+7 846 207-07-16 отдел работы со слушателями
simakina-gi@filarm.ru возврат эл. билетов
Весь сайт
Поиск
+7 846 207-07-16 отдел работы со слушателями
simakina-gi@filarm.ru возврат эл. билетов
+7 846 207-07-16 отдел работы со слушателями
simakina-gi@filarm.ru возврат эл. билетов

Поющее сердце

На концерте «Посвящение С.Я. Лемешеву» самарская публика открыла для себя нового тенора

Концерт, посвященный 110–летию со дня рождения великого русского певца Сергея Лемешева, стал завершающим для Академического симфонического оркестра Самарской филармонии в этом сезоне. Вместе с самарскими музыкантами выступил лауреат международных конкурсов Сергей Романовский (Москва). 

Aвтор: Татьяна ГРУЗИНЦЕВА
Фото: Татьяна БЕСЧАСТНАЯ

Партия Ленского

Русская земля всегда был богата настоящими талантами, самородками, которые принесли славу российскому искусству. В их числе и Сергей Яковлевич Лемешев. Он родился в довольно бедной крестьянской семье. С раннего детства Сергей Лемешев помогал семье зарабатывать на жизнь - молотил зерно, сторожил коней, а вечерами с упоением слушал сказки и лирические протяжные песни, которые пела мать. Отец Лемешева также обладал красивым голосом. Уже будучи знаменитым певцом, Сергей Яковлевич вспоминал: «Певца во мне воспитала русская народная песня».

Одним из знаковых событий Сергея Лемешева стало его выступление в клубе. Семнадцатилетний юноша отправился из своей деревни в город Тверь, преодолев сорок восемь верст по сильному морозу, для того чтобы выступить в концерте. «Буду петь русские народные песни и Ленского», – сказал тогда молодой Лемешев, и его выступление имело огромный триумф. После чего он уже окончательно решил, что станет певцом. Именно с этого самого выступления партия Ленского стала для него знаковой и сопровождала всю его жизнь. В конце своей жизни Сергей Лемешев говорил: «Огромное количество ролей спел я, больше 30, но самая любимая роль – роль Ленского». Пятьсот раз он выходил на сцену, исполняя эту партию, ею он заканчивал московскую консерваторию, партией Ленского он простился с большой сценой, с Большим театром. И в 501-й раз он тоже пел Ленского в своем последнем концерте в 1972 году, который был посвящен его семидесятилетию.

Неудивительно, что в концерте звучало много фрагментов из оперы Чайковского «Евгений Онегин» и, конечно, самые знаковые арии Ленского. Говорят, что Сергей Лемешев знал наизусть и любил роман Пушкина и с большой симпатией и нежностью относился к своему герою.

Дебют

На концерте, посвященном Сергею Лемешеву, знаменитые арии Ленского из оперы Чайковского, арию Алеко из оперы Сергея Рахманинова и многие другие, в том числе и зарубежных композиторов Джузеппе Верди, Шарля Гуно, исполнил лауреат международных конкурсов Сергей Романовский. Кстати, партия Герцога из оперы «Риголетто» была также одной из знаковых для Лемешева и принесла ему много славы, правда, в советские годы оперы зарубежных классиков исполнялись только на русском языке. На концерте же в филармонии звучали в оригинале.

Исполнитель, солист вечера Сергей Романовский окончил Московскую государственную консерваторию им. П.И. Чайковского и Академию хорового искусства им. В.С. Попова. За пять лет профессиональной деятельности много гастролировал по России и Европе, в 2007-2009 годах работал в театре «Новая Опера», где исполнил партии в операх Чайковского, Римского-Корсакова, Россини. Международная карьера певца началась с блистательного дебюта на сцене Ла Скала в 2009 году и в Норвежской опере в Осло. Среди ангажементов последнего времени - партии в театрах Савоны и Новары (Италия), в Михайловском театре и в Королевской опере Валлонии в Льеже. Самарская же публика на состоявшемся концерте только открыла для себя молодого тенора.

И для самого певца выступление в Самарской филармонии стало в какой-то степени дебютным. С симфоническим оркестром, как признался Сергей Романовский, в России сольно он еще не выступал, только на зарубежных гастролях. В родной стране было немало ролей в оперных спектаклях, концертных исполнений в сопровождении фортепиано. И вот, можно сказать, благодаря Лемешеву состоялся этот действительно удачный дебют. Удача эта во многом зависела и от дирижера Михаила Щербакова, который не заглушал оркестром певца, а помогал ему, можно сказать, оберегал, внимательно следя за каждым вступлением, ни на минуту не отпуская взглядом. Такая сценическая гармония достигается не всегда. И не раз за вечер из зала звучали крики «Браво оркестру».

Поющее сердцем

Если же говорить об открытиях состоявшегося концерта, то Сергей Романовский в свою очередь был удивлен теплым приемом самарской публики. Артиста долго не отпускали, и после неаполитанской песни «Вернись в Соренто» он исполнил на бис «О соле миа!». К слову, на итальянском языке за вечер прозвучало несколько произведений. Такая любовь теноров к итальянцам не случайна. Музыка русских композиторов гениальна, но сложна для исполнения, об этом не раз в интервью говорили многие певцы, не только теноры. Некоторые обладатели басов отдают предпочтение немецкой музыке. Одна из причин кроется в специфике русского языка, звуки которого рождаются в глубине речевого аппарата. Итальянская же речь звучит словно на кончике языка, и многие произведения итальянских композиторов легки для исполнителей, которым не надо сильно форсировать звук, напрягать связки, особенно это важно для таких нежных голосов, как тенора. «Неправильно выбранным репертуаром, - уже после концерта рассказал Сергей, - можно посадить голос, а правильным - восстановить. Мне в свое время очень помогла музыка Франческо Тости. Романсы этого итальянского композитора мне посоветовал мой педагог Дмитрий Вдовин. Тости, будучи также педагогом, многие произведения сочинял с расчетом на то, чтобы было удобно петь. Это музыка, можно сказать, прописанная для молодых вокалистов. Для русских композиторов все-таки нужно расти».
По первому музыкальному образованию Сергей Романовский — скрипач, считается, что именно у скрипачей самый тонкий слух. Но, окончив музыкальную школу, не смог поступить в училище. «Не хватило денег на скрипку, - вспоминает Сергей, - мы жили очень небогато, а без инструмента даже не стоило пытаться». Но через год поехал на прослушивание на отделение вокала.

И опять возвращаемся к Лемешеву. «Первые мои пластинки, кассеты, - вспоминает Сергей, - были с записями Лемешева, Козловского, итальянского певца Джильи. У меня был старенький магнитофон, в котором порой не закрывалась крышка для кассеты, а кнопку «плей» надо было прижимать спичкой. Но вот именно эти тенора влюбили меня в музыку. Уже позже поступив в училище, мы стали обмениваться записями, ходить в фонотеку, и там впервые я услышал уже коронные номера того же Лемешева, замечательного русского тенора Атлантова. Много слушал и Шаляпина. Это, конечно, не просто певцы с красивыми голосами, у них было поющее сердце».