+7 846 207-07-16 отдел работы со слушателями
simakina-gi@filarm.ru возврат эл. билетов
Весь сайт
Поиск
+7 846 207-07-16 отдел работы со слушателями
simakina-gi@filarm.ru возврат эл. билетов
+7 846 207-07-16 отдел работы со слушателями
simakina-gi@filarm.ru возврат эл. билетов

Карнавал без масок

Фестиваль «Виват, Баян!» продолжается

Концерты десятого, юбилейного фестиваля «Виват, баян!» проходят с перерывами в несколько недель и в разных городах. Первая «волна» прошла в начале февраля и принесла в Самарскую область «Балканский вечер» Эми Драгоя и его ансамбля. На этой неделе наступило время «Карнавала аккордеона». Он уже состоялся в Сызрани, Самаре, Тольятти и Кинеле, а в воскресенье его ждут в Исаклах.

Фото: Андрей САВЕЛЬЕВ

«Виват, баян!» пользуется немалой популярностью у публики, а уж юбилейный и подавно — в зале Самарской филармонии в праздничный вечер 23 февраля был аншлаг. Главный идеолог и организатор фестиваля, известный баянист Сергей Войтенко по случаю десятилетия решил пригласить артистов, уже бывавших в нашей губернии. То есть собрать лучших и устроить нечто вроде «концерта по заявкам». «Мы руководствуемся нашим богатым опытом, - рассказывал он о подборе музыкантов и их репертуаре. - В прошлом году, например, привезли исполнителя из Италии Клаудио Джакомуччи. Играл он академическую музыку, современно и очень качественно. Но музыка была слишком серьезная и сложная, зрители начали роптать — они уже привыкли к развлекательной. Так что мы все-таки решили придерживаться того, кто исполняет музыку полегче и попроще».

«Карнавал аккордеона» отличался от других концертов тем, что все-таки познакомил публику с новыми именами. Участвовали в нем четыре музыканта и сам Войтенко. Хотя баянист из Самары был ведущим, сценического времени ему досталось не меньше, чем аккордеонистам. Войтенко подолгу и с удовольствием рассказывал о своем детище, красноречиво представлял гостей и сообщал порой совершенно неожиданные вещи. Например, что некий знакомый ему историк обнаружил, что баян появился не в 1907 году, как принято думать, а на десять лет раньше. И не где-нибудь, а в Самаре. Зал, конечно, похлопал, но не очень воодушевленно, потому что информация пока не проверена.

 

 
 

Между тем приглашенные артисты сами справлялись с тем, чтобы представить себя с лучшей стороны и сорвать овации. Для начала «дал джазу» Сергей Осокин. Лауреат и член жюри международных конкурсов, он чередовал популярные произведения с джазовыми вещами, причем не самыми популярными. Но уровень мастерства был очевидно высоким, и уже первого артиста публика долго не хотела отпускать. Вторым был ростовский аккордеонист Александр Поелуев. Этот музыкант впервые приехал в Самару, но благодаря своей артистичности и прекрасной технике исполнения, завоевал зал буквально за две-три композиции. Помимо прочего, аккордеонист сыграл сочиненное Войтенко посвящение педагогу, заведующей кафедрой музыкальных инструментов ПГСГА Алле Кац.

Кстати, у Кац учился еще один участник «Карнавала аккордеона» - Александр Туболец. С ним наш слушатель знаком еще с 2004 года, когда он впервые принял участие в фестивале «Виват, баян!» и создал собственный ансамбль... Четвертым артистом был Алексей Шалыгин. Еще один ростовчанин, он хорошо известен не только как аккордеонист, но и как дирижер, аранжировщик и вокалист. На концерте ему удалось продемонстрировать две грани своего таланта (каких — несложно догадаться). По мере приближения к финалу, музыкантов на сцене прибавилось, то есть не обошлось без дуэтов и полномасштабного джем-сейшена. Концерт длился дольше запланированного, но винить в этом публика могла только свой собственный теплый прием.

А за кулисами Сергей Войтенко подводил некоторые итоги десятилетней фестивальной деятельности. Были годы становления, было трудное кризисное время, но было и шоу «Виват, баян!» в Кремлевском дворце... Войтенко убежден, что фестивалю удалось сохранить атмосферу теплоты и «семейность». Осталась прежней и главная цель — популяризация баянной музыки. И своего таланта, конечно, тоже. «За десять лет благодаря дуэту «Баян-Микс» и Петру Дранге баян и аккордеон появились в эстрадном жанре, - рассуждает Войтенко. - Раньше в нем были в основном скрипка и гитара — такие исполнители, как Ванесса Мэй, Эл Ди Меола. А сейчас баян и аккордеон тоже стали частью всемирной, высокооплачиваемой эстрады».

В Войтенко сейчас уживаются музыкант и деятель шоу-бизнеса, и некоторые его высказывания о роли баяна в жизни каждого звучат высокопарно и неточно. Между тем его вклад в культурную жизнь губернии действительно сложно переоценить. Так, в этом году благодаря фестивалю «Виват, баян!» Похвистнево, Самара, Чапаевск и Тольятти услышат испровизации, джаз и свинг в исполнении известного французского аккордеониста Алена Музикини и его ансамбля. В конце апреля в пяти городах области пройдет гала-концерт с участием гитариста Константина Окуджавы, симфонического оркестра Тольяттинской филармонии и самого Сергея Войтенко. Кроме того, в апреле пройдет очередной конкурс «Виват, баян!», где смогут заявить о себе будущие звезды. Фестиваль продолжает жить и развиваться, а зритель, судя по прошедшему концерту, совершенно не против.