На один вечер Борис Плотников перенес самарцев в пушкинскую эпоху
23 января в филармонии в рамках литературно-музыкального абонемента «Нет времени у вдохновенья» выступил народный артист России Борис Плотников. Известный актер театра и кино предстал перед самарцами в неожиданном амплуа чтеца стихов и исполнителя редких романсов пушкинской поры. Под аккомпанемент гитары Владимира Маркушевича артист воссоздал дух светского салона.
Фото: Андрей САВЕЛЬЕВ
Увидеть соединяющее в себе концерт, спектакль и литературный вечер представление «Альбом есть памятник души» - большая редкость. Борис Плотников из-за плотного творческого графика, требуемой подготовки к выступлению и эмоциональных затрат проводит его не больше раза в год. Но в этот раз артист охотно согласился выступить перед самарцами.
Представление проходило при полном зале. Увидеть известного исполнителя роли Сотникова из «Восхождения», доктора Борменталя из «Собачьего сердца» собрались зрители всех возрастов. Пунктуальный Плотников не замедлил появиться. Он предстал в черном костюме с бабочкой, сразу очаровал зрителей обаянием и изысканными манерами. В общем, вел себя, как воспитанный гость светского салона, атмосферу которого, как пояснил в начале Борис, он намеревался создать и создал.
Первым делом Плотников поведал о таком неотъемлемом элементе светской жизни, как дворянский альбом. Небольшая книжица с цветными страницами появилась в России в конце XVII века. Представители дворянства носили ее с собой в ридикюле в салон, на бал, чтобы при встрече дать знакомым записать в ней послание и самим черкнуть несколько строк в чужом альбоме. Преимущественно эти легкомысленные, шутливые, порой глупые послания писались в стихотворной форме, что предоставляло их авторам возможность блеснуть остроумием и отличиться в мастерстве стихосложения. Вместе с безвестными авторами записи в альбомах оставляли такие классики, как Жуковский, Пушкин, Баратынский, Дельвиг. Послания в альбомах обычно отражали настроение и характер их автора, его отношение к хозяину альбома. Впрочем, хозяев, как и авторов, могло быть несчетное количество, ведь альбомы дарились, терялись и даже похищались.
За исторической справкой в исполнении Плотникова прозвучали тексты альбомных записей. Стоило видеть и слышать, как Борис, взявший на себя труд собрать множество посланий, мастерски, с присущим ему артистизмом, создавал образ каждого из лирических героев - то кокетки, то хулигана, то философа, то безответно влюбленного романтика. Большинство же зачитанных Борисом текстов принадлежали перу Пушкина, игривого в посланиях к дамам, ехидного в обращении к врагам, честного в стихах к друзьям.
Создать атмосферу «золотого века» русской литературы артисту в этот вечер помогал гитарист Владимир Маркушевич. Он то играл аккомпанемент к текстам Плотникова, то сольно исполнял редкие музыкальные произведения той поры, от композиций Одоевского до вальса Льва Толстого. Борис же не ограничился посланиями в альбомах и, демонстрируя достойные вокальные способности, чередовал чтение стихов с исполнениями редких романсов малознакомых широкому слушателю Михаила Яковлева, Александра Алябьева. В промежутках же между музыкальными номерами рассказывал истории соратников Пушкина. Наивысшего эмоционального накала выступление Плотникова достигло в финале. Растроганный реакцией публики артист, оставив салонную тематику, неожиданно запел пронзительные военные песни, на которых дамы в зале, не выдержав, разрыдались. Зал все не отпускал Плотникова, да артист и сам не хотел уходить и, прежде чем покинуть сцену, еще спел о тяжелой солдатской доле.