Самарская филармония: новый путь, новые альянсы
Текст: Нина АЛПАТОВА
«Concerto grosso» на бис
Новое произведение митрополита Волоколамского Илариона (Алфеева) «Concerto grosso» прозвучало в Оружейной палате Московского Кремля на открытии XIII Международного фестиваля «Кремль музыкальный» памяти Николая Петрова. Исполнители – камерный оркестр Самарской государственной филармонии Volga Philharmonic, дирижер Дмитрий Коган.
Музыкальное произведение митрополита Илариона написано для камерного состава: двух скрипок, альта, виолончели, клавесина и струнного оркестра.
Concerto grosso как музыкальный жанр зародился в эпоху барокко (XVII век) в Италии. Он основывается на чередовании и противопоставлении звучания всего состава исполнителей и группы солистов. Высшее развитие жанр получил в творчестве композиторов Арканджело Корелли, Антонио Вивальди, Иоганна Себастьяна Баха, Георга Фридриха Генделя. В XX веке к жанру concerto grosso возвращался Альфред Шнитке и другие композиторы.
Публика встретила митрополита Илариона бурными овациями, и оркестр сыграл полностью произведение на бис. Как сказал Дмитрий Коган, каждый раз, исполняя «Concerto grosso», коллектив получает большое удовольствие.
В приветственном слове к слушателям митрополит Иларион выразил радость по поводу того, что фестиваль проходит в пасхальные дни. Он отметил заслуги выдающегося пианиста и педагога Николая Арнольдовича Петрова (1943–2011), основателя и идейного вдохновителя музыкального форума. Программу нынешнего фестиваля успел составить сам Николай Арнольдович.
«Музыка, которая звучит на этом фестивале, в основном, не программная, она родилась из глубины сердечной композиторов, живших в разные эпохи. Эта музыка возвышает душу человека, воспитывает эстетическое чувство и помогает нам, отрешившись от повседневности, перенестись в тот горний мир, в котором пребывают души людей, нас покинувших», – сказал автор «Concerto grosso» митрополит Иларион.
Так прошла премьера современного музыкального произведения и дебют самарского камерного филармонического оркестра на кремлевской сцене.
Накануне
Перед выступлением в Москве камерный оркестр Volga Philharmonic представил «Concerto grosso» в Самаре. Неформально, в виде публичной репетиции. На нее маэстро Коган пригласил журналистов и друзей филармонии.
Если не изменяет память, такая форма презентации нового произведения проходит если не впервые в филармонических стенах, то сильно подзабыта и воспринимается довольно непривычно. Нет у нас такой традиции – чтобы, можно сказать, в домашней обстановке услышать предпремьерное выступление самарских музыкантов.
Музыка митрополита Илариона – его «Страсти по Матфею» – недавно звучала в оперном театре. И вскорости уже самая широкая публика могла услышать ее в фильме Павла Лунгина «Дирижер». Собственно, и сам фильм, по словам режиссера, сделан по этому произведению. И вот – еще один результат сотворчества композитора и Volga Philharmonic.
Среди тех, кто услышал «Concerto grosso» в репетиционном варианте – известный самарский музыковед Инна Александровна Касьянова. Ее мнение прозвучало буквально на выходе из зала, когда эхо музыкального барокко будто еще ощущалось в этих стенах самарского модерна.
– Великолепно написано в XXI веке в добрых традициях жанра сoncerto grosso, – говорит Инна Александровна. – В XVII – XVIII веках, когда этот жанр развивался в западной Европе, в нашей музыкальной культуре он отсутствовал. И сейчас этот пробел восполняется. Этот жанр имеет четкие условности. И они все выдержаны: финал, например, как и положено, заканчивается largo. Знание автором языка барочной музыки, ее мелодичности весьма приятно. Конечно, этот жанр имеет право на существование…
Кандидат искусствоведения, проректор СГАКИ Дмитрий Алексеевич Дятлов:
– Русская музыкальная культура развивалась с опозданием от европейской. Приняв когда-то путь православия, наше отечество оторвалось от европейского пути развития. К XVIII веку мы имели церковно-певческое музыкальное искусство Бортнянского, Березовского. Инструментального жанра как такового в России тогда не было. В нынешней постмодернистской стадии состояния культуры игра символами, понятиями обретает новое качество. Не думаю, что митрополит Иларион встраивает свои произведения в современность. Чувствуется целомудрие музыкального языка. В нем сошлось сознание православного иерарха и мир мыслителей XVIII века, оно затрагивает душевные струны, в нем есть дух исповеди и проповеди.
