+7 846 207-07-16 отдел работы со слушателями
simakina-gi@filarm.ru возврат эл. билетов
Весь сайт
Поиск
+7 846 207-07-16 отдел работы со слушателями
simakina-gi@filarm.ru возврат эл. билетов
+7 846 207-07-16 отдел работы со слушателями
simakina-gi@filarm.ru возврат эл. билетов

Зачарованный балалайкой

Алексей Архиповский в Самаре «беседовал» с «трехстрункой»

25 апреля в филармонии прошел концерт балалаечника-виртуоза Алексея Архиповского. Темпераментный музыкант с присущим ему артистизмом исполнял на балалайке композиции из кинофильмов, классические и народные произведения, показывая неограниченные возможности своего инструмента.

Aвтор: Георгий ПОРТНОВ
Фото: Юлия РУБЦОВА

В России и мире много балалаечников, но по степени виртуозности и изобретательности игры едва ли кто-нибудь из них сможет сравниться с Алексеем Архиповским. Соединяя в одной композиции разные стили, он легко переходит от саундтрека к фильму «Приключения Шерлока Холмса», к композициям Альфреда Шнитке, заставляя звучать инструмент как флейту, трубу, арфу. При этом Архиповский одинаково легко может сыграть на балалайке одной рукой и зубами.

Выпускник музыкальной школы по классу балалайки и «гнесинки» (отделение народных инструментов), Алексей получил хороший музыкальный опыт, солируя в Смоленском русском народном оркестре у Виктора Дубровского, а затем и в Государственном академическом русском народном ансамбле «Россия» под руководством Людмилы Зыкиной. С начала нулевых и по сей день он занимается сольным творчеством, параллельно сотрудничая с Центром Стаса Намина, участвуя в проектах Дмитрия Маликова и солируя на фестивалях Российской культуры в США, Китае, Южной Корее, Германии, Франции, Испании, Болгарии. Сейчас у Архиповского период активного гастролирования по стране, и один из городов, где он с удовольствием выступает, - Самара.

В этот раз перед концертом Алексей охотно принял участие в записи телевизионной программы. Помимо самарских журналистов пообщаться с Архиповским пришли простые слушатели, ученики, выпускники и преподаватели детских музыкальных школ. Будущие музыканты больше интересовались, почему Архиповский выбрал именно балалайку. «Поскольку у меня папа играл на аккордеоне, я хотел заниматься игре именно на этом инструменте. – рассказывал Алексей. – Поэтому родители привели меня в музыкальную школу на класс аккордеона. Там мне сказали: «Ты слишком маленький. Сначала подрасти, а пока на тебе вот это». И вручили балалайку. Через неделю я уже был зачарован ею».

Проиграв долгое время в ансамблях, Архиповский решил раскрыть потенциал балалайки как сольного инструмента: «Я слышу в ней оркестр и не нуждаюсь в сопровождении других инструментов». Алексей обзавелся балалайкой 1928 года, благодаря помощи гитаристов перенес на нее технологию современного звучания. К своему инструменту Архиповский относится как к самостоятельному живому человеку. И все лавры славы приписывает ей, потому что она, а не он на самом деле дарит слушателям чудесные мелодии. Даже на интервью Алексей отвечает отказом на просьбы журналистов показать балалайку, потому что «она стесняется», а свою игру на инструменте называет «беседой с балалайкой». «Я не выбираю программу выступления. Так получается, что мы с балалайкой просто выходим на сцену и начинаем разговор. – считает Архиповский. - Я действительно с ней беседую, она мне что-то шепчет. Иногда возникает диалог. И в этом диалоге я слышу красивые слова. Из них выстраиваются иногда в 5 минут, иногда в полчаса какие-то композиции, темы». Больше всего Алексей любит «беседы» с инструментом наедине, они самые плодотворные и всегда приносят новые творческие идеи: «Мне осталось 3 концерта за весенний период. Потом я уйду в подполье. Мы, наконец-то, начнем разговаривать с инструментом. Может быть, из этого что-то получится».

Через два часа Архиповский при полном зале вел с балалайкой эмоциональную, насыщенную всевозможными цитатами из классических и современных композиций «беседу». Как и в прошлые два года, публика только ахала, да кричала «браво». В общем, диалог получился насыщенный.