В Самаре выступил популярный актер и телеведущий Павел Любимцев
В воскресенье под сопровождение оркестра Самарской филармонии, которым дирижировал заслуженный артист России Георгий Клеменьев, Павел Любимцев прочитал малышам и их родителям любимую несколькими поколениями сказку Петра Ершова «Конек-Горбунок».
«Он был таким же круглолицым»
В Самарской филармонии зрители имеют возможность познакомиться с циклом концертных программ «Сказки с оркестром». Этот жанр особенно любим заслуженным артистом России Павлом Любимцевым.
«Конек-Горбунок» - своеобразная визитная карточка артиста Московской государственной академической филармонии, известного также по ролям в кино (например, по роли Манилова в фильме Павла Лунгина «Дело о «Мертвых душах»), в театральных спектаклях и по телепрограммам «Путешествия натуралиста» и «Городское путешествие». Свою любимую сказку Павел Любимцев читает со сцены почти уже тридцать лет - сдача моноспектакля по «Коньку-Горбунку» в Московской филармонии прошла еще в апреле 1982 года. За эти годы актер выступал с чтением ершовской сказки во многих городах страны.
И вот теперь ее услышали самарцы. Основную часть публики, собравшейся в филармоническом зале, разумеется, составляли дети лет семи-восьми, а также их родители. Вначале Павел Любимцев рассказал об авторе своего любимого произведения. Как ни странно, о Петре Ершове, написавшем сказку, которая у всех на слуху, мало знают не только малыши, но и их родители. И это несправедливо, считает Павел Любимцев.
Сказку «Конек-Горбунок» студент Санкт-Петербургского университета Петр Ершов написал, когда ему было всего 19 лет. Тогда, в 1834 году, она вызвала большой интерес многих читателей — в том числе Василия Жуковского и Александра Пушкина, который, прочитав «Конька-Горбунка», сказал, что сам он больше не будет писать сказки (и сдержал свое слово). В дальнейшем Петр Ершов работал учителем гимназии в Тобольске и продолжал писать, но ничего подобного «Коньку-Горбунку» так и не создал. Умер он в безвестности. А сказку цензура запретила — уж очень неблаговидно там показан царь. И может быть, так и забылся бы «Конек-Горбунок», если бы не один из учеников Ершова, Митя Менделеев, который, став великим ученым, в начале XX века посодействовал переизданию сказки своего учителя.
«Если вы хотите знать, как выглядел Петр Ершов, посмотрите на меня, - пошутил артист. - Он был таким же круглолицым, полноватым и с лысиной».
Под музыку классиков
Сказку артист читал под музыку композиторов-классиков Анатолия Лядова, Александра Бородина и Игоря Стравинского. Иногда чтение шло на фоне оркестровой музыки. А порою артист замолкал, и оркестр выразительно «рисовал» то звездную ночь, то сияние жар-птицы, то приезд героев в столицу, а то - как Конек-Горбунок лихо танцует вприсядку.
Знакомая всем сказка в исполнении Павла Любимцева звучала свежо и захватывающе. В чтении чувствовалась доверительная интонация обращения к юной аудитории и живой, неподдельный интерес к их миру. Для каждого из героев сказки артист нашел свой образ. В зале то и дело вспыхивал смех – особенно когда Павел Любимцев изображал жадных братьев Ивана и шепелявого недалекого Царя. И даже когда артист замолкал, давая слово оркестру, мимикой и движением пальцев он продолжал рассказывать о приключениях своих героев.
В репертуаре Павла Любимцева, одного из ведущих артистов Московской филармонии, несколько поэтических программ – и для детей, и для взрослых. Одна из последних, к слову, посвящена пушкинским традициям в поэзии XX века. Она называется «Есть в опыте больших поэтов…». В этой композиции звучат стихи Бориса Пастернака, Давида Самойлова, Николая Заболоцкого. Возможно, с этой программой самарские зрители тоже когда-нибудь познакомятся.
У Любимцева прошла еще одна встреча со зрителями в Самарской филармонии — он рассказал о Владимире Яхонтове, Антоне Шварце и других российских корифеях «звучащего слова», чтение которых теперь можно услышать только в записях.
Павел Любимцев, заслуженный артист России:
- Что первично в этой программе – музыка или литература? Каждый раз получается по-разному. Но мне кажется, что «Конек-Горбунок» как текст не менее богат, чем музыка Лядова, Бородина и Стравинского. «Конек-Горбунок» как будто написан раешником (содержателем райка, аппарата, показывавшего картинки под музыку. — Прим. ред.), как и сказки Пушкина. Это абсолютно живая, свободно льющаяся речь. Особенно я люблю всю морскую часть сказки, с китом и ершом.
Виктор Намакаренский, мастер художественного слова, солист Самарской государственной филармонии:
- Я был на этом концерте и должен сказать, что Любимцев выступил просто великолепно! Я восхищен тем, как он отработал для детей. Порой даже, как показалось, в ущерб собственному сложившемуся образу телеведущего. Как умело он «держал» зал! Не забывайте, что это детская аудитория, с которой порой непросто справиться. Я ему завидовал в этот момент белой завистью.
Aвторы: Вадим КАРАСЕВ, Андрей ЦЕДРИК
Фото: Игорь КАЗАНОВСКИЙ
Источник