+7 846 207-07-16 отдел работы со слушателями
simakina-gi@filarm.ru возврат эл. билетов
Весь сайт
Поиск
+7 846 207-07-16 отдел работы со слушателями
simakina-gi@filarm.ru возврат эл. билетов
+7 846 207-07-16 отдел работы со слушателями
simakina-gi@filarm.ru возврат эл. билетов

От Моцарта до «Рио-Риты»

В Самарской филармонии выступил популярный столичный «Вивальди-оркестр»


В воскресный вечер 22 января зал Самарской филармонии был переполнен. Здесь выступил приехавший в наш город после долгого перерыва один из самых популярных столичных коллективов - Российский государственный академический камерный «Вивальди-оркестр».

Автор: Валерий ИВАНОВ

Организатором, неизменным художественным руководителем и солисткой оркестра является народная артистка России Светлана Безродная. Этот коллектив уникален: в его составе только представительницы прекрасного пола. Может быть, именно поэтому в 1989 году, когда на отечественных и зарубежных подмостках уже блистали два выдающиеся российские камерные коллектива – «Виртуозы Москвы» Владимира Спивакова и «Солисты Москвы» Юрия Башмета, неуемной Светлане Безродной удалось убедить тогдашнее высшее культурное начальство страны в необходимости создания еще одного - необычного – женского по составу камерного оркестра. Не секрет, что во все времена львиную долю оркестрантов составляли мужчины, так что инициатива Светланы Безродной стала своеобразным вызовом обществу:  маэстро  - руководители оркестров неохотно принимали женщин в свои коллективы.

Прообразом «Вивальди-оркестра» стал действительно существовавший в  XVIII веке в женском католическом
монастыре Сан-Пиета Венеции оркестр, которым руководил знаменитый композитор Антонио Вивальди. У Светланы Безродной хранится гравюра неизвестного художника с изображением этого коллектива.

5 мая 1989 года «Вивальди-оркестр» впервые вышел на сцену Колонного зала Дома союзов. В его составе поначалу были выпускницы Московской консерватории, совсем не имевшие опыта концертной деятельности. Но уже через пять лет коллектив обрел звание академического, что явилось  признанием его высокого профессионализма. В этом, конечно же, заслуга Светланы Безродной, которая сама является не только замечательным музыкантом, прошедшим школу Московской консерватории, но и опытным педагогом, воспитавшим не одного исполнителя – лауреата международных конкурсов. И сегодня, по прошествии более двух десятилетий, Светлана Безродная работает со своим коллективом все с тем же безоглядным упоением и энтузиазмом.

«Вивальди-оркестр» сумел найти свою нишу в сфере музыкального исполнительства. В его репертуаре, наряду с традиционной классикой, присутствует целая россыпь популярных произведений композиторов разных эпох и стран. Репертуар коллектива по существу представляет собой синтез классической и джазовой музыки, оперы и балета, разговорного жанра. «Вивальди-оркестр» освоил также огромный музыкальный пласт, именуемый «легкой танцевальной музыкой». Это шлягеры 1920—1950-х годов ведущих зарубежных и отечественных танцевальных оркестров, которые в исполнении «Вивальди-оркестра» звучат аутентично, с сохранением мельчайших нюансов. К этому нужно добавить и то, что сама по себе исполнительская манера коллектива отличается оригинальностью. Она сочетает классическую строгость с броской театральностью и раскованностью, которые никогда не преступают границы хорошего вкуса.

Во всем этом смогли убедиться те, кто пришел на концерт «Вивальди-оркестра» в Самарскую филармонию. Первое отделение составили фрагменты разных программ, что дало слушателям возможность по достоинству оценить творческий диапазон коллектива. Вслед за «Грозой» из «Времен года» Вивальди прозвучали фрагменты из «Кармен-сюиты» Бизе – Щедрина, часть Детской симфонии Леопольда Моцарта и ария Царицы ночи из «Волшебной флейты» его гениального сына Вольфганга-Амадея, Венгерский танец Брамса и три танго Пьяццоллы, которые вместили целую гамму переживаний и душевных состояний автора, сближающих его, по мнению Светланы Безродной, с Дмитрием Шостаковичем. Слушатели смогли убедиться, как подозрительно близок по композиции и мелодическому складу хачатуряновскому «Танцу с саблями» из балета «Гаяне» музыкальный фрагмент из итальянского фильма «8 1/2» композитора Нино Рота. Никого не оставили равнодушными зажигательные мелодии Гершвина, Кальмана и увенчавший первое отделение концерта канкан Оффенбаха.

Настоящим сюрпризом для слушателей стало выступление в сопровождении «Вивальди-оркестра» солиста Сергея Полянского, обладающего не только голосом приятного теплого тембра, но и уникальной певческой ретро-манерой. «Утомленное солнце» Петербургского, «Мне бесконечно жаль»  Цфасмана, «Тиха вода» Рознера, «Истамбул» Саймона – эти песни в исполнении Полянского возвратили зрителей старшего поколения в далекие годы их юности. А «Вивальди-оркестр» «подлил масла в огонь» популярными фокстротами «Гольфстрим», «Брызги шампанского», «Рио-Рита». Вслед за оркестром весь зал спел популярную и сегодня песню Матвея Блантера «В городском саду». В общем, концерт вышел на славу, публика получила море удовольствия.

Интервью со Светланой Безродной – в одном из ближайших номеров нашей газеты.