Нельзя сказать, что творческий альянс митрополита Илариона, Дмитрия Когана и Volga Philharmonic вписывается в некий современный музыкальный мейнстрим, если таковой имеется. Наоборот, он родился в Самаре как будто неожиданно, непредсказуемо. Это – взгляд со стороны. Сам Дмитрий Коган постарался объяснить, куда идет Самарская филармония под его художественным руководством.
Что дальше?
Публичная репетиция для оркестрантов закончилась, но для Дмитрия Когана она продолжилась в формате камерного общения с публикой. В прямом смысле слова – за чашкой чая. И эта нота домашнего тепла пока не очень естественна для столь статусной организации, как государственная филармония. Нужна ли она? Или все же «служенье муз не терпит суеты»? И маэстро способен все сказать на сцене, не снисходя до вербальных толкований своих профессиональных шагов?
Дмитрий Коган пошел по другому пути – пути открытости и доверия между всеми, кому небезразлично музыкальное искусство. И не в общем виде, а применительно к Самаре и филармонии.
– На вопрос, почему мало исполняется современной музыки, часто слышится ответ: публика не хочет, не идет!
Чувствуется, что Коган, хотя и без скрипки в руках, еще не отошел от погружения в только что исполненный концерт.
– Действительно, в погоне за оригинальностью нынешние композиторы порой теряют и смысл, и мелодичность того, что сочиняют. Произведения митрополита Илариона – иное дело. Это небанально. Это талантливо.
«Concerto grosso» задал тон всему разговору. И это естественно, коли такая встреча оказалась едва ли не первой в современной истории филармонии. Вышло так, что ее художественному руководителю пришлось не просто повторять прописную истину о том, что миссия филармонии – не только в культурном просвещении (в первую очередь, языком музыки), но и в открытости для всех, кому требуется уже большее, для кого искусство – это уже часть образа жизни. Для тех, кто перестает быть просто потребителями культуры и хочет некоего участия в художественном процессе, хотя бы быть услышанными.
Этот процесс сближения профессионалов искусства и заинтересованной публики не имеет ни готовых рецептов, ни пошаговой инструкции. Даже концептуально он не выстроен. Есть лишь идея. Или потребность в открытости, которая долгое время была односторонней. Но вот намечаются контуры взаимности.
Председатель Ассоциации творческих союзов Самарской области Ирина Цветкова реально поддерживает идею: искусство – не храм, в который не всегда решаешься зайти. Чтобы жить, оно не должно замыкаться в себе. Так что с Дмитрием Коганом они мыслят в одном направлении, и, надо думать, эта общность приведет к конкретным проектам. Тем более, что и председатель областной организации Союза композиторов России Марк Левянт идею поддерживает, а его стойкость может войти в анналы самарской истории, какой десяток лет бьется он над организацией достойного пристанища для наших музыкантов.
Эта тема из другой оперы только на первый взгляд. Речь – о той преданности искусству, которая расходится, как круги по воде, и порождает ту культуру, без которой лучшие побуждения молодого, в профессиональном отношении дерзкого художественного руководителя, да и сама филармония могут превратиться (не дай Бог!) в пустую башню из слоновой кости или (чур меня!) в прибыльную площадку для попсы и блатноватого шансона.
Продолжение следует. И не только потому, что «Concerto grosso» после Кремля будет звучать в Похвистневе или Отрадном. И не потому, что филармонические встречи станут естественными и привычными. Как бы банально это ни звучало, нам катастрофически не хватает культуры в самом широком смысле этого знакового понятия. И филармония нужна как МЧС в период стихийного бедствия.
Такие мысли навеял «Concerto grosso». Жанр прошлых веков, а разве он не актуален?