Дмитрий Коган рассказал об успехах и проблемах филармонии
Ровно год назад всемирно известный скрипач, заслуженный артист России Дмитрий Коган стал художественным руководителем Самарской государственной филармонии и пообещал время от времени отчитываться о проделанной работе. На днях он сдержал слово и рассказал о том, что удалось и не удалось осуществить за двенадцать месяцев.
Aвтор:
Влад ЛУГОШИН
Обо всем хорошем, что сделал новый худрук для филармонии за год, написано немало. Например, Дмитрий Коган дал жизнь новому фестивалю «Дни высокой музыки в Самаре», на котором молодые талантливые музыканты получают возможность сыграть на одной сцене со звездами мирового уровня. Появился новый vip-абонемент «Дмитрий Коган представляет...», в рамках которого в филармонии выступили дирижер Тимур Зангиев, пианист Мурад Адыгезал-Заде, скрипач и дирижер Сергей Стадлер. Наконец, был создан оркестр Volga Filarmonic, призванный стать «музыкальной визитной карточкой Самары». Дмитрий Коган уверен в том, что коллектив уже вполне конкурентоспособен на российском уровне. «Если мы в третий раз в Москве за полгода, причем на таких площадках, на которые длинная очередь на выступления, - это уже о многом говорит, - рассуждал скрипач. - Понятно, что в этом случае продвижение оркестра немного искусственное. Но моя цель — сделать так, чтобы через некоторое время Volga Filarmonic приглашали уже не в связке со мной, а отдельно».
Встреча Когана с прессой и его отчет были бы скучной формальностью, если бы худрук честно не рассказал о насущных проблемах. Одна из самых серьезных — кадровый вопрос. Еще во время проведения «Дней высокой музыки» Коган говорил, что Самарская филармония (как, впрочем, и филармонии многих других городах страны) еще не перестроилась на новую, «мобильную» систему менеджмента. С тех пор существенных подвижек здесь не произошло. «Проблема отсутствия профессиональных управленческих кадров остается, - невесело констатировал худрук. - Она повсеместная, и здесь все очень сложно. Я общался с молодежью из Самарской академии культуры и искусств... Если честно, ожидал большего. Очень много молодых людей живут по принципу «дайте нам что-нибудь, хотя мы не знаем, чего хотим». Считают, что им кто-то что-то должен — то родители, то государство. Но так ничего не получится! Человек должен развиваться, должен быть целеустремлен. Самим надо пробиваться. И если ты ценен, если чего-то стоишь — обязательно пробьешься».
Примерно в той же минорной тональности Коган рассказывал о нехватке музыкантов. Но эта проблема еще усугублена отстутствием в Самаре настоящей консерватории. Скрипач вообще был настроен несколько пессимистично и выглядел усталым. Но, по его словам, за последний месяц он побывал с концертами в Швейцарии, Франции, Финляндии, Германии, Москве, Петербурге и еще нескольких российских городах, так что утомленный вид его вполне объясним. «Недавно по дороге из аэропорта домой понял, что в Москве я уже гость», - сетует музыкант. С Самарой Дмитрий Коган поддерживает контакт с помощью «современных средств коммуникации». Оставаться в курсе дел ему несложно, зато свободного времени почти не остается.
Все это, однако, не значит, что худрук намерен опустить руки. Некоторыми задумками для будущего сезона Коган уже поделился — например, намерением приглашать в Самарскую филармонию больше известных музыкантов. Особенно дирижеров, что будет не только интересно для зрителя, но полезно для наших оркестров.