Свое искусство продемонстрировали известные мастера и молодые исполнители
Фестиваль шел с мощным эмоциональным крещендо. В «СИ» за 15 октября мы рассказали об открывшем его концерте «Созвездие талантов», в котором в сопровождении камерного оркестра Самарской филармонии Volga Filarmonic выступили юные инструменталисты из Самары, Тольятти и Екатеринбурга. По просьбе автора этих строк стоявший за пультом главный приглашенный дирижер академического симфонического оркестра филармонии Михаэль Цукерник (Германия) так прокомментировал игру некоторых из них: «Потрясающе: для молодых музыкантов этот концерт является прекрасным трамплином. Со всеми юными солистами я впервые встретился здесь, в Самаре. Все они, безусловно, талантливы. Виртуозна начинавшая заниматься фортепиано в Самаре Елизавета Караулова, у нее красивый звук, умение создавать особую душевную ауру в зрительном зале. Был приятно удивлен и обрадован достойным выступлением юного московского пианиста Арсения Шульгина. Качества, которыми он обладает, а это чувство стиля, четкая артикуляция, богатая динамика, умение играть пиано, у музыканта или есть, или нет. Когда играешь Моцарта, не за кого спрятаться. В интерпретации Шульгина в моцартовском концерте ожила радостная весенняя атмосфера».
Концерт-приношение
Фестивальный концерт «Музыкальное приношение» был посвящен памяти народного артиста СССР Николая Петрова. Он состоялся в зале филармонии 16 октября, в день, когда выдающийся пианист и музыкальный деятель сам должен был в очередной раз выйти на ее подмостки. Самара – город, с которым артиста связывали давние творческие и человеческие нити. Не все, например, знают, что Николай Петров являлся почетным членом знаменитого куйбышевского молодежного клуба ГМК-64. А последнее его выступление на сцене филармонии состоялось совсем недавно – в начале прошлого года. Тогда же на фоне самарского органа и был сделан портрет, который в этот вечер находился на сцене.
В программу вечера вошли произведения, часто исполняемые и любимые Николаем Петровым. Ее открыл впервые выступивший в Самаре английский пианист Фредерик Кемпф, карьера которого получила блестящий взлет после успеха на XI Конкурсе имени П.Чайковского 1998 года - того самого, на котором «золото» досталось Денису Мацуеву. Будучи абсолютным фаворитом публики, Кемпф занял тогда третье место. Мне довелось слышать конкурсные выступления 21-летнего Кемпфа, ставшего ныне мировой знаменитостью и покорившего лучшие подмостки на разных континентах.
Сегодня, спустя 13 лет, игра Кемпфа произвела еще более глубокое впечатление. В сопровождении академического симфонического оркестра Самарской филармонии он исполнил Третий фортепианный концерт Л.Бетховена. Исполнительская манера Кемпфа, отличающаяся исключительной выразительностью, богатством и разнообразием нюансов, безупречна, о технических аспектах его игры говорить попросту неуместно. Проникновенный лирик, Кемпф полностью отдается музыке. Всем своим существом он погружается в ее атмосферу и не пытается при этом скрывать внешние проявления своих эмоций. Испытыв как слушатель наслаждение от интерпретации пианистом бетховенского концерта, невольно подумал о том, что Николай Петров играл бы этот концерт совершенно иначе – в соответствии со своей неповторимой индивидуальностью, даже визуально представил его за инструментом.
За пультом оркестра в этот вечер стоял 17-летний московский дирижер Тимур Зангиев. Заниматься музыкой Тимур начал в три с половиной года, а в семь лет впервые встал за дирижерский пульт. Зенгиеву уже довелось работать с такими известными коллективами, как оркестры Мариинского театра, «Новая Россия», «Виртуозы Москвы». Он неоднократно выступал в лучших концертных залах Москвы, городов России и зарубежья, принимал участие в престижных музыкальных фестивалях, в том числе в руководимом Николаем Петровым международном фестивале «Кремль музыкальный». Участвуя в летних сессиях Молодежного симфонического оркестра Поволжья, которым руководит педагог Зангиева профессор А.Левин, Тимур не раз выступал и в Самаре.
Несмотря на юный возраст, стоящий за пультом Зенгиев произвел впечатление исключительно волевой натуры, человека, в котором буквально бурлит южный темперамент. С таким маэстро просто невозможно играть неритмично, в вальяжной, расслабленной манере. Он постоянно держит руку на пульсе звучащей музыки, уверенно добиваясь от музыкантов и мощных форте, и нежнейших пиано. Порадовал также прекрасный ансамбль оркестра с многоопытным солистом.
