На концерте «Посвящение С.Я. Лемешеву» самарская публика открыла для себя нового тенора
Концерт, посвященный 110–летию со дня рождения великого русского певца Сергея Лемешева, стал завершающим для Академического симфонического оркестра Самарской филармонии в этом сезоне. Вместе с самарскими музыкантами выступил лауреат международных конкурсов Сергей Романовский (Москва).
Aвтор:
Татьяна ГРУЗИНЦЕВА
Фото: Татьяна БЕСЧАСТНАЯ
Партия Ленского
Русская земля всегда был богата настоящими талантами, самородками, которые принесли славу российскому искусству. В их числе и Сергей Яковлевич Лемешев. Он родился в довольно бедной крестьянской семье. С раннего детства Сергей Лемешев помогал семье зарабатывать на жизнь - молотил зерно, сторожил коней, а вечерами с упоением слушал сказки и лирические протяжные песни, которые пела мать. Отец Лемешева также обладал красивым голосом. Уже будучи знаменитым певцом, Сергей Яковлевич вспоминал: «Певца во мне воспитала русская народная песня».
Одним из знаковых событий Сергея Лемешева стало его выступление в клубе. Семнадцатилетний юноша отправился из своей деревни в город Тверь, преодолев сорок восемь верст по сильному морозу, для того чтобы выступить в концерте. «Буду петь русские народные песни и Ленского», – сказал тогда молодой Лемешев, и его выступление имело огромный триумф. После чего он уже окончательно решил, что станет певцом. Именно с этого самого выступления партия Ленского стала для него знаковой и сопровождала всю его жизнь. В конце своей жизни Сергей Лемешев говорил: «Огромное количество ролей спел я, больше 30, но самая любимая роль – роль Ленского». Пятьсот раз он выходил на сцену, исполняя эту партию, ею он заканчивал московскую консерваторию, партией Ленского он простился с большой сценой, с Большим театром. И в 501-й раз он тоже пел Ленского в своем последнем концерте в 1972 году, который был посвящен его семидесятилетию.
Неудивительно, что в концерте звучало много фрагментов из оперы Чайковского «Евгений Онегин» и, конечно, самые знаковые арии Ленского. Говорят, что Сергей Лемешев знал наизусть и любил роман Пушкина и с большой симпатией и нежностью относился к своему герою.
Дебют
На концерте, посвященном Сергею Лемешеву, знаменитые арии Ленского из оперы Чайковского, арию Алеко из оперы Сергея Рахманинова и многие другие, в том числе и зарубежных композиторов Джузеппе Верди, Шарля Гуно, исполнил лауреат международных конкурсов Сергей Романовский. Кстати, партия Герцога из оперы «Риголетто» была также одной из знаковых для Лемешева и принесла ему много славы, правда, в советские годы оперы зарубежных классиков исполнялись только на русском языке. На концерте же в филармонии звучали в оригинале.
Исполнитель, солист вечера Сергей Романовский окончил Московскую государственную консерваторию им. П.И. Чайковского и Академию хорового искусства им. В.С. Попова. За пять лет профессиональной деятельности много гастролировал по России и Европе, в 2007-2009 годах работал в театре «Новая Опера», где исполнил партии в операх Чайковского, Римского-Корсакова, Россини. Международная карьера певца началась с блистательного дебюта на сцене Ла Скала в 2009 году и в Норвежской опере в Осло. Среди ангажементов последнего времени - партии в театрах Савоны и Новары (Италия), в Михайловском театре и в Королевской опере Валлонии в Льеже. Самарская же публика на состоявшемся концерте только открыла для себя молодого тенора.
И для самого певца выступление в Самарской филармонии стало в какой-то степени дебютным. С симфоническим оркестром, как признался Сергей Романовский, в России сольно он еще не выступал, только на зарубежных гастролях. В родной стране было немало ролей в оперных спектаклях, концертных исполнений в сопровождении фортепиано. И вот, можно сказать, благодаря Лемешеву состоялся этот действительно удачный дебют. Удача эта во многом зависела и от дирижера Михаила Щербакова, который не заглушал оркестром певца, а помогал ему, можно сказать, оберегал, внимательно следя за каждым вступлением, ни на минуту не отпуская взглядом. Такая сценическая гармония достигается не всегда. И не раз за вечер из зала звучали крики «Браво оркестру».
Поющее сердцем
Если же говорить об открытиях состоявшегося концерта, то Сергей Романовский в свою очередь был удивлен теплым приемом самарской публики. Артиста долго не отпускали, и после неаполитанской песни «Вернись в Соренто» он исполнил на бис «О соле миа!». К слову, на итальянском языке за вечер прозвучало несколько произведений. Такая любовь теноров к итальянцам не случайна. Музыка русских композиторов гениальна, но сложна для исполнения, об этом не раз в интервью говорили многие певцы, не только теноры. Некоторые обладатели басов отдают предпочтение немецкой музыке. Одна из причин кроется в специфике русского языка, звуки которого рождаются в глубине речевого аппарата. Итальянская же речь звучит словно на кончике языка, и многие произведения итальянских композиторов легки для исполнителей, которым не надо сильно форсировать звук, напрягать связки, особенно это важно для таких нежных голосов, как тенора. «Неправильно выбранным репертуаром, - уже после концерта рассказал Сергей, - можно посадить голос, а правильным - восстановить. Мне в свое время очень помогла музыка Франческо Тости. Романсы этого итальянского композитора мне посоветовал мой педагог Дмитрий Вдовин. Тости, будучи также педагогом, многие произведения сочинял с расчетом на то, чтобы было удобно петь. Это музыка, можно сказать, прописанная для молодых вокалистов. Для русских композиторов все-таки нужно расти».
По первому музыкальному образованию Сергей Романовский — скрипач, считается, что именно у скрипачей самый тонкий слух. Но, окончив музыкальную школу, не смог поступить в училище. «Не хватило денег на скрипку, - вспоминает Сергей, - мы жили очень небогато, а без инструмента даже не стоило пытаться». Но через год поехал на прослушивание на отделение вокала.
И опять возвращаемся к Лемешеву. «Первые мои пластинки, кассеты, - вспоминает Сергей, - были с записями Лемешева, Козловского, итальянского певца Джильи. У меня был старенький магнитофон, в котором порой не закрывалась крышка для кассеты, а кнопку «плей» надо было прижимать спичкой. Но вот именно эти тенора влюбили меня в музыку. Уже позже поступив в училище, мы стали обмениваться записями, ходить в фонотеку, и там впервые я услышал уже коронные номера того же Лемешева, замечательного русского тенора Атлантова. Много слушал и Шаляпина. Это, конечно, не просто певцы с красивыми голосами, у них было поющее сердце».