работающие с молодыми талантами, должны всячески этому способствовать. «У нас гениальные не только дети, - заметил Башмет, - но и взрослые, те, кто организует работу с детьми, от учителя в музыкальной школе до министра культуры и губернатора, которые понимают значимость этой работы и максимально поддерживают ребят - стипендиями, премиями, общественным признанием».
И это действительно так. Работа с одарёнными детьми - такая, какую ведёт Самарская филармония, областное министерство культуры, какую ведёт сам Ю.Башмет и другие известные всему миру музыканты - Д.Коган, В.Гергиев, Д.Мацуев, В.Спиваков - действительно крайне важна. Вундеркинды на сцене филармонии, будь то наши самарские ребята или посланцы стран СНГ, - это полноправные артисты, которые вызывают восхищение своим исполнительским мастерством, а отнюдь не юным возрастом. И это самое ценное! Так что дай Бог, чтобы и в следующих сезонах филармонии, во время следующих детских концертов и следующих детских академий «цветы жизни» радовали нас умением любить и понимать музыку. И те, кто гениально её исполняет, и те, кто гениально её слушает.

Светлана ИШИНА