Завершивший первое отделение этого концерта Дмитрий Коган солировал в поэме для скрипки с оркестром Э.Шоссона, представшей проникновенно лирической, и в то же время предельно эмоциональной исповедью музыканта. В исполнении Когана прозвучали также сольные миниатюры – Grave чешского композитора Я.Бенды и баховская сарабанда.
Во втором отделении прозвучали «Картинки с выставки» М.Мусоргского в оркестровке М.Равеля. Насколько достойно выглядел оркестр в бетховенском концерте, настолько он оказался «не в своей тарелке» при интерпретации равелевской партитуры. Дирижировавшему «Картинками» наизусть Тимуру Зангиеву так и не удалось переломить ситуацию. Тем не менее, публика осталась довольна, а концерт в целом произвел приятное впечатление.
Чардаш Монти в подарок
Заключительный фестивальный концерт явил собой парад солистов - инструменталистов и вокалистов из Москвы и Санкт-Петербурга. За дирижерским пультом камерного оркестра Volga Filarmonic стоял Дмитрий Коган.
Программу открыл давно полюбившийся самарским слушателям солист Московской филармонии лауреат международных конкурсов кларнетист Игорь Федоров. Являясь одним из самых востребованных участников престижных фестивалей, Федоров затеял и собственный фестиваль в Ханты-Мансийске. Совсем недавно он был участником проходившей в нашем городе первой Детской музыкальной академии стран СНГ Юрия Башмета, выступал на филармонической сцене, давал мастер-классы юным коллегам-музыкантам.
У Федорова безупречное владение инструментом сочетается с редкостной выразительностью, а в самой манере игры привлекают интеллигентность и внутренняя культура. Его кларнет буквально завораживает мягкостью и естественностью звучания. Артист играет на инструменте, подаренном ему Владимиром Спиваковым. В сопровождении камерного оркестра Volga Filarmonic, которым он сам и дирижировал, Федоров исполнил виртуозное сочинение Дж.Россини – интродукцию, тему и вариации для кларнета.
В сборные фестивальные программы не так часто приглашают вокалистов. Концерт «Парад солистов» стал в этом смысле приятным исключением: в нем приняли участие певцы из Санкт-Петербурга. Заслуженная артистка России Лариса Юдина в нашем городе тоже не впервые. После окончания Санкт-Петербургской консерватории она прошла школу Академии молодых певцов Мариинского театра, сейчас является солисткой этого театра. Юдиной сопутствовала удача на нескольких вокальных конкурсах. Мне запомнилось ее выступление на IV Международном конкурсе молодых оперных певцов Елены Образцовой 2005 года, где ей был вручен специальный приз хозяйки этого соревнования.
У Юдиной редкое по красоте и подвижности колоратурное сопрано, позволяющее исполнять различные по характеру партии. В самарском концерте она спела труднейшую пронзительно-холодноватую по колориту арию Царицы ночи из оперы В.Моцарта «Волшебная флейта» и бравурную каватину Розины из «Севильского цирюльника» Дж.Россини, Полетный, прекрасно, особенно в верхнем регистре, сфокусированный голос Юдиной пронзал пространство подобно выпущенной из лука стреле. Певица без видимых затруднений преодолела и требующие особой выносливости и полетности голоса лабиринты виртуозных фиоритур, и коварные, находящиеся на пределе голосового диапазона «верхушки».
Солист Академии молодых певцов Мариинского театра Николай Емцов пока еще не столь именитый вокалист. Обладая мягким по тембру лирическим тенором и несколько инфантильной исполнительской манерой, артист, как показалось, еще не вполне осознал свои реальные певческие возможности. Так, следом за мягким, проникновенным романсом Неморино из оперы Г.Доницетти «Любовный напиток» он взялся за требующую стенобитного по мощи голоса заключительную арию Калафа Nessum dorma из оперы Дж.Пуччини «Принцесса Турандот», которая в его исполнении не произвела должного впечатления. В завершение своего выступления певцы не отказали себе в удовольствии исполнить ставшую уже изрядно запетым шлягером застольную песню из вердиевской «Травиаты».
Во втором отделении концерта слушатели вновь – в который уже раз в течение фестивального марафона – оказались во власти таланта Дмитрия Когана и его волшебной по звучанию скрипки Гварнери. Скрипичные миниатюры И.Баха, Т.Витали, Я.Бенда сменила построенная на бесконечно изменчивых ритмах танго сюита А.Пьяцоллы «Четыре времени года в Буэнос-Айресе». А в заключение на бис в подарок слушателям прозвучал легендарный чардаш композитора Витторио Монти.
Валерий ИВАНОВ
Источник